ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-330/2023 от 20.11.2023 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Производство № 2а-330/2023

(УИД) 75RS0014-01-2023-000486-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

село Красный Чикой 20 ноября 2023 года

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Рязанова А.И.,

при секретаре Добкевич Е.С.,

с участием старшего помощника прокурора Красночикойского района Стрелкова Е.Н.,

представителя административного ответчика ОМВД России по Красночикойскому району Попова Л.И., действующего на основании доверенности,

представителя отделения Лицензионно-разрешительной работы (по Красночикойскому, П-Забайкальскому, Улетовскому и Хилокским районам) Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Забайкальскому краю, Асташова А.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красночикойского района к ОМВД России по Красночикойскому району об обязании оборудовать специальное помещение для проведения отстрела оружия, к УМВД России по забайкальскому краю об обязании профинансировать мероприятия ОМВД России по красночикойскому району по оборудованию специального помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красночикойского района, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, указав, что прокуратурой Красночикойского района по обращению И.С.П. проведена проверка в исполнения законодательства об оружии ОМВД России по Красночикойскому району.

В силу положений пункта 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана проводить по направлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Согласно статье 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружию, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган.

В целях реализации указанных требований законов приказом Росвардии и МВД России от 09.08.2018 утвержден Порядок организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом (далее - Порядок контрольного отстрела), приказом МВД России от 31.05.2018 утверждены Технические требования к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом (далее по тексту - Технические требования).

В соответствии с пунктами 2-4 Порядка контрольного отстрела, контрольный отстрел производится с целью постановки отстрелянных пуль и гильз на учет федеральной пулегильзотеки для обеспечения розыска оружия в случае его утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением. Контрольный отстрел (за исключением вновь изготовленного оружия) проводится в подразделениях тылового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях на основании направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом. Контрольный отстрел проводится в день представления юридическим лицом или гражданином Российской Федерации направления. При невозможности производства контрольного отстрела в день обращения инициатору обращения назначаются время и дата его производства, но не позднее трех рабочих дней со дня его обращения.

Согласно п. 2 Технических требований, контрольный отстрел оружия проводится в тирах или специально оборудованных помещениях в пулеулавливатели, обеспечивающие, получение следов на пулях и гильзах, пригодных для проведения идентификационных исследований.

Проверкой установлено, что на балансе и фактически в ОМВД России по Красночикойскому району имеется пулеулавливатель для отстрела огнестрельного оружия.

Вместе с тем, в нарушение п. 2 Технических требований, а также в нарушение п. 18 Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 23.11.2017 , в ОМВД России по Красночикойскому району для отстрела оружия отсутствует специальное помещение.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес начальника ОМВД России по Красночикойскому району 22.06.2023 внесено представление об устранении допущенных нарушений законодательства об оружии, которое 28.06.2023 рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены.

Указанный факт нарушает права неустановленного круга, поскольку отсутствие специального помещения для отстрела оружия препятствует выполнению административных процедур, необходимых для регистрации огнестрельного оружия.

Ссылаясь на ст.ст. 39 КАС РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» просил в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обязать ОМВД России по Красночикойскому району оборудовать специальное помещение для проведения отстрела оружия. Обязать УМВД России по Забайкальскому краю профинансировать мероприятия ОМВД России по Красночикойскому району по оборудованию специального помещения для отстрела оружия.

В судебном заседании старший помощник прокурора Красночикойского района Стрелков Е.Н. подтвердил обстоятельства, указанные в исковом заявлении, административный иск поддержал, по доводам, в нем изложенным.

Представитель административного ответчика ОМВД России Красночикойского района Забайкальского края, действующий на основании доверенности Попов Л.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, предоставил отзыв, согласно которому денежных средств на оборудование помещения у ОМВД России по Красночикойскому району не имеется и главным распорядителем денежных средств является МВД России, также организация специальных помещений входит в исключительную компетенцию органов внутренних дел и требование об организации тех или иных помещений нарушает принцип разделения властей. Кроме того, права граждан не нарушается так как отделение Лицензионно-разрешительной работы (по Красночикойскому, П-Забайкальскому, Улетовскому и Хилокским районам) может давать направления на отстрел нарезного оружия в иной район, где созданы условия для его отстрела.

Представитель административного ответчика УМВД России по Забайкальскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому денежных средств на оборудование помещения у ОМВД России по Красночикойскому району не имеется и главным распорядителем денежных средств является МВД России, также организация специальных помещений входит в исключительную компетенцию органов внутренних дел и требование об организации тех или иных помещений нарушает принцип разделения властей.

Представитель административного ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому денежных средств на оборудование помещения у ОМВД России по Красночикойскому району не имеется и главным распорядителем денежных средств является МВД России, также организация специальных помещений входит в исключительную компетенцию органов внутренних дел и требование об организации тех или иных помещений нарушает принцип разделения властей.

Инспектор Отделения лицензионно-разрешительной работы (по Красночикойскому, П-Забайкальскому, Улетовскому и Хилокским районам) Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Забайкальскому краю, Асташов А.В., в судебном заседании пояснил, что административные исковые требования прокурора поддерживает.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1HYPERLINK consultantplus://offline/ref=7B2AA08716726A24693BF6C27790FC0ADB77C167EC0EB7D9B9D8D131C4C889590B800AB002EA0368DEA0C3447BBC6387162E6E5FC7E31E9C26p2D статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (ред. от 06.02.2023) из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки. Контрольному отстрелу подлежит следующее гражданское и служебное огнестрельное оружие с нарезным стволом принадлежащее гражданам Российской Федерации, - перед его продажей, дарением или уничтожением. Контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится органами внутренних дел. Технические требования к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом и требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Приказом Росвардии и МВД России от 09.08.2018 утвержден Порядок организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, приказом МВД России от 31.05.2018 утверждены Технические требования к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Пунктом 2 Технических требований к контрольному отстрелу из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом предусмотрено, что контрольный отстрел оружия проводится в тирах или специально оборудованных помещениях в пулеулавливатели, обеспечивающие получение следов на пулях и гильзах, пригодных для проведения идентиф Согласно статье 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружию, контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган.

В соответствии с пунктами 2-4 Порядка контрольного отстрела, контрольный отстрел производится с целью постановки отстрелянных пуль и гильз на учет федеральной пулегильзотеки для обеспечения розыска оружия в случае его утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением. Контрольный отстрел (за исключением вновь изготовленного оружия) проводится в подразделениях тылового обеспечения территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях на основании направления на проведение контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом. Контрольный отстрел проводится в день представления юридическим лицом или гражданином Российской Федерации направления. При невозможности производства контрольного отстрела в день обращения инициатору обращения назначаются время и дата его производства, но не позднее трех рабочих дней со дня его обращения.

Из ответа от 26.06.2023 заместителя начальника полиции (по ООП) на запрос прокурора Красночикойского района от 19.06.2023 усматривается, что в ОМВД России по Красночикойскому району имеется в наличии пулеулавливатель. Специально оборудованное помещение для отстрела оружия и патронов в ОМВД по Красночикойскому району отсутствует. Проведение контрольного отстрела возложено на подразделение тылового обеспечения территориального органа МВД России на региональном и районных уровнях. Должностное лицо, ответственное за проведение отстрела не закреплено.

Согласно представлению от 22.06.2023 прокурора Красночикойского района в адрес начальника ОМВД РФ по Красночикойскому району, проверкой установлено, что на балансе и фактически в ОМВД России по Красночикойскому району имеется пулеулавливатель для отстрела огнестрельного оружия, но в нарушение п.2 Технических требований, а также в нарушение п.18 Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, в ОМВД района для отстрела оружия отсутствует специальное помещение, тир, стрельбище или полигон, который бы также использовался для проведения огневой подготовки сотрудников полиции ОМВД района с проведением стрельб. В соответствии с ст.,ст.22,24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предложено принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.

Из ответа от 28.06.2024 заместителя начальника полиции (по ООП) следует, что в ходе рассмотрения представления проработан вопрос о необходимости выделения комнаты для проведения отстрела оружия, в соответствии с действующим законодательством. Для выделения денежных средств для приведения комнаты в соответствие будет направлена заявка для выделения нужного количества денежных средств.

Свидетель С.С.С., состоящий в должности начальника штаба ОМВД России по Красночикойскому району в судебном заседании пояснил, что оперативного совещания 28.06.2023 по вопросам рассмотрения представления прокурора Красночикойского района от ДД.ММ.ГГГГ не проводилось, каких-либо поручений, подлежащих контролю ему начальником ОМВД России не давалось.

Свидетель А.С.М., в судебном заседании пояснил, что в ОМВД России по Красночикойскому району имеется пулеулавливатель, а также необходимое помещения для возможности оборудования его в помещение для отстрела огнестрельного оружия. Вместе с тем, в целях соблюдения нормативов для организации указанных помещений есть необходимость разработки проекта и сметы работ. Кроме того, в силу отсутствия указанного помещения в ОМВД России по Красночикойскому району невозможно производство криминалистических экспертиз.

Согласно информации от 17.11.2023 УМВД России по Забайкальскому краю подготовлен локально сметный расчет на обустройство комнаты отстрела в подвальном помещении административного здания ОМВД России по Красночикойскому району на сумму 120 522 рубля 65 копеек. Лимиты денежных средств УМВД России по Забайкальскому краю доведены. ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Забайкальскому краю» в текущем году будут проведены закупочные процедуры по выбору подрядной организации по обустройству комнаты отстрела ОМВД России по Красночикойскому району».

Суд не принимает довод административных ответчиков об отсутствии денежных средств на организацию специального помещения для проведения отстрела оружия, так как данный довод противоречит информации УМВД России по Забайкальскому краю от 17.11.2023.

Довод административных ответчиков о том, что административные исковые требования об организации специального помещения для проведения отстрела оружия вторгаются в сферу исключительных полномочий, в том числе хозяйственных, органов внутренних дел, суд не принимает, так как способ организации специального помещения для проведения отстрела оружия административным истцом не указывается, и в данном случае административные ответчики вправе организовать его любым доступным способом.

Также суд отвергает довод административных ответчиков о том, что отсутствие специального помещения для проведения отстрела оружия и как следствие отсутствие отстрела оружия не нарушает прав и законных интересов владельцев огнестрельного оружия, проживающих на территории Красночикойского района, как прямо противоречащий п. 3 Порядок организации проведения контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие в ОМВД России по Красночикойскому району специального помещения, тира, стрельбищ или полигона для отстрела оружия нарушает права Российской Федерации поскольку нарушается порядок постановки отстрелянных пуль и гильз на учет федеральной пулегильзотеки для обеспечения розыска оружия в случае его утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением, а также определенного круга лиц - жителей Красночикойского района, поскольку не имеется технической возможности производить контрольные отстрелы оружия.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований прокурора района к УМВД России по Забайкальскому краю и ОМВД России по Красночикойскому району.

Учитывая информацию УМВД России по Забайкальскому краю от 17.11.2023, о подготовке локально-сметного расчета и проведении мероприятий по выбору подрядной организации суд полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований к МВД России не имеется.

В соответствии со ст. 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе установить разумный срок на исполнение решения суда, и в данном случае такой срок надлежит установить заявленный прокурором срок.

В соответствии с ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Поскольку ответчики в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Красночикойского района удовлетворить частично.

Обязать ОМВД России по Красночикойскому району оборудовать специальное помещение для проведения отстрела оружия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать УМВД России по забайкальскому краю профинансировать мероприятия ОМВД России по Красночикойскому району по оборудованию специального помещения для отстрела оружия.

Исковые требования к Министерству внутренних дел Российской Федерации удовлетворению не подлежат.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Красночикойский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2023 года.

Судья А.И. Рязанов