УИД 59RS0005-01-2021-003801-34
Дело № 2а-64/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2022 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Пепеляевой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Макаровой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Администрации г. Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 (административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации города Перми, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (административные ответчики) о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 и ее сын ФИО2, являются собственниками квартиры общей площадью 63,1 кв.м., расположенной в двухквартирном жилом доме по адресу: <адрес>1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. Право собственности возникло на основании решения Мотовилихинского районного суда г. Перми от 09.01.2013 по делу №2-346/2013. В связи с тем, что земельный участок под домом не сформирован, собственники квартир в 2015 году обратились в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Департамент земельных отношений принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от 19.08.2015 №. Причинами отказа послужило то обстоятельство, что согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.1 Земельного кодекса РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельного участка в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами. После отказа в предварительном согласовании представитель административного истца обратился в Администрацию г. Перми с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом. В своем письме от 08.06.2016 № начальник Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми информирует о том, что жилой дом по <адрес> включен в план формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории г.Перми. На момент подачи административного иска земельный участок под домом не сформирован. Административный истец и ее сын, как собственники квартиры, лишены возможности установить забор, построить вспомогательные постройки и т.д., поскольку не имеют представления, где будут установлены границы земельного участка.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми и Администрации города Перми, выразившееся в несовершении предусмотренных законом действий по заявлению ФИО1 по образованию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми и Администрацию города Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем совершения необходимых действий по образованию земельного участка, обеспечению его постановки на кадастровый учет под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась извещена.
Представитель административного истца – ФИО3 (адвокат по ордеру) в судебное заседание не явился, извещен, представил телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела без его участия, ранее участвуя в судебном заседании на требованиях настаивал, дополнительно представил в материалы дела письменные объяснения.
Административный ответчик – Администрация города Перми в судебное заседание представителя не направили, извещены, просили рассматривать дело без их участия, с требованиями не согласны, считают их незаконными по основаниям, изложенным в возражениях от 01.07.2021 и дополнительных возражениях от 23.09.2021. В возражениях по делу отмечено, что какие-либо права и законные интересы административного истца не нарушены. Департамент письмами от 08.06.2016 и от 23.12.2019 проинформировал административного истца о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом <адрес> г.Перми после разработки и утверждения проекта межевания территории. В письме Департамента от 23.12.2019 также указано о расположении земельного участка в функциональной зоне сельскохозяйственного использования и территориальной зоне сельскохозяйственного использования, не предусматривающих размещение многоквартирных домов. Административный истец не был лишен права самостоятельно обратиться к Главе города Перми с предложением о внесении изменений в Генеральный план города Перми, в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Административный истец своим правом на направление предложений об изменении Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не воспользовался, заявлений об установлении функциональной зоны и территориальной зоны, позволяющей размещение многоквартирных домов, не поступало. При этом, в настоящее время оснований для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет под многоквартирным домом <адрес> города Перми не имеется, поскольку вид разрешенного использования образуемого земельного участка (многоквартирный дом) не соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны СХ, установленным Правилам землепользования и застройки. Образование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> города Перми и постановка его на государственный кадастровый учет возможны после проведения уполномоченными органами последовательных действий: принятие Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края решения о внесении изменении в Генеральный план Пермского городского округа в части установления функциональной зоны и в Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны, предусматривающей размещение многоквартирных домов, и подготовка проекта о внесении изменений в Генеральный план Пермского городского округа, Правила землепользования и застройки, внесение Правительством Пермского края изменений в Генеральный план Пермского городского округа, Правила землепользования и застройки. Департаментом совершены все необходимые в рамках полномочий действия, предусмотренные законодательством, срок подготовки и представления проекта межевания территории на рассмотрение и утверждение, указанный в распоряжении начальника департамента от 31.03.2020 № «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> города Перми», не истек, бездействие со стороны департамента, администрации города отсутствует, нарушение департаментом, администрации города требований действующего законодательства и прав административного истца не допущено. Действующим законодательством не установлен предельный срок совершения органом местного самоуправления действий по формированию земельного участка в соответствии со ст. 16 ФЗ от 29.12.2014 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Кроме того, административный истец о нарушении права, свободы и законных интересов узнал из письма департамента от 08.06.2016 №, соответственно, истцом пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд с настоящим административным иском.
Административный ответчик – Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми в судебное заседание представителя не направил, извещен, просил рассматривать дело без участия представителя, с требованиями не согласны по основаниям, изложенным в возражениях от 01.07.2021, дополнительных возражениях от 23.09.2021 и от 10.11.2021. Сообщают, что в соответствии с распоряжением департамента от 31.03.2020 подготовлен проект межевания территории, в настоящее время находится на согласовании. Согласно Правил землепользования и застройки, земельный участок, на котором расположен жилой дом по <адрес>, отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ). Департамент письмами от 08.06.2016 №, от 23.12.2019 № проинформировал административного истца о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом <адрес> города Перми после разработки и утверждения проекта межевания территории. В письме департамента от 23.12.2019 № также указано о расположении многоквартирного дома в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (ТСП-СХ) и территориальной зоне сельскохозяйственного использования (СХ), не предусматривающей размещение многоквартирных домов. На основании Распоряжения начальника департамента от 31.03.2020 № «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми» муниципальным казенным учреждением «Институт территориального планирования» осуществляется подготовка проекта межевания территории по <адрес> в Мотовилихинском районе города Перми. Срок подготовки проекта межевания составляет 2 года со дня вступления в силу настоящего распоряжения. Распоряжение вступает в силу со дня официального опубликования в печатном средстве массовой информации «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>» (опубликовано 03.04.2020). Образуемый земельный участок под многоквартирным домом <адрес> города Перми расположен в территориальной зоне СХ, на которую распространяется действие градостроительного регламента, следовательно, вид разрешенного использования данного участка в соответствии с ч. 3 ст. 36 ГрК РФ должен соответствовать основным видам разрешенного использования, установленным Правилам землепользования и застройки. Административный истец не был лишен права самостоятельно обратиться к Главе города Перми с предложением о внесении изменений в Генеральный план города Перми, в Комиссию по землепользованию и застройке города Перми с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Административный истец своим правом на направление предложений об изменении Генерального плана города Перми, Правил землепользования и застройки в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, не воспользовался, заявлений об установлении функциональной зоны и территориальной зоны, позволяющей размещение многоквартирных домов, не поступало. При этом, в настоящее время оснований для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет под многоквартирным домом <адрес> города Перми не имеется, поскольку вид разрешенного использования образуемого земельного участка (многоквартирный дом) не соответствует основным видам разрешенного использования территориальной зоны СХ, установленным Правилам землепользования и застройки. Образование земельного участка под многоквартирным домом <адрес> города Перми и постановка его на государственный кадастровый учет возможны после проведения уполномоченными органами последовательных действий: принятие Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края решения о внесении изменении в Генеральный план Пермского городского округа в части установления функциональной зоны и в Правила землепользования и застройки в части установления территориальной зоны, предусматривающей размещение многоквартирных домов, и подготовка проекта о внесении изменений в Генеральный план Пермского городского округа, Правила землепользования и застройки, внесение Правительством Пермского края изменений в Генеральный план Пермского городского округа, Правила землепользования и застройки. Департаментом совершены все необходимые в рамках полномочий действия, предусмотренные законодательством, срок подготовки и представления проекта межевания территории на рассмотрение и утверждение, указанный в распоряжении начальника департамента от 31.03.2020 № «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> города Перми», не истек, бездействие со стороны департамента отсутствует, нарушение департаментом требований действующего законодательства и прав административного истца не допущено. В настоящее время работы готовится инженерные изыскания в соответствии с муниципальным контрактом от 08.06.2021, Департамент градостроительства и архитектуры 19.01.2021 направил письмо в Департамент финансов для выделения финансирования на подготовку проекта межевания в соответствии с распоряжением.
Административный ответчик – Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в судебное заседание не явились, извещены, ранее представили в материалы дела отзыв, и возражения на административный иск, в которых поддержали позицию администрации города Перми. Просили отказать в удовлетворении требований. Отметили, что Министерство каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушало. Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу. В полномочия Министерства не входит принятие решения о внесении изменения в Генплан и Правила землепользования и застройки, соответствующие полномочия возложены на Правительство Пермского края.
Заинтересованное лицо – Департамент земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание представителя не направил, извещен, в материалы дела представлен отзыв на административное исковое заявление, в котором отмечено, что в настоящее время земельный участок под многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, является несформированным, а также собственникам помещений многоквартирного дома не предоставлялся. Просили отказать в удовлетворении требований.
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены, ранее представили отзыв по делу, в котором просили рассмотреть исковое заявление по существу без участия представителя Управления. В отзыве указали, что в реестре недвижимости имеются актуальные записи о том, что квартира, общей площадью 63,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, с 09.01.2013 зарегистрирована на праве общей долевой собственности за ФИО2 и ФИО1 (по ? доли в праве).
Заинтересованные лица – ФИО4, ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя.
Как следует их материалов дела, ФИО1 и ФИО2 являются собственниками квартиры по адресу: <адрес> (по ? доле каждый) – т.1 л.д.6-7, т.1 л.д.137-145.
Право собственности возникло на основании решения Мотовилихинского суда от 09.01.2013 по делу №2-346/2013 (т.1 л.д.8-11).
Согласно сведениям из Автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Перми в части карты функциональных зон Генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №, земельный участок по адресу: <адрес> расположен в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (ТСП-СХ).
Согласно таблице 15 главы 6 Генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17.12.2010 №, формирование и развитие ТСП-СХ (зон сельскохозяйственного использования) должно направляться следующими целевыми установками – созданием правовых, административных и экономических условий для: деятельности, связанной с выращиванием сельхозпродукции открытым способом; сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности.
Размещение многоквартирных домов в соответствии с установленными Генеральным планом города Перми функциональной зоной и Правилами землепользования и засатройки территориальной зоной не предусмотрено.
Вместе с тем, нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается возможность внесения изменений в генеральный план, а также правила землепользования и застройки поселений в случаях поступления в органы местного управления соответствующих обращений.
21.07.2015 представитель ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 (по доверенности) обратился с заявлениями в Департамент земельных отношений администрации города Перми, с просьбой о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д.12,13).
Решением Департамента земельных отношений администрации города Перми от 19.08.2015 № отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка (т.1 л.д.14-15). Причинами, послужившими основаниями для отказа, явились следующие обстоятельства: Согласно кадастровому паспорту на объект недвижимого имущества от 03.08.2015 № жилой дом по <адрес> является многоквартирным жилым домом. Согласно п. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами. В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, в силу подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
18.05.2016 ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3 обратилась в Администрацию города Перми с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2020 №12-П (т.1 л.д.16).
08.06.2016 в ответ на указанное заявление предоставлена информация со стороны Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, указано, что многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в план формирования и проведения государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, в границах территории города Перми (т.1 л.д.17-18).
05.11.2019 ФИО1 обратилась в Прокуратуру Ленинского района г.Перми с заявлением о внесении представления в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, а именно прошло более трех лет, документация по планировке территории не разработана, соответственно, не проведены и кадастровые работы по образованию земельных участков по <адрес> (т.1 л.д.52-53).
Прокуратура Ленинского района г.Перми обращение ФИО1 направило в Прокуратуру г.Перми (т.1 л.д.51).
20.11.2019 Прокуратура г.Перми данное заявление направило Главе города Перми для рассмотрения (т.1 л.д.50).
23.12.2019 Департаментом градостроительства и архитектуры в адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, в котором отмечено, что жилой дом по <адрес> расположен в территориальной зоне сельскохозяйственного использования, не предусматривающей размещение многоквартирных домов. Работы по образованию участка под жилым домом по <адрес>, будут осуществлены после решения вопроса о проведении государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами, расположенными в территориальных зонах, не предусматривающих размещение многоквартирных домов, о чем уведомят дополнительно (т.1 л.д.58-59).
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее также Закон №189-ФЗ) – специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 №10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2020 №12-П).
Частями 3 и 5 статьи 16 Закона №189-ФЗ предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона №189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков или выделе из земельных участков.
Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ); утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением, в том числе, образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений.
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 9 статьи 63 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2 и 5.2 статьи 45 Кодекса, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Согласно Порядку принятия решения о подготовке проекта изменений в Генеральный план города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 18.12.2012 №, Положению о порядке подготовки генерального плана Пермского городского округа, порядке внесения в него изменений, утвержденному постановлением Правительства Пермского края от 23.12.2020 №-п, основанием для принятия решения о подготовке изменений в Генеральный план является поступление мотивированных предложений заинтересованных физических и юридических лиц об изменении границ функциональных зон, их характеристик, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, линейных объектов.
В соответствии с п. 3.2.2.2 Положения о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 №, департамент обеспечивает выполнение работ в соответствии с действующим законодательством по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, под многоквартирными домами.
С учетом изложенных выше обстоятельств, применительно к указанным выше нормам права, с учетом позиции Конституционного суда РФ, суд приходит к выводу о том, что именно на Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Перми лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
Следовательно, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми является надлежащим ответчиком по делу.
31.03.2020 Начальником Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми издано распоряжение № «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> города Перми», в соответствии с которым МКУ «Институт территориального планирования» за счет собственных средств необходимо осуществить подготовку проекта межевания территории по <адрес> г. Перми. Срок подготовки проекта межевания территории составляет 2 года со дня вступления в силу распоряжения. По истечению указанного срока представление проекта межевания территории на рассмотрение и утверждение не допускается. Распоряжение вступает в силу со дня официального опубликования (т.1 л.д.60, 86).
В соответствии с приложением к названному распоряжению обозначена территория по <адрес> г.Перми площадью 0,25 га (т.1 л.д.61, т.1 л.д.86 оборот-87).
08.06.2021 МКУ «Институт территориального планирования» (заказчик) и ООО «ГеоБур» (исполнитель) заключен муниципальный контракт, в соответствии с условиями которого исполнитель обязался выполнить работы по инженерно-геодезическим изысканиям, в том числе в соответствии с распоряжением начальника ДГА от 31.03.2020 «О подготовке проекта межевания территории по <адрес> города Перми» (т.2 л.д.8-26).
Из представленной переписки между Департаментом градостроительства и архитектуры следует, что ориентировочный срок подготовки первой редакции проекта межевания территории и направления ее в уполномоченный орган – конец 1 квартала 2022 года (т.2 л.д.34,35).
Таким образом, до настоящего времени земельный участок под многоквартирным жилым домом, не сформирован.
Вместе с тем, длительное неформирование со стороны уполномоченного органа земельного участка под многоквартирным жилым домом не основан на законе. Департамент градостроительства и архитектуры при наличии заявления собственника помещения в многоквартирном жилом доме обязан был инициировать подготовку документации по планировке территории в разумный срок, после чего сформировать земельный участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом, суд учитывает, что орган местного самоуправления, реализуя в порядке статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» возложенные на него полномочия по образованию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, не должен занимать формальную позицию, ограничиваясь ссылками на возможность формирования в будущем подобных земельных участков в соответствии с проектом межевания территории и на отсутствие бюджетных средств на финансовое обеспечение исполнения своих публичных полномочий; собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен такой дом, имеют право требовать от уполномоченного органа формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета в разумный срок.
В ответах Департамент градостроительства и архитектуры фактически не содержится указания на разумный срок, в течение которого будут подготовлены документы по планировке территории, а также сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под многоквартирным домом, собственником помещения в котором является административный истец. В ответах не имелось прямых указаний на то, что такие работы будут проведены.
При том, материалами дела подтверждено, что работы до настоящего времени не проведены и земельный участок фактически не сформирован, то есть административный истец, фактически лишена права сформировать испрашиваемый земельный участок под многоквартирным жилым домом в предполагаемый федеральным законодателем разумный срок.
Таким образом следует признать незаконным бездействие Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, выразившееся в не совершении предусмотренных законом действий по заявлению ФИО1 по образованию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Поскольку неформирование земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в период с 2016 года по настоящее время, безусловно нарушает права административного истца и свидетельствует о бездействии.
Приведенный со стороны административных ответчиков довод о том, что истец не лишен был возможности самостоятельно обратиться к главе города, не принимается, т.к. истец обратился с заявлением в администрацию (департамент градостроительства и архитектуры), то есть надлежащий орган, который был обязан провести ряд последовательных действия, результатом которых должно было стать образование земельного участка под многоквартирным домом, что до настоящего времени не сделано. Судом учитывается, что у административного истца имеется право для обращения в соответствующий орган, а на орган власти возложена обязанность, которая длительное время не исполняется. Как уже отмечено ранее, с заявлением административный истец обратилась в 2016 году, распоряжение принято в 2020 году, в котором установлен срок два года, а из представленных административными ответчиками документов следует, что планируется только 1 этап межевания.
Приведенные доводы относительно пропуска срока со стороны административного истца для обращения в суд, не принимаются.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ФИО1 обжаловала бездействие, которое, по ее мнению, продолжается до настоящего времени, требования истца, изложенные ей в заявлении органом власти, не исполнены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое бездействие носит длящийся характер и срок обжалования в данном случае административным истцом не пропущен, следовательно, правило об ограничении срока на обращение в суд не может быть применено.
С учетом того, что именно на Департаменте градостроительства и архитектуры лежала обязанность по формированию земельных участков, то в удовлетворении требований к Администрации города Перми и Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края следует отказать.
Согласно принципу разделения властей, установленного ст. ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации, судебное решение по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти. В связи с чем, суд не вправе возлагать на орган местного самоуправления обязанность по осуществлению конкретных действий. При этом, судом учитывается, что признание незаконным бездействия, уже восстанавливает права истца (с учетом уже предпринятых действий). Орган должен сам решить вопрос с восстановлением права административного истца в пределах своей компетенции.
Руководствуясь ст. ст. 173-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми, выразившееся в не совершении предусмотренных законом действий по заявлению ФИО1 по образованию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья (подпись) И.С. Пепеляева
Копия верна. Судья:
Решение не вступило в законную силу.
Секретарь: