ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3314/19 от 21.11.2019 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело№2а-3314/19

64RS0043-01-2019-004043-47

Решение

Именем Российской Федерации

21 ноября 2019 года г. Саратов

Заводской районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аванесовой И.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности ФИО2,

представителя заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Саратова по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО4 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№> расположенного по адресу город Саратов, <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований ФИО4 указала, что является собственником земельного участка площадью 734 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу г. Саратов, <адрес>, с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома.

19 июля 2019 года истец обратилась в администрацию муниципального образования город Саратов с уведомлением о планируемой реконструкции жилого дома находящегося на вышеуказанном земельном участке, на что получила от администрации муниципального образования «Город Саратов» уведомление от 01 августа 2019 года №46-нд-2019 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <№>, так как заявленный участок входит в территорию границ «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУвв.)

ФИО4 указывает, что в силу п.1 ст.263 ГК РФ имеет право возводить на принадлежащем ей земельном участке здания сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам.

В соответствии с ч.1, 4, 9, 9.1, 13 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство(реконструкцию) выдается по общему правилу органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Постановлением администрации муниципального образования Саратова утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства».

Согласно п.2.6.1.1 регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель должен самостоятельно представить следующие документы для объектов индивидуального жилищного строительства: а) правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на земельный участок (договоры купли-продажи, мены, аренды, государственные акты, выписку из ЕГРЮЛ и т.д.), если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; б)градостроительный план земельного участка, в) схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно ч. 10 ст. 51 ГрК Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в ч. ч. 7 и 9 ст. 51 ГрК Российской Федерации, документов.

Поскольку согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу город Саратов, <адрес> был сформирован в 1992. го, то есть, до принятия приказа Управлением по охране объектов культурного наследия правительства Саратовской области от 13.04.2016г.№66 то права на земельный участок не должны быть ограничены и административный ответчик обязан выдать разрешение на строительство. Так как строительство реконструкция объекта капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей (часть 2 названной нормы).

Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, предусмотренных ч. 9 ст. 51 ГрК РФ, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В силу ст. 28 ФЗ № 73-ФЗ для определения, наличия или отсутствия объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, землях лесного фонда либо в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 ФЗ РФ работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со ст.3 ФЗ, а так же для уточнения сведений об объекте культурного наследия, включенном в реестр, о выявленном объекте культурного наследия» и для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ - предусмотрено проведение государственой экспертизы (далее-историко-культурная экспертиза).

Вместе с тем, точные размеры и границы территории объекта культурного наследия позволяющих достоверно установить нахождение в его границах земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащего ФИО4 отсутствуют.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и указанным Федеральным законом в силу ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ № 73-ФЗ физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, право пользования земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объектархеологического наследия, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных данным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Нормативные акты органов местного самоуправления об изъятии из оборота или ограничении в обороте по земельному участку принадлежащему ФИО4 не принимались. Охранное свидетельство ФИО4 не выдавалось.

Согласно п. 2 ч. 12 ст. 8 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, раздел «Схема планировочной организации земельного участка». В связи с тем, что ФИО4, является владельцем земельного участка, то вправе на основании ч. 5 ст. 48 ГрК РФ осуществлять подготовку схемы планировочной организации земельного участка. Таким образом, схема размещения объекта индивидуального жилищного строительства полностью соответствует требованием градостроительного плана земельного участка. Однако границы территории «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУвв.)» являются условными, границы в соответствии с действующим законодательством не установлены.

Пункт 3 ст. 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.

Согласно п. 2 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения, в том числе, о зонах с особыми условиями использования территории, к которым относятся и особо охраняемые природные территории. Состав сведений кадастра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования эти решений.

Ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти в срок не более, чем пять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона с особыми условия использования территории, представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в кадастр недвижимости сведения, а в случае необходимости составления карты (плана) объекта землеустройства в течение шести месяцев со дня принятия вышеуказанного решения.

В то же время в выписке из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 19 декабря 2017 г. на земельный участок с кадастровым номером <№> ограничения и особые отметки не установлены.

В соответствии со ст.56, 94 ЗК РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко- культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями органов государственной власти субъектов РФ полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и иными федеральными законами.

При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах с особыми условиями использования территории, соответствии с п.6 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю также подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Ф3 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр недвижимости после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).

ФИО4 считает, что на сегодняшний день в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, сформированном в установленном порядке, на котором располагается особо охраняемая территория и в связи с чем, аминистрация муниципального образования горд Саратов» обязаны выдать разрешение на строительство (реконструкцию) жилого дома на земельном участке, который принадлежит ей на праве собственности

Без установления границ территории «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУвв.) в соответствии с действующим законодательством, утверждать, что принадлежащий ФИО4 земельный участок входит в границы памяти «Золотоордынское поселение, позднее средневековье(ХШ-ХУвв.) не правомерно, так как данный участок по праву собственности не входит в границы «Золотоордынское поселение, позднее средневековье(ХШ-ХУвв.), поскольку подобные границы не определены надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет как требует законодательство.

Нормативные акты органов местного самоуправления об изъятии из оборота или ограничения в обороте по данному участку не принимались.

Право государственной собственности не может превалировать над правом частной собственности на объекты гражданского оборота. Право частной собственности граждан РФ, как и право государственной собственности одинаково защищаются по законодательству России Федерации, а именно: Конституцией РФ, ГК РФ, ЗК РФ.

В связи с чем, для восстановления нарушенных прав ФИО4 вынуждена обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В судебное заседание административный истец ФИО4 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности ФИО1, которая в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, аналогичные, изложенным в иске и уточнении к нему. Указала, что границы территории «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУвв.)» в соответствии с действующим законодательством, не определены надлежащим образом и не поставлены на кадастровый учет как требует законодательство. Нормативные акты органов местного самоуправления об изъятии из оборота или ограничения в обороте по данному участку не принимались. Охранное свидетельство ФИО4 не выдавалось. Достоверных доказательств тому, что земельный участок, общей площадью 734 кв. с кадастровым номером <№> из категории земель населенных пункта разрешенным использованием - для жилищного строительства, расположенного по адресу г.Саратов, <адрес>, принадлежащий ФИО4 находится на землях особо охраняя природных территорий не имеется, для получения разрешения на строительство ФИО4 представлен необходмый пакет документов. Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства. В связи с чем заявила требования о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№> расположенного по адресу город Саратов, <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства от 01 августа 2019 года администрации муниципального образования «Город Саратов» является законным и обоснованным, принятым уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с учетом включения земельного участка с кадастровым номером <№> расположенного по адресу город Саратов, <адрес> состав земель территории объекта культурного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану решением Саратовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов от 09 февраля 1989 года № 40 «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУвв.)».

Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом города Саратова по доверенности ФИО3, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, указав, что требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия установлены статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно правовому режиму использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (XIII - XV вв.)», расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> (приложение № 4 к приказу управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 13.04.2016 № 66) земельные участки в границах территории объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. В зоне сплошного распространения культурного слоя любым земляным работам обязательно должны предшествовать спасательные археологические работы (раскопки). В зоне локальных выходов культурного слоя любым земляным работам обязательно должны предшествовать археологические разведки (шурфовки). В границах территории объекта культурного наследия запрещается, в том числе, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без проведения археологических полевых работ, обеспечивающих сохранность объекта археологического наследия. Документ, подтверждающий проведение соответствующих работ истцом при соответствующем обращении представлен не был. С учетом изложенного, у органа местного самоуправления отсутствовали основания для направления уведомления о допустимости строительства объекта индивидуального жилищного строительства на рассматриваемом земельном участке. Просил в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 отказать в полном объеме.

Заинтересованные лица Комитет по архитектуре, Управление по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не известили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (пункт 2 части 10 статьи 51.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО4 является собственником земельного участка площадью 734 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу г. Саратов, <адрес>, с разрешенным использованием для индивидуального жилого дома.

Земельный участок с кадастровым номером <№> входит в границы территории объекта культурного наследия федерального значения, принятого на государственную охрану решением Саратовского областного исполнительного комитета Совета народных депутатов от 09.02.1989 № 40 - «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (XIII-XV вв.)», расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>, утвержденного Приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 13.04.2016 №66, что следует из фрагмента карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования застройки города Саратова, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года № 54-397 «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», сообщения Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.

Границы территории объекта культурного наследия федерального значения утверждены приказом Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области №66 от 13 апреля 2016 года №66 «Об утверждение границ территории и правового режима использования земель в границах территорий объектов археологического наследия федерального значения: «Городище Алексеевское эпохи поздней бронзы и начала железного века», Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУ вв.)» с изменениями и дополнениями от 22 ноября 2016 года №157.

В соответствии с утвержденным правовым режимом использования земельных участков в границах территории указанного объекта культурного наследия в зоне сплошного распространения культурного слоя любым земляным работам обязательно должны предшествовать спасательные археологические работы (раскопки).

Согласно правовому режиму использования земель в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - «Золотоордынское поселение, позднее средневековье (XIII - XV вв.)», расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес> (приложение № 4 к приказу управления по охране объектов культурного наследия <адрес> от 13.04.2016 № 66) земельные участки в границах территории объекта культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.

В п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260)..

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Исходя из положений пп. 8. п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются, в том числе на принципе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории

Положениями п. 2, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В силу п. п. 1 - 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений; 4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

Пунктами 4, 5, 7, 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено:

4) зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

7) территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

8) правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;

9) градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На основании ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.

В силу ст. ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия установлены статьей 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 указанного Федерального закона на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что у административного ответчика имелись правовые основания для выдачи оспариваемого Уведомления, земельный участок административного истца находится в границах территории объекта культурного наследия федерального значения, при обращении с уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома ФИО4 указала цели подачи уведомления – строительство, вместе с тем, документы, подтверждающие проведение в границах территории объекта культурного наследия земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ с учетом проведения археологических полевых работ, обеспечивающих сохранность объекта археологического наследия при обращении ею представлены не были.

Доводы представителя административного истца о том, что при рассмотрении уведомления ФИО4 предоставила полный и необходимый пакет документов в соответствии с ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ и предоставление заявителем дополнительных документов не требуется, отсутствие в ГКН сведений о земельном участке на котором располагается особо охраняемая территория, отсутствие охранного свидетельства указывают на незаконность действий администрации муниципального образования «Город Саратов» несостоятельны и основаны на неверном толковании норм права.

В силу действующего законодательства, строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, учитывая расположение земельного участка с кадастровым номером <№> в границах территории объекта культурного наследия администрация муниципального образования вправе требовать представление документов подтверждающих допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, не является основанием для несоблюдения ФИО4 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, установленных земельным законодательством Российской Федерации и статьей 5.1 настоящего Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Ссылка представителя административного истца на отсутствие охранного свидетельства, формирования земельного участка до принятия приказа Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области от 13.04.2016 №66 «Об утверждение границ территории и правового режима использования земель в границах территорий объектов археологического наследия федерального значения: «Городище Алексеевское эпохи поздней бронзы и начала железного века», Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУ вв.)» не освобождает ФИО4 от соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, кроме того оформление охранного свидетельства в силу закона не обязательно.

Выдача паспорта осуществляется на основании запроса (заявления) с приложением иных документов, форма и перечень которых утверждаются соответствующим субъектом РФ (п. 9 Порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 07.06.2016 № 1271 (далее - Порядок оформления и выдачи паспорта), Приложение 1 к Административному регламенту г. Москвы).

Требования к оформлению паспорта определены Порядком оформления и выдачи паспорта. Форма паспорта утверждена Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Таким образом, выдача паспорта носит заявительный характер, представленный в материалы дела, паспорт содержит все необходимые сведения в соответствии с Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Доводы представителя административного истца о неустановлении границ территории Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУ вв.)» противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам - приказу Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области №66 от 13 апреля 2016 года №66 «Об утверждение границ территории и правового режима использования земель в границах территорий объектов археологического наследия федерального значения: «Городище Алексеевское эпохи поздней бронзы и начала железного века», Золотоордынское поселение, позднее средневековье (ХШ-ХУ вв.)» с изменениями и дополнениями от 22 ноября 2016 года №157, карте градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования застройки города Саратова, утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25 июля 2019 года № 54-397 «О правилах землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», сообщения Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности уведомления администрации муниципального образования «Город Саратов» о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства ФИО4 и отсутствии оснований для признания незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и производных от него требований об обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№> расположенного по адресу город Саратов, <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО4 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и обязании выдать разрешение на строительство (реконструкцию) индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером <№> расположенного по адресу город Саратов, <адрес> течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2019 года.

Судья: Галицкая Е.Ю.