ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3314/2016 от 23.09.2016 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-3314/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Город Кунгур Пермский край 23 сентября 2016 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Оборина Л.Г.,

при секретаре Лашовой Е.А.,

с участием административного истца Аксеновой О.А.,

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Плотниковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Аксеновой ФИО7 к Отделу судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Плотниковой ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя,

установил:

Аксенова О.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит: признать бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кунгурскому району УФССП по Пермскому краю, которому поручено исполнительное производство -ИП незаконным; обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кунгурскому району УФССП по Пермскому краю, которому поручено исполнительное производство -ИП, принять все надлежащие меры, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве» с целью, чтобы ее требования, как взыскателя были выполнены, а так же устранить описку в постановлении об исполнительном производстве.

В обосновании своих требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Плотниковой С.С. возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации г.Кунгура о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м. в границах <адрес>, соответствующее санитарным и техническим требованиям. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес руководителя Управления ФССП по Пермскому краю направлена жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя Плотниковой Е.С. по исполнительному производству -ИП, а так же заявление об исправлении описки в постановлении судебного пристава о возбуждении исполнительного производства. Указанные заявления были получены адресатом ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя УФССП по Пермскому краю была повторно направлена жалоба. До настоящего времени решение по жалобам не принято, ответы в адрес административного истца не направлены, в связи с чем не представляется возможным определить срок для обращения в суд, недостатка не устранены, допущенная описка не исправлена, судебный пристав-исполнитель, и вышестоящие должностные лица продолжают бездействовать, злостно не исполняя свои должностные обязанности, не производя ни каких исполнительных действий. Возбуждение исполнительного производства на момент подачи жалобы не привели к исполнению решения суда, не имеется сведений о надлежащем выполнении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем. Постановление о возбуждении исполнительного производства должнику было направлено с нарушение сроков, срок для добровольного исполнения истек. Судебным приставом-исполнителем Плотниковой Е.С. не было совершено и предпринято никаких мер, которые были бы направлены на принудительное выполнение требований, указанных в исполнительном документе, что нарушает права административного ответчика. За два месяца судебный пристав-исполнитель не предпринимал надлежащих мер для выполнения судебного решения. Такое бездействие судебного пристава приводит к грубому нарушению прав административного истца, как взыскателя, причиняет финансовые убытки и моральный вред.

На основании определения суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав-исполнитель ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Плотникова ФИО8, Управление Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю.

В судебном заседании административный истец Аксенова О.А. на заявленных требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Отдела судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Плотникова Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, считает их не законными и необоснованными. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист поступил в службу, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, которое направлено сторонам. Постановлением был дан срок должнику для исполнения решения суда – 5 дней, ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Должник предупрежден об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда. В производстве административного ответчика исполнительное производство находится с ДД.ММ.ГГГГ, так как судебный пристав-исполнитель, который раньше вел исполнительное производство уволился.

Представитель административного ответчика УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, изучив и оценив представленные доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению частично.

На основании ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, Действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Аналогичные положения содержатся в п.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) судебного пристава-исполнителя и указать способ их восстановления.

Из анализа указанных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Также в силу статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч.1 ст.64 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в том числе, в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество (денежные средства и ценные бумаги), изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик).

Судебному приставу-исполнителю предоставлено право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению в конкретной обстановке, а также в конкретно складывающейся ситуации.

Судом установлено.

ДД.ММ.ГГГГ Кунгурским городским судом выдан исполнительный лист по гражданскому делу № 2а-248/2016 обязать Администрацию города Кунгура Пермского края предоставить Аксеновой ФИО7 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 19,4 кв.м. в границах <адрес> края, соответствующее санитарным и техническим требованиям (л.д.17-18).ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в Отдел судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю с заявлением о возбуждении исполнительного производства в отношении должника, предъявив исполнительный лист, указав в заявлении адрес для направления почтовой корреспонденции.

В соответствии с ч.7 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Согласно ч.8 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Частью 12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

На основании ч.17 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Плотниковой Е.С. на основании исполнительного листа возбуждено исполнительное производство -ИП (л.д.17-18,19-20).

Из материалов исполнительного производства следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена Аксеновой О.А. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией реестра внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о возбуждении исполнительного производства была принята в администрации г.Кунгура, что подтверждается копией реестра отправки исходящей корреспонденции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам с нарушение требований закона, что нарушает права взыскателя на своевременное исполнение решения суда.

Поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства получены взыскателем и должником отсутствуют основания для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанностей по устранению указанного нарушения требований закона.

ДД.ММ.ГГГГ в Отдел судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю поступило заявление Аксеновой О.А. об устранении описки в постановлении судебного пристава.

28.07.2016 года судебным приставом-исполнителем Сулеймановой Р.М. вынесены постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление и постановление об удовлетворении заявления, которыми описка в постановлении о возбуждении исполнительного производства устранена (исполнительное производство -ИП).

Между тем в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем и своевременном направлении копий постановлений взыскателю, из объяснений административного истца следует, что постановления ею не получены.

Поэтому в силу 2 ст.227 КАС РФ на судебного пристава-исполнителя следует возложить обязанность по устранению допущенного нарушения и обязать направить взыскателю копии постановлений от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).

Административный истец, заявляя административные исковые требования о признании бездействия судебного пристава-исполнителя незаконными, не указал какие именно действия судебный пристав-исполнитель не совершил в силу предписания закона по принудительному исполнению исполнительного документа.

ДД.ММ.ГГГГ судебному приставу-исполнителю Сулеймановой Р.М. поступило письмо от должника Администрация г.Кунгура, в котором указывается, что свободных жилых помещений не имеется, у должника отсутствуют финансовые возможности для исполнения решения суда, денежные средства в бюджете города на 2016 год не предусмотрены на данные цели, решение будет исполнено при наличии профицита бюджета либо будут включены в бюджет на 2017 год (л.д.23-32).

Поскольку решение суда не исполнено в добровольном порядке в рамках указанного исполнительного производства 12.07.2016 года судебным приставом-исполнителем Сулеймановой Р.М. на основании ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании с должника Администрации города Кунгура исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб. (л.д.33-34).

13.07.2016 года судебному приставу-исполнителю Сулеймановой Р.М. поступило письмо от должника Администрация г.Кунгура, в котором указывается, что отсутствуют финансовые возможности для исполнения решения суда, должником предпринимаются меры для исполнения решения суда (л.д.35-36).

22.07.2016 г. судебный пристав-исполнитель предупредил руководителя должника об ответственности в случае злостного не исполнения решения суда (л.д.37).

25.08.2016 года судебному приставу-исполнителю Плотниковой Е.С. поступило письмо от должника Администрация г.Кунгура, в котором указывается, что отсутствуют финансовые возможности для исполнения решения суда, должником предпринимаются меры для исполнения решения суда (л.д.40).

21.09.2016 судебным приставом-исполнителем Плотниковой Е.С. в адрес руководителя Администрации города Кунгура вынесено предупреждение об уголовной ответственности в случае злостного не исполнения решения суда (л.д.42).

21.09.2016 г. судебным приставом-исполнителем в адрес должника администрации г.Кунгура вынесено требование в срок до 03.10.2016 г. исполнить требования исполнительного документа (л.д.43).

21.09.2016 года судебному приставу-исполнителю Плотниковой Е.С. поступила информация от должника об отсутствуют денежных средств для исполнения решения суда, должником предпринимаются меры для его исполнения (л.д.44-46).

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного срока реальное исполнение решения Кунгурского городского суда от 22.01.2016 года было невозможно вследствие специфических обстоятельств данного дела.

Указанная специфика состоит в том, что администрация г.Кунгура Пермского края была обязана предоставить жилое помещение за счет собственных бюджетных средств.

Распределение муниципальных бюджетных средств, в связи с проведением закупок, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключение гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени муниципального образования и т.д., должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Возможность сокращения ассигнований по другим расходным статьям бюджета у должника отсутствует, поскольку имеются обстоятельства, связанные с дефицитом бюджета и отсутствием дополнительных доходных источников. В настоящее время Администрация г.Кунгура Пермского края не в состоянии самостоятельно решить проблемы, связанные с предоставлением жилья гражданам, проживающим в домах, признанных непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу.

Администрация г.Кунгура Пермского края является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

Исполнение указанного решения носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию органа местного самоуправления.

На основании ч.1 ст.36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6.1 настоящей статьи.

Между тем в ходе судебного разбирательства установлено наличие объективных причин, по которым исполнительный документ не исполнен по независящим от судебного пристава-исполнителя причинам в установленный законом срок в связи с отсутствием у должника возможности исполнить решения суда.

Судебным приставом-исполнителем принимались меры для принудительного исполнения решения суда, должник предупреждался об ответственности за неисполнение решения суда, применено взыскание в виде исполнительского сбора.

Таким образом, в судебном заседании не установлено незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению указанного исполнительного документа, при этом судом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца судебным приставом-исполнителем.

При таких обстоятельствах административного дела суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в этой части.

Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

иск Аксеновой ФИО7 к Отделу судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Плотниковой ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю по исполнительному производству № -ИП по своевременному направлению копий постановлений должнику, взыскателю Аксеновой ФИО7.

Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю по исполнительному производству № -ИП направить копии постановлений от 28.07.2016 года взыскателю Аксеновой ФИО7.

В удовлетворении остальной части административного иска Аксеновой ФИО7 к Отделу судебных приставов по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Кунгурскому, Кишертскому и Березовскому районам УФССП России по Пермскому краю Плотниковой ФИО8, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.Г.Оборин