ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3315/20 от 13.04.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-3315/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 13 апреля 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Макарова М.В., при секретаре Николаевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Окружной администрации г. Якутска к Прокуратуре г. Якутска об оспаривании представления,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с данным иском, указав, что 26.11.2019 г. истцом было получено представление ответчика от 22.11.2019 г. «Об устранении нарушений жилищного законодательства, а также причин и условий, способствовавших их совершению». Истцу предписывалось безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, с уведомлением о времени и месте рассмотрения, принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений законодательства, а также способствовавших нарушениям причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, о результатах рассмотрения сообщить в прокуратуру города в письменной форме в установленный законом срок. 24.12.2019 г. в адрес ответчика был направлен ответ о том, что представление не подлежит удовлетворению в виду отсутствия нарушений со стороны истца.

Так, жилое помещение, расположенное по адресу: ____, по ордеру от 20.07.1982 г. было предоставлено гр. ФИО2 на состав семьи 3 человека, в том числе на сыновей ФИО6 и ФИО5. ФИО2 была зарегистрирована по данному адресу с 19.08.1982 г. по 19.11.2001 г. (до смерти). Сыновья в регистрации не значились.

09.01.2004 г. данное помещение было предоставлено по ордеру ФИО3, затем 24.03.2004 г. жилое помещение было предоставлено по ордеру ФИО4, с которой 07.09.2004 г. был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан. 31.12.2004 г. на жилое помещение было зарегистрировано право собственности ЖСК «Мой дом» на основании договора купли-продажи от 23.12.2004 г..

ФИО5 и ФИО6 в МКУ «Департамент жилищных отношений» с заявлениями не обращались, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоят. Длительное время, более 18 лет не обращались о защите своих прав на жилое помещение.

Согласно копиям документов, имеющихся в МКУ «ДЖО» 24.04.2014 г. на вышеуказанное жилое помещение было зарегистрировано право собственности гр. ФИО7 на основании решения Якутского городского суда от 19.12.2013 г..

В связи с чем, истец просит признать незаконным представление прокуратуры г. Якутска от 22.11.2019 г. «Об устранении нарушений жилищного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Федоров Е.К. исковые требования поддержал полностью, дополнительно пояснил, что братья ФИО15 с 2004 г. действительно были несколько раз осуждены к лишению свободы. Однако, в 2004 году они не отбывали наказание, ФИО16 повторно был осужден только в 2010 году, а ФИО5 осужден был в 2006 году., претензий никаких не предъявляли находясь на свободе. После освобождения из мест лишения свободы не вселялись в жилое помещение. Отсутствие братьев ФИО15 длительное время не может быть признано временным, фактически они отказались от жилого помещения.

Представитель прокуратуры г. Якутска Бердюгина А.А. с исковыми требованиями не согласилась, указав на их необоснованность. Братья ФИО15 длительное время находились в местах лишения свободы, не имели возможность отстаивать свои жилищные права. В силу ч.3 ст.83 ЖК РФ они не могут быть признаны прекратившими право пользования жилым помещением и выселены. Просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).

При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Федерального закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).

Судом установлено, что прокуратурой г. Якутска по обращению граждан ФИО5 и ФИО6 от 07.10.2019 г. проведена проверка о нарушении требований жилищного законодательства, предоставлении жилого помещения третьим лицам, по результатам которой установлено, что в 1982 году муниципальное жилое помещение, расположенное по адресу: ____, на основании ордера от 20.07.1982 г. предоставлено ФИО2 на состав семьи из трех человек, в том числе ее сыновьям ФИО6 и ФИО5. ФИО2 была зарегистрирована по указанному адресу с 19.08.1982 г. по день ее смерти 19.11.2001 г.. В последующем, на основании ордера от 09.04.2004 г. данное помещение было предоставлено ФИО3, затем 24.03.2004 г. жилое помещение было предоставлено по ордеру ФИО4, с которой 07.09.2004 г. был заключен договор передачи жилого помещения в собственность граждан.

Ссылаясь на ч.4 ст.69, ст.71 ЖК РФ прокуратура считает, что длительное отсутствие ФИО5 и ФИО6 не может служить основанием для прекращения права пользования жилым помещением, в которое они были вселены в установленном порядке в качестве члена семьи нанимателя, поскольку их выезд носил временный и вынужденный характер в связи с периодическим отбыванием наказания в местах лишения свободы. Результаты проверки свидетельствуют о нарушении прав заявителей при передаче вышеуказанного помещения третьим лицам. Указанные нарушения стали возможными по причине ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками Окружной администрации г. Якутска, отсутствия должного ведомственного контроля со стороны руководства.

22.11.2019 г. за в адрес истца прокуратурой г. Якутска внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, а также причин и условий, способствовавших их совершению.

24.12.2019 г. за истцом был дан письменный ответ в адрес прокуратуры г. Якутска о рассмотрении представления 19.12.2019 г. с извещением представителя прокуратуры, где было решено, что со стороны Окружной администрации г. Якутска отсутствуют нарушения действующего законодательства.

Представление прокурора, являющееся, по сути, актом прокурорского реагирования, содержит лишь предложение по устранению выявленных, с позиции прокурора, нарушений закона, направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур – вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 №84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Моторичевой Ирины Ивановны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ст.60 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до конца 2004 года) при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев. Жилое помещение сохраняется за временно отсутствующими гражданами на более длительный срок в случаях: 1) призыва на военную службу - в течение всего времени прохождения военной службы по призыву; поступления на военную службу по контракту - в течение первых пяти лет прохождения военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования); 2) временного выезда из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий, экспедиций и т.п.), в связи с командировкой за границу либо с обучением (студенты, аспиранты и т.п.) - в течение всего времени выполнения данной работы или обучения; 3) выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) выезда в связи с выполнением обязанностей опекуна (попечителя) - в течение всего времени выполнения этих обязанностей; 5) выезда для лечения в лечебно-профилактическом учреждении - в течение всего времени пребывания в нем; 6) помещения в лечебно-трудовой профилакторий - в течение всего времени нахождения в нем; 7) заключения под стражу - в течение всего времени нахождения под следствием или судом; 8) осуждения к лишению свободы - в течение всего срока отбывания наказания.

Как было выше указано ФИО2, ____ г.р., умерла ____, что следует из представленного свидетельства о смерти.

На момент смерти ФИО2, по информации УФСИН по РС(Я) от 24.03.2020 г. ее сын ФИО6, ____ г.р., по приговору Якутского городского суда от ____ отбывал наказание в Исправительной колонии и был освобожден ____. Второй сын ФИО5, ____ г.р., отбывал наказание в Исправительной колонии по приговору Якутского городского суда от ____, и был освобожден по отбытию наказания ____. В последующем, оба были неоднократно осуждены, отбывали наказание в местах лишения свободы.

В статье 61 ЖК РСФСР указано, что признание лица утратившим право пользования жилым помещением вследствие отсутствия этого лица сверх установленных сроков производится в судебном порядке.

В то же время положение статьи 60 того же Закона, предусматривающее сохранение жилого помещения за временно отсутствующими гражданами лишь в течение шести месяцев признано утратившим силу с 23 июня 1995 г. как не соответствующее статьям 40 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации на основании постановления Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 г. №8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е.Р. Такновой, Е.А. Оглоблина, А.Н. Ващука».

Таким образом, законодательство Российской Федерации на тот момент не устанавливает сроков возможного отсутствия граждан в жилых помещениях, о чем указано в Протесте Верховного Суда РФ от 31.01.2003 №70-В02-8 на судебные акты, состоявшиеся по делу о признании утратившим право на жилую площадь, и встречного иска о вселении в квартиру.

Из представленных суду документов не следует, что ФИО6 и ФИО5 в судебном порядке не были признаны утратившими право пользования жилым помещением как члены умершего нанимателя. Договор найма жилого помещения также не был расторгнут с ФИО15 в судебном порядке, что следует из статьи 89 Жилищного кодекса РСФСР, поскольку предоставленное жилое помещение являлось муниципальным (государственным).

Таким образом, выдача ордера от 09.01.2004 г. на жилое помещение по адресу: ____, гр. ФИО3 на основании распоряжения от 29.12.2003 г., являлась преждевременной, как и последующие выданные ордера на других лиц.

Как следует из представленного истцом акта отдела прописки №2 от 25.06.1998 г. проверяющей комиссии было известно, что оба сына ФИО2 отбывали наказание в местах лишения свободы. При этом, проверка проведена только со слов соседей, фамилии которых в акте не указаны, квартира была закрыта.

По отбытию срока наказания ФИО6 и ФИО17., проверка квартиры на факт проживания последних не производилась. А с 09.01.2004 г. ФИО15 уже не могли проживать в ранее предоставленной квартире по причине предоставления ее другим лицам.

При таких обстоятельствах, исковые требования нельзя признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В исковых требованиях Окружной администрации г. Якутска к Прокуратуре г. Якутска о признании представления от 22 ноября 2019 года незаконным, отказать в удовлетворении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: п/п М.В. Макаров

___

___

___