ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3315/2022 от 28.06.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3315/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 28 июня 2022 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Владимировой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Круценок А.М.,

с участием: административного истца ФИО2, представителей административного ответчика Управления образования администрации города Хабаровска ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Управлению образования администрации города Хабаровска, администрации города Хабаровска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является матерью несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ в автоматизированной системе учета «Комплектование» (номер постановки на учет 932490441) для дальнейшего устройства в МАДОУ №40 муниципального образования «Город Хабаровск». ДД.ММ.ГГГГ в связи с необходимостью выхода на работу, она обратилась с заявлением о предоставлении места в необходимом детском саду в Управление образования Администрации г. Хабаровска. До настоящего времени ее сын местом в детском дошкольном учреждении не обеспечен. Поскольку до настоящего времени ее ребенку не предоставлено место в детском дошкольном образовательном учреждении, нарушены его права на получение образования. Нарушение требований федерального законодательства влечет нарушение прав ребенка дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, которое гарантировано ч.2 ст.43 Конституции Российской Федерации. Ответчик не обеспечивает реализацию прав ребенка дошкольного возраста, считает, что ответчик нарушает права ребенка дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование. Ответчик был заблаговременно проинформирован о необходимости предоставить место в дошкольном учреждении ребёнку, что подтверждается датой постановки на учёт для определения в МАДОУ №40 г. Хабаровска. Обладая данной информацией, Ответчик был обязан заранее позаботиться о создании необходимого количества мест в детских дошкольных учреждениях, так как законом ответственность за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в части создания и содержания дошкольных учреждений целиком лежит на органах местного самоуправления. В связи с нормативными актами гарантируются всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования, считает, что позиция ответчика об отсутствии мест, а также о наличии льготных категорий граждан несостоятельна, так как никоим образом Федеральное законодательство и Конституция Российской Федерации не освобождают ответчика от выполнения своих обязанностей в отношении каждого ребенка, в том числе в отношении ее малолетнего сына ФИО1 Таким образом, ответчик, отказывая ребенку в поступлении в МАДОУ №40 на основании отсутствия свободных мест и наличия льготной категории граждан, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законом. Отсутствие мест в детских садах, расположенных в доступной близости от места проживания их будущих воспитанников, свидетельствует о ненадлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования ответчиком и о нарушении прав детей, поставленных на учет, на общедоступное бесплатное дошкольное образование. МАДОУ №40 г. Хабаровска является единственным детским садом, находящимся в пешей доступности, а именно в 180 метрах от места проживания ребенка, поэтому постановка на учет именно в указанный детский сад и требование предоставления места именно в этом саду основываются на законном праве. Просит признать бездействие ответчика в части не предоставления моему ребенку ФИО1 12.09.2020г.р. места в МАДОУ №40 г. Хабаровска незаконным; обязать Ответчика организовать предоставление моему ребенку ФИО1 12.09.2020г.р. места в МАДОУ N940 г. Хабаровска.

В судебном заседании ФИО2 поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представители административного ответчика Управления образования администрации г.Хабаровска ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения требований согласно представленным возражениям, просили суд в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40» в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено, в связи с чем, в силу ст. 150, ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, неявка которой не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Из материалов дела следует, что дата ФИО2 является законным представителем несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении II-ДВ .

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Управление образования администрации г.Хабаровска с заявлением о предоставлении несовершеннолетнему ФИО1 места МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40».

Управлением образования администрации г. Хабаровска дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в настоящее время решение вопроса о предоставлении ФИО1 места МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40» не представляется возможным по причине отсутствия свободных мест. Вопрос предоставления ребенку мест в детском саду в районе проживания будет решен при комплектовании МАДОУ г. Хабаровска.

Административный истец, обращаясь с требованиями, указывает на бездействие административного ответчика, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему сыну в МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40».

Правоотношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ),

На основании ст.67 Федерального закона №273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

В силу п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Правила приема граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования предусмотрены Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.05.2020 №236 (далее - Порядок).

Согласно п.7 Порядка прием в образовательную организацию осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных ст.88 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (п.5 Порядка).

Постановлением Администрации г.Хабаровска от 12.12.2014 №5447 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Хабаровска, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок № 5447).

В силу п.1.6 данного Порядка комплектование муниципальных дошкольных образовательных учреждений организуется и проводится специалистами отдела дошкольного образования Управления образования с подготовкой списков детей, нуждающихся в предоставлении места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, планируемых к зачислению на новый учебный год в соответствии с системой АИС «Комплектование» с учетом права на внеочередное и первоочередное предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждений, для нельготных категорий граждан в соответствии с датой регистрации в системе АИС «Комплектование».

Из материалов дела судом установлено, что ФИО1 зарегистрирован в электронной очереди на предоставление места в МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40» от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время группы для детей раннего возраста, функционирующие в детском саду № 40, укомплектованы полностью и свободными местами не располагают. Новые группы для детей 2020 года рождения в детских садах начнут формироваться с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно плану комплектования МАДОУ г. Хабаровска на 2022-2023 учебный год, в детском саду № 40 комплектуется одна группа для детей раннего возраста (20 мест).

В предварительные списки комплектования детского сада № 40 на 2022-2023 учебный год включены дети льготных категорий граждан, дети, имеющие преимущественное право предоставления места в указанном детском саду и дети, зарегистрированные ранее ФИО1

Исходя из п.1.2 Постановления № 5447 в МДОУ на обучение по образовательным программам дошкольного обучения принимаются дети в возрасте, установленном федеральным законодательством, которые имеют регистрацию по месту жительства или пребывания на территории, за которой закреплено указанное дошкольное учреждение.

Постановлением администрации города Хабаровска от 10.03.2022 № 810 «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за территориями городского округа «Город Хабаровск» в 2022 году» адрес регистрации заявителя по , находящийся в Индустриальном районе города, закреплен, в том числе, за детским садом № 23, где на данный момент есть свободные места.

ФИО1 включен в предварительные списки комплектования детского сада № 23 на 2022-2023 учебный год, о чем ФИО2 была проинформирована письмом управления от ДД.ММ.ГГГГ.

При установленных обстоятельствах, суд не усматривает бездействие административного ответчика, поскольку право на первоочередное или внеочередное получение места в детском общеобразовательном учреждении ребенок административного истца не имеет, а с целью получения ребенком дошкольного общего образования, было предложено место в детском саду № 23.

Таким образом, административному истцу не было отказано в реализации права ее сына на общедоступное образование, каких-либо препятствий к осуществлению его права на дошкольное образование административным ответчиком не создано, ребенок поставлен на учет уполномоченным органом, а право на образование сына административный истец имеет возможность реализовать в ином детском общеобразовательном учреждении, в том числе в детском саду № 23.

Из анализа положений ст.226 КАС РФ следует, что признание действий судебного пристава-исполнителя незаконными возможно лишь при наличии совокупности условий: нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Наличия совокупности таких условий при разрешении административного искового заявления судом не установлено.

Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность таких условий как: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ).

Исходя из положений ст.227 КАС РФ, суд приходит к выводу, что в материалах дела не нашли подтверждение доводы административного истца, что ребенку должно предоставляться место именно в детском саду МАДОУ г. Хабаровска «Детский сад №40» с целью получения дошкольной образовательной программы при условии отсутствия свободных мест в муниципальных дошкольных учреждениях города Хабаровска.

Установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое бездействие не противоречит требованиям действующего законодательства.

Оснований для выводов о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием, у суда не имеется.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку совокупность оснований для признания бездействия незаконным, предусмотренных положениями ст.227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.

При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Дата составления мотивированного решения ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.В. Владимирова