Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2020г.
УИД: 51RS0001-01-2020-004994-52
№ 2а-3317/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2020г. город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Матюхиной А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о признании пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 07 августа 2020 года незаконным и подлежащим отмене,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области обратилось в суд с административным иском о признании пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 07 августа 2020 года незаконным и подлежащим отмене.
В обоснование административных исковых требований указано, что 07 августа 2020 года по результатам проведенной главным государственным инспектором труда ГИТ в Мурманской области ФИО3 проверки истцу выдано предписание № 51/6-46-20-ИЗ/12-3581-И/25-37, пунктом 1 которого на истца возложена обязанность в срок до 03 сентября 2020 года обеспечить осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, осуществляющих трудовую деятельность по профессии швей, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия средствами гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу); регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями в установленном порядке. Вместе с тем, истец полагает предписание в части пункта 1 незаконным, поскольку исходя из существующего в исправительном учреждении производства швейных изделий, применяемые для работы сырьем и материалами являются ткани и швейная фурнитура. В технологическом процессе производства швейных изделий агрессивные вещества, при использовании которых выделяется производственная пыль, не применяются. Незначительное количество пыли (растительного и животного происхождения, лубяная, хлопчатобумажная, хлопковая, шерстяная и др.) выделяется в процессе эксплуатации швейного и раскройного оборудования, однако ее концентрация в воздухе составляет 1,38мг/куб.м., что не превышает предельно допустимую концентрацию и соответствует гигиеническим нормативам с допустимыми условиями труда. Просит суд признать незаконным и отменить пункт 1 предписание ГИТ в Мурманской области от 07 августа 2020 года № 51/6-46-20-ИЗ/12-3581-И/25-37.
Определением суда от 30 сентября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 на удовлетворении административных исковых требований настаивал по основаниям, приведенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ГИТ в Мурманской области, административный ответчик главный государственный инспектор труда ГИТ в Мурманской области ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные возражения по иску, в которых просили в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Заинтересованные лица ФСИН России, УФСИН России по Мурманской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, письменных мнений относительно заявленных истцом требований не представили.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО1 суду пояснил, что при проведении проверки государственный инспектор пришел к необоснованному выводу, не принял во внимание, что при работе в швейном цеху используются натуральные ткани, специфические ткани не используют, пыль имеется но в малых концентрациях, при этом отсутствует вредный фактор которые оказывает воздействие на кожу.
Выслушав представителя административного истца, допросив свидетеля, исследовав материалы административного дела, материалы проверки, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководителем Государственной инспекции труда в Мурманской области, в связи с поступившим сообщением <данные изъяты>, принято распоряжение № 51/6-46-20-ИЗ/12-3161-И/25-37 о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
07 августа 2020 года по результатам указанной проверки главным государственным инспектором труда ГИТ в Мурманской области ФИО3 в адрес исправительного учреждения вынесено предписание № 51/6-46-20-ИЗ/12-3581-И/25-37 об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности пунктом 1 которого, на ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области возложена обязанность в срок до 03 сентября 2020 года в соответствии с требованиями ч.2 ст. 212, ч.1 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 года № 1122н обеспечить осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, осуществляющих трудовую деятельность по профессии швей прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия средствами гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу); регенерирующими, восстанавливающими кремами, эмульсиями в установленном порядке.
Указанные обстоятельства сторонами не оспорены, подтверждены материалами дела.
Оценивая действия административных ответчиков на предмет законности и обоснованности оспариваемого истцом предписания в части пункта 1, суд приходит к следующему.
Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В статье 356 ТК РФ предусмотрено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда, в том числе осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
Согласно статье 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
В силу статьи 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ).
Статьей 4 Закона Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно, статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Статьей 17 Федерального закона № 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.Приказом Роструда от 28.12.2009 № 419 (ред. от 29.09.2010) утверждено Положение о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Мурманской области, в соответствии с пунктами 2, 9.1.1 которого Инспекция выполняет функции по государственному надзору и контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Мурманской области посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм права, следует, что Государственная инспекция труда в Мурманской области как территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, установив допущенные нарушения со стороны работодателя в отношении работника, вправе вынести предписание.
В силу статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Согласно части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Согласно «Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н, межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила) устанавливают обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Требования настоящих Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В целях настоящего Приказа под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В соответствии с пунктом 14 указанных Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности.
Так, порядок и нормы обеспечения работников, занятых на работах по профессии швея, средствами индивидуальной защиты предусмотрены «Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций легкой промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 778н (пункт 75).
Порядок и нормы обеспечения работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, предусмотрены «Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н.
Согласно указанным выше Типовым нормам работникам, занятым на работах, при выполнении которых воздействует производственный фактор – производственная пыль, положены к выдаче средства гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу), твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства, очищающие кремы, гели и пасты, регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии (пункт 1).
В соответствии с пунктами 2, 3 Стандарта безопасности труда, являющегося приложением № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н следует, что данный стандарт распространяется на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Приобретение смывающих и (или) обезвреживающих средств осуществляется за счет средств работодателя.
Согласно пункту 24 Стандарта безопасности труда, работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств за исключением средств, указанных в пункте 7 Типовых норм, должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.
Из материалов дела следует, что согласно карте специальной оценки условий труда № раскройно-подготовительного цеха, швейного участка Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области, по профессии швея 3 разряда установлен 2 итоговый класс (подкласс) условий труда, одним из факторов производственной среды и трудового процесса являются аэрозоли преимущественно фиброгенного действия.
Согласно протоколу проведения исследований (испытаний) и измерений аэрозолей преимущественно фиброгенного действия № в процессе трудовой деятельности при осуществлении работ на осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, воздействуют фактор производственной среды – пыль растительного и животного происхождения: в) лубяная, хлопчатобумажная хлопковая, льняная, шерстяная, пуховая и др.
Приказом ФКУ ИК-16 УФСИН России по Мурманской области от 30 декабря 2019 года № 473 утвержден перечень профессий и должностей, дающих рабочих право на получение бесплатной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, пунктом 24 которого, в данный перечень включена профессия швеи.
Обеспечение работников, занятых на работах по указанной профессии обеспечивается исправительным учреждением в соответствии с пунктом 75 Типовых норм, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 778н.
Материалами проверки также подтверждено, что администрацией исправительного учреждения, каждому из работников, занятых по профессии швей, в месяц выдается мыло туалетное, что подтверждается личными карточками учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Сведений о том, что указанным работникам в соответствии с Типовыми нормами выдаются средства гидрофильного действия (впитывающие влагу, увлажняющие кожу) и регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии карточки не содержат
Таким образом, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, с учётом пояснений сторон данных в судебном заседании, учитывая, что специальная оценка условий труда не оспорена, не признана недействительной, а «Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств», утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н, закреплен минимальный перечень смывающих и обезвреживающих средств, положенных к выдаче работнику, занятому на работах при осуществлении который оказывает воздействие производственная пыль, в связи с чем, суд находит пункт 1 оспариваемого предписания от 07 августа 2020 года законным и обоснованным.
При этом довод о том, что выделяемое в процессе эксплуатации швейного и раскройного оборудования количество пыли не превышает предельно допустимую концентрацию и соответствует гигиеническим нормативам с допустимыми условиями труда, не свидетельствует о незаконности оспариваемого пункта предписания, поскольку в силу положений Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» превышение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов влияет на класс оценки условий труда, а не на обязанность работодателя по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области о признании пункта 1 предписания Государственной инспекции труда в Мурманской области от 07 августа 2020 года незаконным и подлежащим отмене – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Макарова