ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-331/20 от 11.08.2020 Оричевского районного суда (Кировская область)

№ 2а-331/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Оричи 11 августа 2020 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Поповой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кировской региональной некоммерческой общественной экологической организации «Союз «За химическую безопасность» к администрации Оричевского района муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Кировская региональная некоммерческая общественная экологическая организация «Союз «За химическую безопасность» (далее – КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность») обратилась в суд с административным иском к администрации Оричевского района муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что 25.06.2020 года КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» в адрес административного ответчика было направлено заявление (исх. №152) о проведении общественной экологической экспертизы проекта технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский».

03.07.2020 года письмом (исх. № 2882-01-21) административный ответчик отказал в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы на основании абз. 6 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», указав, что проект технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский» не является объектом государственной экологической экспертизы, то есть в заявлении административного истца не приведены сведения об объекте и сроках проведения общественной экологической экспертизы.

Решение административного ответчика от 03.07.2020 года об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В заявлении от 25.06.2020 года КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» указала объект общественной экологической экспертизы – проект технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский», который в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня. Также КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» в заявлении указало сроки проведения общественной экологической экспертизы: «с даты регистрации настоящего заявления по 31.12.2020 года».

Оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права, свободы и законные интересы КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность», поскольку администрация Оричевского района не позволяет административному истцу заниматься основной деятельностью, предусмотренной Уставом организации (п.2.2.2. Устава). Целью деятельности организации является охрана окружающей среды, защита средств обитания и создание благоприятной окружающей среды в Кировской области (п. 2.1. Устава). Кроме того, административным ответчиком нарушено предусмотренное ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории.

Просит признать незаконным решение администрации Оричевского района муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области от 03.07.2020 года об отказе в регистрации заявления КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» о проведении общественной экологической экспертизы, отменить решение и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать заявление от 25.06.2020 года (исх. № 152) о проведении общественной экологической экспертизы проекта технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский».

В судебном заседании представитель административного истца -председатель КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» ФИО1, настаивая на административном иске, привел аналогичные доводы. Дополнительно суду пояснил, что, по мнению административного истца, администрация Оричевского района предвзято относится к КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» и ею (администрацией) саботируется проведение их организацией общественной экологической экспертизы. В настоящее время КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» пять раз отказано в регистрации заявления на проведение общественной экологической экспертизы. По его мнению, не точное указание объекта общественной экологической экспертизы, не является существенным основанием для отказа в регистрации заявления о её проведении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Суду пояснила, что в поступившем от КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» заявлении на проведение общественной экологической экспертизы (исх. №152 от 25.06.2020 года) были приведены сведения об объекте общественной экологической экспертизы - проект технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и II классов опасности «Марадыковский». В соответствии с постановлением администрации Оричевского района от 10.06.2020 года № 190 общественные обсуждения проходили по объекту государственной экологической экспертизы - проектной документации по объекту: «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов 1 и II классов опасности «Марадыковский», включающей проект технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду». Таким образом, объектом государственной, в том числе общественной, экологической экспертизы является проектная документация. Приведенное административным истцом наименование объекта общественной экологической экспертизы не соответствует объекту, указанному в постановлении администрации Оричевского района Кировской области от 10.06.2020 года № 190. В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней. Согласно требованиям указанного Федерального закона (статьи 14 и 27) материалы общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы входят в состав материалов, подаваемых на экологическую экспертизу. В соответствии с постановлением администрации Оричевского района Кировской области от 10.06.2020 года № 190 и Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 года № 372 (пункт 4.10) сроки проведения общественных обсуждений истекают не ранее 20.08.2020 года. Следовательно, общественная экологическая экспертиза, инициированная административным истцом, может быть начата не ранее 21.08.2020 года, а не с даты регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы. На основании вышеуказанного и в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 24 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» администрация района отказала в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность».

Выслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон «Об экологической экспертизе»), общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе» общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе» орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Кировская региональная некоммерческая общественная экологическая организация «Союз «За химическую безопасность» зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, запись о некоммерческой организации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 27.03.2020 года (л.д. 29-32, 33)

Согласно Уставу КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» целью деятельности организации является охрана окружающей среды, защита среды обитания и создание благоприятной окружающей среды в Кировской области (пункт 2.1.). Одним из видов деятельность организации является организация и проведение в установленном порядке общественных экологических экспертиз (пункт 2.2.2.) (л.д. 17-28)

25.06.2020 года КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» направила в администрацию Оричевского района Кировской области заявление о проведении общественной экологической экспертизы. В качестве объекта общественной экологической экспертизы указан проект технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский». Сроки проведения общественной экологической экспертизы с даты регистрации настоящего заявления по 31.12.2020 года (л.д. 8-9)

Согласно ответу главы администрации Оричевского района ФИО3 от 03.07.2020 года КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» отказано в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, которое поступило в администрацию 29.06.2020 года. Отказывая в регистрации заявления и, сославшись на абз. 6 п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе», глава администрации района указал, что проект технической документации по «Производственно-техническому комплексу по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский» не является объектом государственной экологической экспертизы (л.д. 13-14)

Основания для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы указаны в ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе», их перечень является исчерпывающим.

Согласно абз 6 п. 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.

В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес и адрес (место нахождения), характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы (п. 2 ст. 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Согласно ст. 21 Федерального закона «Об экологической экспертизе», общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

Статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» определен перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочего, проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления (пп. 7.2 ст. 11).

Постановлением администрации Оричевского района Кировской области от 10.06.2020 года № 190 назначены общественные обсуждения по объекту государственной экологической экспертизы – проектной документации по объекту: «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский», включающий проект технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, в форме опроса. Сроки проведения опроса определены с 16 июля по 20 июля 2020 года.

Таким образом, объектом государственной экологической экспертизы, а также и общественной экологической экспертизы в данном случае является проектная документация по объекту: «Производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности «Марадыковский», включающий проект технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду.

В то же время административный истец в своем заявлении о проведении общественной экологической экспертизы от 25.06.2020 года (исх. № 152) указал объект общественной экологической экспертизы, не соответствующий наименованию объекта, указанному в постановлении администрации Оричевского района Кировской области от10.06.2020 года № 190, тем самым, отказ в регистрации заявления КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» о проведении общественной экологической экспертизы согласуется с положениями абз 6 п. 1 ст. 24 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Следовательно, отказ в регистрации заявления КРНОЭО «Союз «За химическую безопасность» о проведении общественной экологической экспертизы от 25.06.2020 года (исх. № 152), поступившего в администрацию Оричевского района 29.06.2020 года, соответствует действующему законодательству, а потому правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, судом не установлено.

Кроме того, суд полагает, что административный истец не лишен возможности повторного обращения с заявлением о проведении общественной экологической экспертизы, соответствующим предъявляемым к нему (заявлению) требованиям ст. 23 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Кировской региональной некоммерческой общественной экологической организации «Союз «За химическую безопасность» в удовлетворении административного иска к муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области, администрации Оричевского района Кировской области о признании незаконным решения администрации Оричевского района от 03.07.2020 года об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы отказать.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Оричевский районный суд.

Судья Васильев С.В.

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года