№ 2а-331/2017г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2017 года г.Рыбное Рязанской области
Рыбновский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Соловьевой Е.М.,
при секретаре Мартынович А.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Еркаевой А.С.,
представителя административного ответчика - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области - Шараповой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску ФИО9 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
ФИО10 обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 02.03.2017 года ограничений (обременений) на земельном участке не зарегистрировано. 05.04.2017 года начальником отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район был подготовлен градостроительный план земельного участка. Истица обратилась в Администрацию МО - Рыбновского муниципального района Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома площадью застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Рязанская область, Рыбновский район, с. Федякино. Письмом №969 от 11.04.2017 года Администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала ей в выдаче разрешения на строительство объекта капитального имущества индивидуального жилого дома, площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что с.Федякино Рыбновского района Рязанской области, в котором расположен указанный земельный участок, входит в границы зон охраны Государственного музея - заповедника С.А.Есенина, утвержденные Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 N 62 "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А.Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А.Есенина". Кроме того, земельный участок расположен в границах объекта культурного наследия (достопримечательного места) федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», утвержденного Приказом Министерства культуры РФ от 17.09.2015 года №2431. В связи с чем, проведение строительных и иных работ на земельном участке, расположенном в границах территории объекта культурного наследия, подлежит обязательному согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия (в данном случае, с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области). В связи с тем, что ею в администрацию был предоставлен полный комплект документов, предусмотренный Градостроительным Кодексом, считает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным. Просит суд признать незаконным отказ №969 от 11.04.2017 года Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в выдаче разрешения на строительство объекта капитального имущества индивидуального жилого дома площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес>. Обязать Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области выдать разрешение на строительство 2-х этажного индивидуального жилого дома площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу <адрес>
В последующем административный истец уточнил свои исковые требования в которых просит признать незаконным отказ №969 от 11.04.2017 года Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м., этажей -2, на земельном участке с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Обязать Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного заявления ФИО11 о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства жилого дома площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м., этажей -2, на земельном участке с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 750 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и приложенных к нему документов.
Административный истец - ФИО12 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом надлежащим образом, суду представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные уточненные административные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО13, действующая на основании доверенности 50 АА 8691878 от 06.12.2016 года, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области по доверенности Шарапова Е.А. требования заявителя не признала, суду пояснила, что в апреле 2017 года ФИО14 обратилась в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального имущества - индивидуального жилого дома, площадь застройки 160 кв.м., общей площадью 218 кв.м. на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>. К заявлению прилагались все документы, предусмотренные Градостроительным кодексом РФ. При рассмотрении представленных ФИО15 документов администрацией было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный в Рыбновском районе с.Федякино, входит в территорию выявленного объекта культурного наследия Рязанской области «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина «Есенинская Русь». Министерством культуры и туризма Рязанской области 17.09.2015 был издан приказ за №2431 «О дополнении списка выявленных объектов культурного наследия Рязанской области», в котором список выявленных объектов культурного наследия Рязанской области был дополнен объектом «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина «Есенинская Русь». Позднее Министерство направило в администрацию письмо от 11.04.2014 г. за №ВП/17-1555, в котором сообщало об обязательном согласовании с ним всех землеустроительных, земляных, мелиоративных, строительных и иных работ, которые не направлены на сохранение объекта культурного наследия «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством С.А. Есенина «Есенинская Русь». Министерством культуры и туризма Рязанской области в адрес администрации направлялись письма, в которых сообщалось о необходимости согласования с ними и Министерством культуры РФ проведение всех землеустроительных работ, земляных, мелиоративных, строительных и иных работ, которые не направлены на сохранение объекта культурного наследия «Достопримечательное место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина «Есенинская Русь», а также об обязанности руководствоваться ст. 5.1 и 36 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Указанный земельный участок с кадастровым номером № расположенный <адрес> входит в границу зоны охраняемого природного ландшафта согласно постановлению №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника С.А. Есенина», режим использования земель в пределах зоны которого, не предусматривает строительство индивидуальных жилых домов. Руководствуясь письмом из Министерства культуры и туризма Рязанской области и приказом №179, Администрация имела право выдать разрешение на строительство № в с.Федякино только при наличии вышеуказанного согласования строительных работ. Так как № не было представлено в орган местного самоуправления необходимого согласования с Министерством, то у администрации не было законных оснований выдать разрешение на строительство.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного истца №
Суд, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что № является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 750 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке №6200/301/17-169009 от 13.04.2017 года, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.11.2016 года сделана запись регистрации №62-62/009-62/009/006/2016-463/1 и 02.12.2016 года №62-62/009-62/999/001/2016-2898. 27 апреля 2017 ФИО16 обратилась в Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>
Письмом №1251 от 27.04.2017 года Администрация муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области отказала ФИО17 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в <адрес> Рязанской области, мотивируя свой отказ тем, что земельный участок, на котором истец просит разрешить строительство жилого дома, расположен в границах объекта культурного наследия (достопримечательного места) федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», утвержденных Приказом министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015г. №2431. В связи с тем, что в настоящее время градостроительные регламенты на территории достопримечательного места не утверждены, проведение строительных и иных работ на земельном участке, расположенном в границах территории объекта культурного наследия подлежит обязательному согласованию с региональным органом охраны объектов культурного наследия (в данном конкретном случае - с Государственной инспекцией по охране культурного наследия Рязанской области), в связи с чем, администрация не вправе выдать запрашиваемое разрешение на строительство.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 4 той же статьи Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, определен п. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которому в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании, бесспорно, установлено, что ФИО18 вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство представила в Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области все необходимые документы, предусмотренные п.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.
Частью 2 ст.36 Конституции Российской Федерации закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.
Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ).
Установлено, что ФИО19 не было необходимости выбирать вид разрешенного использования земли, поскольку земельный участок перешел ей в собственность по праву наследования, исходя из установленного режима использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.
Данный вывод вытекает из анализа положений статьи 56 Земельного кодекса РФ и статьи 280 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.
Представителем администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области суду не представлено доказательств умышленных действий Мартыновой А.В., направленных на нецелевое использование принадлежащего ей земельного участка.
Согласно п.1 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п.2 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ, охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Согласно п. 3 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Пунктом 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации №972 от 12.09.2015 года утверждено положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 вышеуказанного Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости. (п.6 Положения).
В соответствии с п.16 Положения сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.
В силу ст.10 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;
2) описание местоположения границ таких зон или территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года утверждены границы государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
На основании приказа Министерства культуры РФ №2431 от 17.09.2015 года в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения включен выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Данным приказом утверждены границы указанного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и принадлежащий ФИО20, расположен в границах Государственного музея-заповедника С.А. Есенина и границах выявленного объекта культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством С.А. Есенина».
Также судом установлено, что вышеуказанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (территориальная зона Ж), что подтверждается схемой планировочной организации земельного участка, сообщением начальника отдела архитектуры и градостроительства Рыбновского муниципального района Рязанской области от 31.03.2017 года.
В силу п.2 ч.1 ст.5.1 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места - разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
На основании ч.3 ст.5.1 указанного Федерального закона, Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории достопримечательного места федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.
Представитель администрации Рыбновского муниципального района указывает, что поскольку земельный участок, принадлежащий ФИО21 входит в территорию объекта культурного наследия, то новое строительство запрещено.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года в зоны охраны музея - заповедника входят: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности; зона охраняемого природного ландшафта.
Представитель администрации Рыбновского муниципального района указывает, что поскольку земельный участок, принадлежащий ФИО23., входит в территорию объекта культурного наследия, то новое строительство запрещено.
В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года в зоны охраны музея - заповедника входят: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности; зона охраняемого природного ландшафта.
Согласно ответу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области на запрос суда, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах территории объекта культурного наследия (достопримечательное место) федерального значения «Есенинская Рысь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина» не утверждены. Проект зон охраны вышеуказанного достопримечательного места не разрабатывался.
Из сведений, полученных из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, следует, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зоне охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта) территории объекта культурного наследия (достопримечательного места) федерального значения «Есенинская Рысь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А.Есенина», границы которой утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17.09.2015 года №2431.
Пункт 1 ст.35 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которому проекты проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия, подлежат согласованию с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия (в данном случае - с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области) в порядке, предусмотренном п.4 настоящей статьи, утратил силу в соответствии с ФЗ от 18.12.2006 года №232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».
По смыслу приведенных выше норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Решение ответчика об отказе ФИО24 выдаче разрешения на строительство не содержит ссылки на нормы федерального закона.
Судом установлено, что разрешенным использованием принадлежащего ФИО25 на праве собственности земельного участка является ведение личного подсобного хозяйства, земельный участок находится в территориальной зоне застройки жилыми домами, месторасположение индивидуального жилого дома соответствует градостроительному плану и схеме планировочной организации земельного участка истца, т.е. целевое назначение и разрешенное использование земельного участка при возведении на нем индивидуального жилого дома не изменится.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено согласование проекта проведения строительных и иных работ с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО26 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство - удовлетворить.
Признать незаконным решение №1251 от 27 апреля 2017 года администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома общей площадью 72 кв.м., этажей -2, на земельном участке с кадастровым номером №категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500+/-14 кв.м., расположенном по адресу: <адрес> район, с. Федякино.
Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области устранить выявленные нарушения путем повторного рассмотрения ранее поданного ФИО27 заявления о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - жилого дома общей площадью 72 кв.м., этажей -2, на земельном участке с кадастровым номером №категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1500+/-14 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с приложенными к нему документами.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд Рязанской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 31 мая 2017 года.
Судья -