ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-331/2017 от 27.04.2017 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-331/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Гурьевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Старченковой О.А.

при секретаре Булатовой И.А.

с участием административного истца Золотухиной Е.А.

представителя административного ответчика администрации Гурьевского муниципального района Новиковой Т.В., действующей на основании доверенности №262 от 21.03.2017,

с извещением заинтересованных лиц

рассмотрев в открытом судебном заседании городе Гурьевске

27 апреля 2017 года

дело по административному иску Золотухиной Е.А. к администрации Гурьевского муниципального района о признании частично незаконным постановления администрации Гурьевского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л :

Золотухина Е.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части неуказания срока для сноса жилого дома и обязании ответчика не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу направить собственникам жилых помещений требование о сносе, установить срок для сноса аварийного дома не более 6 месяцев.

Требования обоснованы тем, что постановлением администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Срок для сноса аварийного дома не установлен. Отсутствие срока для сноса аварийного дома является необоснованным и нарушающим права собственников жилых помещений. Административный истец обратился к административному ответчику с просьбой указать дальнейшее использование помещения, конкретные сроки отселения людей из аварийного многоквартирного дома, т.к. в постановлении они не указаны. На что был направлен ответ о том, что сроки для отселения граждан, проживающих в домах, будут определены после утверждения Региональной адресной программ переселения граждан из многоквартирных домов признанных аварийными и подлежащими сносу.

В судебном заседании административный истец Золотухина Е.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что неуказание срока для сноса жилого дома и расселения граждан из аварийного дома нарушает её права и права, проживающих в доме лиц, поскольку жилое помещение представляет угрозу их жизни и здоровью.

Представитель административного ответчика Новикова Т.В. требования Золотухиной Е.А. не признала. Пояснила суду, что в настоящий момент субъектом не разработана программа переселения граждан из аварийного и подлежащего сносу жилья, в связи с чем указание какого-либо срока сноса дома и расселения граждан невозможно, в настоящий момент у администрации отсутствуют денежные средства для обеспечения прав проживающих в доме лиц.

Заинтересованные лица КЛА, ПЕВ, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не направили.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм закона определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ собственником квартиры, общей площадью 36,84 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, является Золотухина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.14).

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее Положение), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

Исходя из пункта 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 22) срок для собственников жилых помещений о сносе или реконструкции дома за счет собственных средств должен быть разумным.

В том случае, если собственники в установленный срок не произвели снос или реконструкцию аварийного дома органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Оценив данные положения правовых норм, суд приходит к выводу о том, что собственник жилого помещения аварийного многоквартирного дома вправе потребовать от органа местного самоуправления установления разумного срока для сноса или реконструкции дома. Установление срока для сноса дома не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления, в том числе разработки региональной программы переселения граждан, поскольку такое требование имеет значение в первую очередь непосредственно для собственников жилых помещений, которые в зависимости от своих возможностей должны производить за свой счет снос и реконструкцию дома, а орган местного самоуправления должен заботится о том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.

По смыслу указанных норм, обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный жилой дом, для муниципальных нужд, которое принимается в случае неисполнения собственниками сноса или реконструкции дома в установленный в требовании срок. Решение об изъятии земельного участка и об изъятии каждого жилого помещения в доме влечет обязанность органа местного самоуправления незамедлительно произвести выкуп жилых помещений в многоквартирном аварийном доме, за исключением тех, которые принадлежат на праве собственности муниципальному образованию. Сроки для принятия такого решения законом не установлены, но с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

Само по себе требование органа местного самоуправления, направленное собственнику жилого помещения о сносе аварийного дома имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Вместе с тем, произвольное, не основанное на объективных данных определение срока сноса такого дома, может свидетельствовать о нарушении жилищных прав собственника жилого помещения.

Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.8). Так, срок отселения определен в данном постановлении после 2017 года в соответствии с региональной адресной программой переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

В то же время методические рекомендации по разработке региональной адресной программы по рассеянию граждан из аварийного жилищного фонта, приложение к рекомендации по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные решением правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ протокол , источником права не являются.

Межведомственной комиссией, созданной в соответствии с решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении состава и Положения межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, и многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вынесено заключение от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, находящегося по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д.9).

Согласно заключению Государственного предприятия Кемеровской области «Облстройпроект» Департамента строительства Администрации Кемеровской области само здание по <адрес> в <адрес> признано представляющим угрозу для жизни и здоровья проживающих. В частности, выявлено, что указанный жилой дом построен в 1951 году и эксплуатируется более 65 лет, фактический физический износ здания на 2012 год составил 65% (л.д.22-49).

Заключением МЧС России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что имеются нарушения противопожарного состояния дома, что создаёт угрозу пожара и гибели людей (л.д.50).

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является также наличие вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха (температура, влажность и др.) в соответствии с п. 33 МДС 13-21.2007.

Указанный дом в настоящее время не снесён, проживающие в нем граждане не расселены, срок сноса данного дома не запланирован административным ответчиком, что следует из постановления администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).

Принимая во внимание установленную законом обязанность администрации Гурьевского муниципального района по изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических и юридических лиц из признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Золотухиной Е.А. подлежит удовлетворению, поскольку неустановление органом местного самоуправления конкретных сроков отселения граждан и сроков сноса дома создаёт правовую неопределённость, влечёт за собой нарушение прав собственников и нанимателей жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и создает реальную угрозу жизни и здоровью людей.

Необходимость отселения граждан обусловлена наличием высокой степени опасности их пребывания в аварийном доме, а установление сроков отселения и сроков сноса дома путём вынесения распоряжения органом местного самоуправления является обязательным в силу императивных норм федерального законодательства.

В силу указания п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса об административном судопроизводстве РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом

Следовательно, определение способа восстановления нарушенных прав заявителя является обязанностью суда.

Суд, с учетом конкретных обстоятельств дела, полагает, что разумным сроком исполнения оспариваемого требования является срок не более шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ в порядке восстановления нарушенных прав заявителя на администрацию Гурьевского муниципального района следует возложить обязанность не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу изменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ о сносе аварийного многоквартирного жилого по адресу: <адрес>, в части установления срока сноса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить административное исковое заявление Золотухиной Е.А. к администрации Гурьевского муниципального района о признании частично незаконным постановления администрации Гурьевского муниципального района.

Признать незаконным постановление администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части неуказания срока для сноса жилого дома.

Возложить на администрацию Гурьевского муниципального района обязанность привести постановление администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу» в соответствие с требованиями действующего законодательства, указав сроки отселения граждан и сроки сноса дома не более шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Установить срок для внесения изменений в постановление администрации Гурьевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.

Администрации Гурьевского муниципального района сообщить об исполнении решения суду и Золотухиной Е.А. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в месячный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 02.05.2017.

Судья: Старченкова О.А.