ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-331/2022 от 10.01.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 10 января 2022 года

№ 2а-331/2022

УИД 72RS0021-01-2021-005572-47

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Раковой О.С.,

при секретаре Мхитарян Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО5 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным. Требования мотивированы тем, что 08.10.2021 административным истцом получено решение об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату. Решение мотивировано тем, что согласно выписки из ЕГОРН земельный участок с кадастровым номером отнесен к землям, ограниченным в обороте, полностью расположен в границах с особыми условиями использования территории – Зона санитарной охраны Метелёвского водозабора р. Туры (II пояс). Полагает данный отказ незаконным, поскольку согласно выписки из ЕГРН от 13.10.2021 земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель населенных пунктов, какие-либо ограничения отсутствуют. 12.10.2021 административным истцом подана жалоба в Департамент имущественных отношений Тюменской области на решение об отказе в предоставлении земельного участка, 25.10.2021 получен ответ об отказе в удовлетворении жалобы. Указывает, что 10.08.2021 административным истцом на земельном участке зарегистрировано право собственности на хозяйственную постройку. Действиями административного ответчика административному истцу причинен моральный вред, который он оценивает в размере 20 000 руб. Просит признать решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату незаконным, обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером , взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., расходы на оплату услуг представителя.

Определением Тюменского районного суда Тюменской области от 10.01.2022 производство в части требований о взыскании компенсации морального вреда прекращено, в связи с отказом от административного иска.

Административный истец ФИО1 ФИО7 в судебном заседании заявление поддержал по изложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО2 ФИО8, действующая на основании доверенности от 13.07.2021, в судебном заседании с иском не согласилась по мотивам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил возражение на административное исковое заявление.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что 26.02.2016 между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО1 ФИО9 заключен договор аренды земельного участка, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок , с кадастровым номером .

Из материалов дела следует, что 09.09.2021 ФИО1 ФИО10 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером в собственность за плату под существующий объект недвижимости.

По результатам рассмотрения заявления 05.10.2021 Департаментом имущественных отношений Тюменской области принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории – Зона санитарной охраны Метелевского водозабора р. Туры (II пояс).

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организации.

В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, если признает оспариваемые решения, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решения незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 приведенного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий (применительно к рассматриваемой ситуации):

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определяет в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка следующее: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

В соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) с реестровым номером

Сведения о зоне санитарной охраны Метелевского водозабора р. Туры (II пояс) с реестровым номером , внесены в ЕГРН 29.08.2017. 13.08.2019 в орган регистрации обратился ООО «Тюмень Водоканал» с заявлением о внесении изменений в сведения ЕГРН зоны с особыми условиями использования территории – зона санитарной охраны Метелевского водозабора р. Туры (II пояс) с реестровым номером , описанием местоположения границы зоны с особыми условиями использования территории, перечнем координат характерных точек границ, подготовленным на основании распоряжения Администрации Тюменской области от 19.01.1996 № 20-р «О зоне санитарной охраны Метелевского водозабора».

Поскольку в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, у Департамента имущественных отношений Тюменской области отсутствовали основания для предоставления земельного участка в собственность за плату.

Таким образом, требования о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области не подлежат удовлетворению.

Требования о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату, взыскании судебных расходов, не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от требования, в удовлетворении которого судом отказано.

Руководствуясь ст. 179 Кодекса административного судопроизводства РФ, Земельным кодексом РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ФИО11 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения, возложении обязанности предоставить земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья О.С. Ракова

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2022 года.