ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-331/2022 от 23.09.2022 Магдагачинского районного суда (Амурская область)

Производство № 2а-331/2022

УИД 28RS0012-01-2022-000649-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Амурская область

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Ю.А. Мироненко,

при секретаре Я.В. Барковой,

с участием:

административного истца в лице помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Ковалёвой М.О.,

административного соответчика администрации Магдагачинского района Амурской области Ланкиной Т.В., действующей на основании доверенности от 16.08.2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействие по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводных канав, возложении обязанности выполнить устройство водоотводной канавы,

установил:

прокурор Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Магдагачинский районный суд Амурской области к ответчику администрации муниципального образования Тыгдинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области с административным исковым заявлением, которое обосновано следующим.

Прокуратурой района по обращению Пожарицкой Л.Н. проведена проверка ливневой канализации вблизи многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 с. Тыгда Магдагачинского района.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок (дорога по ул. Бояринцева, Мухина с. Тыгда) с кадастровым номером 28:16:000000:1517 относится к землям населённых пунктов, является сооружением (дорогой общего пользования).

Согласно п. 1.3 Правил благоустройства территории Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утвержденных решением Советом народных депутатов от 31.05.2022 № 255, благоустройство территории муниципального образования - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории поселения, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;

элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Благоустройству подлежит вся территория Тыгдинского сельсовета и все расположенные на ней здания (включая жилые), строения, сооружения и иные объекты (п. 2.1 Правил Благоустройства).

Объекты благоустройства создаются с учетом потребностей и запросов жителей и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии (3.1 Правил Благоустройства).

Пунктом 4.7 Правил Благоустройства установлена организация приема поверхностных (дождевых, ливневых, талых) сточных вод, которые образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега (далее -поверхностные сточные воды), в том числе вопросы устройства, эксплуатации и содержания систем водоотведения (канализации), предназначенных для приема поверхностных сточных вод.

При проектировании системы водоотведения (канализации), предназначенной для приема поверхностных сточных вод, рекомендуется предусматривать меры, направленные на недопущение подтопления улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений, а также сброса, откачки или слив воды на газоны, тротуары, улицы и дворовые территории (п. 4.7.2 правил Благоустройства).

Анализ вышеуказанных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения по ул. Бояринцева с. Тыгда, ул. Мухина с. Тыгда относится к объектам инженерной инфраструктуры, в том числе к дороге общего пользования и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод (водоотводных канав, кюветов) на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Полагает, что не проведение мер по созданию, восстановлению системы водоотведения может привести к подтоплению участков, нарушению требований санитарного законодательства.

Как следует из акта проверки прокуратуры Магдагачинского района и фото-таблицы к нему от 21.07.2022 11.09.2020 года, при осмотре системы водоотведения по всей протяженности по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, вдоль многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 с. Тыгда, проходит дренажная канава открытого типа, которая предназначена для отвода грунтовых и талых вод от домовладений. Вместе с тем, дренажная канава вдоль по ул. Бояринцева с. Тыгда, не отвечает установленным требованиям, а именно; не произведено ее расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов. По ул. Мухина, вблизи с многоквартирным домом по ул. Бояринцева дренажная канава отсутствует.

06.09.2021 прокуратурой района в адрес главы администрации Тыгдинского сельсовета внесено представление. Вместе с тем, выявленные нарушения на день проверки не устранены.

Учитывая, что администрация Тыгдинского сельсовета, в соответствии с возложенными полномочиями, обязана осуществлять деятельность в сфере водоотведения и предотвращение чрезвычайных ситуаций, а при наступлении таковых проводить аварийно-спасательные мероприятия, направленные на содержание водоотводных канав и кюветов в надлежащем состоянии, в том числе относящихся к дорогам общего пользования, принадлежащих муниципальному образованию, непринятие мер по возведению, очистке и расширению водоотводных канав, и кюветов автомобильных дорог и вдоль домов, влечёт угрозу подтопления участков и жилых помещений граждан, проживающих как по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 с. Тыгда, так и населенных пунктов в целом, соответственно причинение вреда их имуществу.

На основании изложенного, с учетом изменения административных исковых требований, просит суд признать незаконным бездействие администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводных канав по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева, 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

Обязать администрацию Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрацию Магдагачинского района Амурской области солидарно в срок до 01 июля 2023 года выполнить устройство водоотводной канавы по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

Определением судьи от 16.08.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Магдагачинского района Амурской области.

Определением суда от 15.09.2022 г. изменено процессуальное положение администрации Магдагачинского района, которая признана соответчиком.

Определением суда от 05.09.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО «Ростелеком», АО «ДРСК» в лице Зейского района электрических сетей филиала АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Амурские электрические сети».

От административного ответчика администрации Тыгдинского сельсовета поступило возражение на административное исковое заявление, в котором указано следующее. Администрация Тыгдинского сельсовета не согласна с уточненными исковыми требованиями прокурора Магдагачинского района в части признания незаконным бездействия администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводной канавы по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева, 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, обязании администрации Тыгдинского сельсовета в срок до 01 июля 2023 года выполнить устройство водоотводной канавы по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 23 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ сточные воды централизованной системы водоотведения (далее – сточные воды) – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Водоотводная канава – это длинный открытый водоотвод простейшего типа, выкопанный в грунте для сбора и отвода воды, которая скапливается в результате выпадения осадков. Из вышеуказанного следует, что к водоотведению относятся дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод. Многоквартирный дом, расположенный по ул. Бояринцева, 19, не является благоустроенным домом, централизованная система водоотведения отсутствует. Следовательно, выполнить устройство системы водоотведения по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева, 19 будет невозможно. В границах объекта по адресу: с. Тыгда, ул. Бояринцева, д. 19 размещены действующие подземные волоконно-оптические линии и сооружения связи ПАО «Ростелеком», что затрудняет устройство водоотводной канавы по указанному адресу. Также на перекрестке ул. Мухина - ул. Школьная расположена опора электропередач, которая принадлежит структурному подразделению «Северные электрические сети» филиала АО «ДРСК» «Амурские электрические сети», что затрудняет устройство водоотводной канавы на перекрестке ул. Мухина-ул. Школьная.

Решением сессии Тыгдинского сельского Совета народных депутатов от 14.11.2016 г. № 255 из собственности муниципального образования Тыгдинского сельсовета в собственность Магдагачинского района были переданы дороги местного значения, которые расположены в границах муниципального образования Тыгдинского сельсовета. Согласно приложению № 1 к указанному решению, в перечне передаваемого имущества под п. 3 значится дорога местного значения по ул. Бояринцева, под. п. 4 – ул. Мухина, под п. 17 – ул. Школьная.

Решением Тыгдинского сельского Совета народных депутатов № 7 от 11.10.2017 г., п. 5 ст. 5, предусматривающего вопросы местного значения Тыгдинского сельсовета – дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, исключен из Устава муниципального образования Тыгдинского сельсовета.

В соответствии с соглашением, полномочия по содержанию и ремонту автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения, и находящихся в собственности Магдагачинского района, переданы муниципальному образованию Тыгдинского сельсовета сроком до 31.12.2022 г.

Финансовое обеспечение полномочий осуществляется за счет средств районного бюджета в сумме 648595,00 рублей. Поселение осуществляет переданные районом полномочия в соответствии с п. 1 соглашения и действующим законодательством в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Согласно справке от 05.09.2022 г., из бюджета Тыгдинского сельсовета, межбюджетный трансферт, передаваемый бюджету муниципального образования Тыгдинского сельсовета из бюджета муниципального образования Магдагачинского района на осуществление части полномочий по вопросам местного значения в соответствии с соглашением от 25.02.2022 г. по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог, расположенных на территории Тыгдинского сельсовета и находящихся в собственности Магдагачинского района, исполнен на 100 % на сумму 648595,00 рублей.

Из вышеуказанного следует, что администрация Тыгдинского сельсовета не является собственником дорог местного значения в границах Тыгдинского сельсовета, в которые входят ул. Бояринцева, ул. Мухина, ул. Школьная, вдоль которых прокурор Магдагачинского района требует установить водоотводные канавы. Администрация Тыгдинского сельсовета на 2022 год уже выполнила переданные ей полномочия в части содержания и ремонта дорог в пределах выделенных на эти цели финансовых средств (648595,00 рублей) из бюджета муниципального образования Магдагачинского района. Выделение денежных средств из бюджета муниципального образования Тыгдинского сельсовета на установку водоотводных канав будет являться незаконным, поскольку полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (ч. 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ). Причем наделение органов местного самоуправления соответствующими полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Ремонтные работы уличной дорожной сети (ямочный ремонт, грейдирование, нарезка и очистка кюветов) на территории муниципального образования Тыгдинского сельсовета производятся по мере очередности от худшей (учитывая погодные явления) дорожной ситуации до удовлетворительной. Ранее, а также на 2022 г. фактов подтопления многоквартирного дома по адресу: с. Тыгда, ул. Бояринцева, 19, не было.

Просит в удовлетворении административного иска, заявленного прокурором Магдагачинского района к администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, отказать в полном объеме.

От административного соответчика администрации Магдагачинского района поступило возражение на административное исковое заявление, в котором указано следующее. Согласно Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация стоков ливневых вод (водоотведение) должна входить в комплекс мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Правила благоустройства территории муниципального образования, согласно ст. 45.1 вышеуказанного закона, утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.

Автомобильные дороги по улице Бояринцева и Мухина, согласно выписке из единого реестра недвижимости об объекте недвижимости, являются собственностью муниципального образования Магдагачинского района.

Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения, согласно соглашению о передаче полномочий от 25 февраля 2022 года, переданы муниципальному образованию Тыгдинского сельсовета.

В связи с вышеизложенным, мероприятия по организации работ, связанных с устройством системы водоотведения по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив дома по ул. Бояринцева со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, должны быть возложены на администрацию Тыгдинского сельсовета.

От заинтересованного лица АО «ДРСК» в лице СП «Северные электрические сети» филиала АО «ДРСК» «Амурские ЭС» поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что на перекрестке улиц Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области проходят две ВЛ, принадлежащие АО «ДРСК»: ВЛ-10 кВ ф. № 4 ПС «Ключевая» и ВЛ-0,4 кВ от ТП № 25 ф. 1,2.

Согласно «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» (утв. ПП РФ от 24.02.2009 № 160) в границах охранных зон без письменного согласования с сетевой организацией запрещены любые работы.

От администрации Тыгдинского сельсовета не поступало обращение по поводу размещения системы водоотведения в охранной зоне ВЛ.

Представитель административного ответчика администрации Тыгдинского сельсовета в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не заявлено.

Представители заинтересованных лиц ПАО «Ростелеком», АО «ДРСК» в лице СП «Северные электрические сети» филиала АО «ДРСК» «Амурские ЭС» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Ковалёва М.О. уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просит суд признать незаконным бездействие администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района, администрации Магдагачинского района по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводных канав по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева, 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области. Обязать администрацию Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрацию Магдагачинского района Амурской области солидарно в срок до 01 июля 2023 года выполнить устройство водоотводной канавы по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

Представитель административного соответчика администрации Магдагачинского района Ланкина Т.В. в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора Магдагачинского района к администрации Магдагачинского района не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно суду пояснила, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог, расположенных на территории с. Тыгда, находящихся в собственности у администрации Магдагачинского района, соглашением от 25.02.2022 г. переданы администрации Тыгдинского сельсовета на срок до 31.12.2022 г. Для реализации указанных полномочий администрацией Магдагачинского района Тыгдинскому сельсовету на 2022 год выделены денежные средства. Кроме того, Правилами благоустройства вопросы устройства, эксплуатации и содержания систем водоотведения на территории с. Тыгда находятся в ведении Тыгдинского сельсовета. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу будет являться администрация Тыгдинского сельсовета.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2013 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Статьей 1 закона Амурской области от 03.10.2014 N 413-ОЗ "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области" закреплено за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений, вопросы, предусмотренные пунктами 4, 6 - 8, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Согласно п.4, п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2013 года N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования Тыгдинского сельсовета, утвержденного решением представительного органа Муниципального образования Тыгдинского сельсовета от 23 мая 2011 года №126, согласно которому к вопросам местного значения Тыгдинского сельсовета относятся: организация в границах Тыгдинского сельсовета электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 4 ч. 1 ст. 5 Устава).

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ, п. 23 ст. 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", к сточным водам относятся, в том числе, дождевые, талые воды.

Согласно пунктам 2, 28 статьи 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) — это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В силу п. 7.1.10 "СП 32.13330.2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 N 860/пр) (ред. от 27.12.2021) на территории городских и сельских поселений, промышленных объектов следует предусматривать закрытые системы отведения поверхностных сточных вод. Отведение по открытой системе водостоков с применением лотков, канав, кюветов, оврагов, ручьев и малых рек допускается для территорий с малоэтажной индивидуальной застройкой, поселков в сельской местности, на пешеходных и административных территориях промышленных предприятий, коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства (за исключением объектов очистки сточных вод и обращения с отходами), объектов автомобильного транспорта, на которых образуются поверхностные сточные воды 1-го типа, а также парковых территорий с устройством мостов или труб на пересечениях с дорогами.

Помимо этого, возможность поверхностного водоотведения с использованием канав-осушителей, предусмотрена также положениями СП 436.1325800.2018 "Свод правил. Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов. Правила проектирования".

Таким образом, водоотведение включает в себя не только отвод бытовых стоков, но и отведение дождевых, талых вод.

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах городского округа, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления поселения в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 8 ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу п.п. 1, 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 10 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

На основании ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствие действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение таким действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено из материалов дела, прокуратурой Магдагачинского района в связи с поступившей жалобой жителей с. Тыгда о фактах нарушения органом местного самоуправления жилищных прав проведена проверка, в ходе которой установлено следующее. Водоотведение сточных, дождевых вод в районе жилого дома, расположенного по адресу: с. Тыгда, ул. Бояринцева, д. 19, нарушено, надлежащее водоотведение дождевых, сточных вод от указанного жилого дома не осуществляется в связи с отсутствием кюветов, в результате чего жилой дом и его придомовая территория подвергаются подтоплению, что разрушает фундамент жилого дома. По данному факту 06.09.2021 г. и.о. прокурора Магдагачинского района в адрес главы Тыгдинского сельсовета было вынесено представление о принятии неотложных мер по устранению выявленных нарушений.

Согласно ответу от 18.07.2022 г. на требование прокурора, главой Тыгдинского сельсовета указано, что система водоотведения, расположенная вблизи многоквартирного дома № 19 по ул. Бояринцева с. Тыгда, была очищена 09.06.2022 г. (л.д. 28).

Актом проверки от 21.07.2022 г. с фототаблицей к нему установлено, что дренажная канава вдоль ул. Бояринцева с. Тыгда не отвечает установленным требованиям, а именно, не произведены ее расширение и расчистка с учетом увеличения осадков, в целях предупреждения подтопления прилегающей территории и близко расположенных жилых домов. По ул. Мухина с. Тыгда, около многоквартирного дома по ул. Бояринцева, дренажная канава отсутствует.

Данные обстоятельства административными ответчиками не оспариваются, доказательств иного суду не представлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель органов местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Из выписки из реестра муниципальной собственности установлено, что жилой дом, расположенный в с. Тыгда по адресу ул. Бояринцева, д. 19, находится в муниципальной собственности муниципального образования Тыгдинского сельсовета. Согласно сведениям кадастровой карты, сооружение дорожного транспорта, расположенное по адресу: Амурская область, Магдагачинский район, с. Тыгда, ул. Мухина, с кадастровым номером 28:16:000000:3038, относится к дороге общего пользования местного значения.

Как следует из п. 1.3 Правил благоустройства территории муниципального образования Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области (далее – Правила благоустройства), благоустройство территории муниципального образования – деятельность по реализации комплекса мероприятий установленного правилами благоустройства территории поселения, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Благоустройству подлежит вся территория Тыгдинского сельсовета и все расположенные на ней здания (включая жилые), строения, сооружения и иные объекты (п. 2.1 Правил благоустройства).

Согласно п. 3.1 Правил благоустройства, объекты благоустройства создаются с учетом потребностей и запросов жителей и других участников деятельности по благоустройству и при их непосредственном участии.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Решением главы администрации Тыгдинского сельсовета № 225 от 14.11.2016 г., в соответствии с перечнем имущества по форме Приложения № 1 к решению сессии Совета народных депутатов № 225 от 14.11.2016 г., автомобильные дороги, расположенные по ул. Бояринцева, ул. Мухина, ул. Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, исключены из реестра имущества муниципальной собственности Тыгдинского сельсовета и переданы в муниципальную собственность Магдагачинского района.

По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, собственником дороги общего пользования местного назначения по ул. Мухина, ул. Бояринцева с. Тыгда Магдагачинского района, является муниципальное образование Магдагачинского района Амурской области.

Решением Тыгдинского сельского Совета народных депутатов №7 от 11 октября 2017 года из Устава Тыгдинского сельсовета исключен п. 5 ч. 1 ст. 5, предусматривающий дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Соглашением от 25 февраля 2022 года муниципальным образованием Магдагачинского района часть отдельных полномочий по вопросам местного значения района по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог, расположенных на территории сельского поселения и находящихся в собственности муниципального района, переданы муниципальному образованию Тыгдинского сельсовета на срок по 31.12.2022 г. Для исполнения переданных по настоящему соглашению полномочий муниципальное образование Магдагачинского района перечисляет муниципальному образованию Тыгдинского сельсовета финансовые средства в сумме 648 595,00 руб. в виде иных межбюджетных трансфертов.

В соответствии с п. 3.26 "СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр) канава боковая придорожная — это канава, проходящая вдоль земляного полотна для сбора и отвода поверхностных вод, с поперечным сечением лоткового, треугольного или трапецеидального профиля.

Согласно п. 7.59 "СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*", для предохранения земляного полотна от переувлажнения поверхностными водами и размыва, а также для обеспечения производства работ по сооружению земляного полотна предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее и в исключительных случаях - не менее.

Согласно п. 4.7.2 Правил благоустройства территории муниципального образования Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, при проектировании системы водоотведения (канализации), предназначенной для приема поверхностных сточных вод, рекомендуется предусматривать меры, направленные на недопущение подтопления улиц, зданий, сооружений, образование наледей от утечки воды из-за неисправности водопроводных, канализационных, ливневых устройств, систем, сетей и сооружений, а также сброса, откачки или слив воды на газоны, тротуары, улицы и дворовые территории.

Согласно п. 1.1 Правил технической эксплуатации сооружений инженерной защиты населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства строительства РФ от 29.12.1995 N 17-139, дренажные устройства, закрытые водостоки и водовыпуски относятся к сооружениям инженерной защиты.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений водоотведения по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда относится к объектам инженерной инфраструктуры, в том числе к дороге общего пользования и является муниципальной собственностью, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы открытого сбора поверхностных вод (водоотводных канав, кюветов) на территории муниципального образования является обязанностью органа местного самоуправления.

Кроме этого, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Обращаясь с административным исковым заявлением, прокурор Магдагачинского района также указал, что не проведение мер по созданию, восстановлению системы водоотведения может привести к подтоплению участков, нарушению требований санитарного законодательства.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Пункт 1 ст. 12 Закона N 52-ФЗ в качестве общего правила устанавливает, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений, и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно п. «е» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно: организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 2 Закона N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Суд приходит к выводу, что ненадлежащая организация системы водоотведения влечет возникновение угрозы подтопления как участков и жилых помещений граждан, проживающих по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района, так и населенного пункта в целом. Указанные обстоятельства создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

С учетом приведенных выше норм права, суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению бесперебойного и качественного водоотведения на территории муниципального образования Тыгдинского сельсовета возлагается в равной степени как на администрацию Тыгдинского сельсовета, в соответствии с возложенными на нее полномочиями, так и на администрацию Магдагачинского района, являющейся собственником дорог общего пользования, расположенных по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района.

Оценивая представленные письменные документы, пояснения сторон, в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд установил, что достаточных и допустимых доказательств по принятию мер по возведению, очистке и расширению водоотводных канав по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, административными ответчиками суду не представлено.

Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица АО «ДРСК» в лице СП «Северные электрические сети» филиала АО «ДРСК» «Амурские ЭС», на перекрестке улиц Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области проходят две ВЛ, принадлежащие АО «ДРСК»: ВЛ-10 кВ ф. № 4 ПС «Ключевая» и ВЛ-0,4 кВ от ТП № 25 ф. 1,2.

Согласно Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (ред. от 21.12.2018) в границах охранных зон без письменного согласования с сетевой организацией запрещены любые работы.

От администрации Тыгдинского сельсовета не поступало обращение в АО «ДРСК» по поводу размещения системы водоотведения в охранной зоне ВЛ, что не оспаривается административными ответчиками в судебном заседании.

Поскольку доказательства принятия административными ответчиками должных мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы водоотведения суду не представлены, непринятие администрацией Тыгдинского сельсовета и администрацией Магдагачинского района своевременных мер реагирования на выявленные нарушения свидетельствует об их бездействии.

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт неисполнения административными ответчиками администрацией Тыгдинского сельсовета и администрацией Магдагачинского района обязанности по обеспечению бесперебойного и качественного водоотведения на территории муниципального образования Тыгдинского сельсовета, в связи с чем, доводы прокурора о бездействии административных ответчиков суд считает обоснованными.

Учитывая, что организация в границах поселения аварийно-спасательных мероприятий, направленных на содержание водоотводных канав и кюветов в надлежащем состоянии, в том числе относящихся к дорогам общего пользования, принятие мер по возведению, очистке и расширению водоотводных канав около автомобильных дорог и вдоль домов, обеспечивающих предотвращение подтопления территории населенного пункта, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения с. Тыгда, решение которого осуществляется органами местного самоуправления Тыгдинского сельсовета и администрации Магдагачинского района в пределах своих полномочий, суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора удовлетворить.

Доводы административного ответчика администрации Тыгдинского сельсовета об отсутствии финансирования на проведение мероприятий по организации надлежащей эксплуатации системы водоотведения не являются основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства. Использование административным ответчиком межбюджетного трансферта на сумму 648595,00 рублей, переданного в рамках соглашения от 25.02.2022г., не свидетельствует об отсутствии у Тыгдинского сельсовета возможности принять меры по надлежащей организации мероприятий по устройству и содержанию системы водоотведения.

Ссылку административного соответчика администрации Магдагачинского района на соглашение от 25.02.2022 г., которым полномочия по осуществлению дорожной деятельности в части содержания и ремонта автомобильных дорог переданы администрации Тыгдинского сельсовета, суд находит несостоятельной, поскольку собственником дорог общего пользования, расположенных по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района, является администрация Магдагачинского района, кроме того, срок действия указанного соглашения определен до 31.12.2022 г., сведений о продлении данного срока суду не представлено.

В соответствии со статьей 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

Суд полагает, что возложение обязанности на административных ответчиков должно быть установлено в разумный срок, достаточный для его исполнения.

Поскольку планирование расходов на обеспечение мероприятий по устройству системы водоотведения по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда потребует временных затрат, при этом, выполнение данных обязательств требует разумных сроков, не подвергая угрозе причинения вреда имуществу неопределенного круга лиц, то суд полагает необходимым установить ответчикам срок исполнения солидарной обязанности до 01 июля 2023 года.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области о признании незаконным бездействие по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводных канав, возложении обязанности выполнить устройство водоотводной канавы - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области по непринятию мер по организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию водоотводных канав по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева, 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

Обязать администрацию Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрацию Магдагачинского района Амурской области солидарно в срок до 01 июля 2023 года выполнить устройство водоотводной канавы по ул. Бояринцева, ул. Мухина с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области, напротив многоквартирного дома по ул. Бояринцева 19 со стороны ул. Бояринцева и от перекрестка ул. Мухина-Бояринцева до перекрестка ул. Мухина-Школьная с. Тыгда Магдагачинского района Амурской области.

Администрации Тыгдинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, администрации Магдагачинского района Амурской области об исполнении решения суда по настоящему административному делу сообщить в Магдагачинский районный суд Амурской области, прокурору Магдагачинского района Амурской области в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Ю. А. Мироненко

Решение суда принято

в окончательной форме 26.09.2022