ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-331/2022 от 29.08.2022 Вурнарского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а-331/2022

УИД 21RS0004-01-2022-000399-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 г. пгт Вурнары

Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии под председательством судьи Волковой Е.В.,

при секретаре Яковлевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,

установил:

исполняющий обязанности прокурора Вурнарского района Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики и просил признать незаконным бездействие указанной администрации, выразившееся в непринятии мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; обязать административного ответчика устранить названные нарушения.

Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики в рамках исполнения приказа прокурора Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ проведен мониторинг официального сайта администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района на предмет полноты размещаемых на нем сведений по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, в ходе которого выявлены отдельные нарушения требований законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Установлено, что административным ответчиком в рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций не обеспечено размещение на официальном сайте актуальной информации о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения; не обеспечивается в полном объеме размещение перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля; информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле. По факту выявленных нарушений прокуратурой района в адрес главы Ершипосинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Однако, администрацией сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме требуемой информации. Тем самым нарушаются права субъектов предпринимательской деятельности на получение информации, предусмотренной законодательством.

В судебном заседании старший помощник прокурора Вурнарского района Чувашской Республики Спиридонова Л.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Администрация Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики, административный ответчик, извещенная о месте и времени судебного заседания, представила заявление о рассмотрении административного дела без участия ее представителя.

Учитывая, что административный ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, явка ответчика не признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав старшего помощника прокурора, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики проведен мониторинг официального сайта администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района на предмет полноты размещаемых на нем сведений в целях развитии малого и среднего предпринимательства.

В ходе мониторинга установлено, что администрацией Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района в рамках информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций не обеспечено размещение на официальном сайте актуальной информации о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения; не размещены перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля; информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

На момент рассмотрения настоящего административного искового заявления выявленные нарушения не устранены. Иного суду не представлено.

Разрешая заявленные административные требования, суд исходит из следующего.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.), одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 11, ч. 3 ст. 14 названного закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.

В силу п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 19 указанного закона информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией, в том числе о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства. Информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции.

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 г. № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ), вступившего в силу 1 июля 2021 г.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ деятельность контрольного (надзорного) органа по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является открытой, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, а также случаев, если этого требуют интересы обеспечения прав, законных интересов и безопасности контролируемых и иных лиц, защиты их чести, достоинства, деловой репутации.

В силу положений, предусмотренных ст. 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. 248-ФЗ, контрольные (надзорные) органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.

Контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети «Интернет», в том числе перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по непринятию мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, является незаконным.

Согласно части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, в целях устранения допущенных нарушений суд считает необходимым возложить на администрацию Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда обязанность разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175, 177, 218, 227, 291-293 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Вурнарского района Чувашской Республики к администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашкой Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики по непринятию мер по размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; докладов о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Обязать администрацию Ершипосинского сельского поселения Вурнарского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда разместить на официальном сайте в сети «Интернет» в полном объеме перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа; доклады о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Вурнарский районный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 г.

Судья Е.В. Волкова

Решение02.09.2022