ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3321/18 от 21.12.2018 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а-3321/2018 по административному иску Сызранского ЛО МВД России на транспорте к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным предписания

УСТАНОВИЛ:

Сызранский ЛО МВД России на транспорте обратился в суд с данным административным иском, ссылаясь на то, что <дата>г. с целью устранения нарушений, выявленных в ходе проведения надзорных мероприятий, ведущим специалистом отдела экологии и природопользования Администрации городского округа Сызрань ФИО1 ФИО6 отношении Сызранского ЛО МВД России на транспорте вынесено предписание № *** по устранению нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Данным предписанием на Сызранский ЛО МВД России на транспорте возложена обязанность, произвести следующие действия (устранить следующие нарушения):

- Вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;

- Организовать место для накопления отходов 1 класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; организовать раздельно хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп; оснастить место для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений.

Основные обязанности, изложенные в предписании, выполнены Сызранским ЛО МВД России на транспорте до его вынесения. Однако одно из предписаний в части оснащения места для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, по мнению административного истца, возложены на Сызранский ЛО МВД России на транспорте, незаконно, поскольку п. 20 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» закрепляет, что в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений. Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

Исходя из положения данной нормы, наличие демеркуризационного комплекта у юридического лица является его правом, а не обязанностью.

Просит признать незаконным и отменить предписания № 17 от 19.09.2018 по устранению выявленных нарушений законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования, вынесенное отделом экологии и природопользования Администрации городского округа Сызрань, в части возложения обязанности на Сызранский ЛО МВД России на транспорте по оснащению места для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений.

Представитель Административного истца - Сызранского ЛО МВД России на транспорте по доверенности ФИО3 ФИО7 административный иск поддержал, привел доводы, изложенные выше, дополнил, что Сызранским ЛО МВД России «Сызранское» не заключен договор со специализированной организацией, но при аварийной ситуации они могут вызвать аварийную службу, службу МЧС. Кроме того, нигде не прописано, что они должны заключать договор с какой-либо организацией. Приобрести данный комплект Сызранский ЛО МВД России не может, поскольку денежные средства на него не были выделены.

Представитель административного ответчика - Администрации г.о.Сызрань по доверенности ФИО4 ФИО8 в судебном заседании административный иск не признала, пояснила, что на протяжении всего периода, до вынесения предписания и на сегодняшний период, никакие меры не предпринимались по выполнению п.20 Постановления Правительства РФ от <дата>№ ***. У организации должен быть в наличии демеркуризационный комплект, который имеет необходимые препараты и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, либо должен быть договор или гарантийное обязательство специализированной организации о выполнении мероприятия по очистке помещений на случай наступления чрезвычайной ситуации. Такая организация на сегодняшний день в г.Сызрани отсутствует, а МЧС не является специализированной организацией.

Заинтересованное лицо ФИО1 ФИО9. - ведущий специалист отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань в судебном заседании возражала против заявленных требований, поддержала доводы представителя Администрации г.о.Сызрань ФИО4 ФИО10., дополнила, что в пределах своей компетенции она вправе выносить предписания по устранению выявленных нарушений.

Суд, заслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие)

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ст.ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с п. 19 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681, обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.

В соответствии с п. 20 Правил, в случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений.

Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

"Специализированные организации" - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп, имеющие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности (п. 1 Правил).

Судом установлено, что в ходе проведения 14.08.2018г. Сызранской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами в Сызранском ЛО МВД России на транспорте, выявлены следующие нарушения:

-место хранения отходов не герметично (полы деревянные имеют щели), отсутствует специальная тара (герметичная емкость) для хранения поврежденных ртутосодержащих ламп, допускается хранение неповрежденных ртутосодержащих ламп в таре, предназначенной для поврежденных ртутосодержащих ламп; в Сызранском ЛО МВД на транспорте отсутствует демеркуризационный комплект, предусмотренный ст.11 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.14,16,20 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 681.

- не ведется в установленном порядке учет в области обращения с отходами, предусмотренный ч.1 ст.19 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказ Минприроды России от 01.09.2011г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

- руководство Сызранского ЛО МВД России на транспорте, ответственное за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, не прошло подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

С целью устранения нарушений, выявленных в ходе проведения вышеуказанных надзорных мероприятий, <дата> года ведущим специалистом отдела экологии и природопользования Администрации г.о. Сызрань ФИО1 ФИО11 вынесено предписание № ***, согласно которому Сызранскому ЛО МВД предписано в срок до <дата>

- вести в установленном порядке учет образовавшихся утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

- организовать место для накопления отходов 1 класса опасности – лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства – в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары; организовать раздельно хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп; оснастить место для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства, демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений.

Суд полагает предписание № *** от <дата>. законным и обоснованным, поскольку оно вынесено уполномоченным лицом, в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с нормами закона, прав и законных интересов административного истца данное постановление не нарушает, на момент проведения проверки договор со специализированной организацией для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений Сызранским ЛО МВД России на транспорте представлен не был, демеркуризационный комплект отсутствовал.

Таким образом, доказательств принятия Сызранским ЛО МВД России на транспорте исчерпывающих мер по недопущению (предупреждению) возникновения сложившейся ситуации, не представлено, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, которые не могут быть поставлены в зависимость от материального обеспечения административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, административный иск Сызранского ЛО МВД

о признании незаконным и отмене предписания № *** от <дата>., вынесенное отделом экологии и природопользования Администрации городского округа Сызрань, в части возложения обязанности по оснащению места для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Сызранского ЛО МВД России на транспорте к Администрации городского округа Сызрань о признании незаконным и отмене предписания № *** от <дата>., вынесенное отделом экологии и природопользования Администрации городского округа Сызрань, в части возложения обязанности по оснащению места для накопления отходов 1 класса опасности - лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства - демеркуризационным комплектом, включающим в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Левина С.А.