ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3321/2021 от 25.05.2022 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

25 мая 2022 года

Центральный районный суд города Новосибирска в составе

судьи С.Л. Малахова,

при помощнике судьи А.В. Рудковой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры Центрального района г. Новосибирска, действующей в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

у с т а н о в и л:

Прокуратура Центрального района г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском, после изменения исковых требований, просит признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет, содержащуюся на сайтах:

-https://www.24хххl;

-https://www.хххb

информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, в связи с тем, что указанная информация, является информацией порнографического содержания, причиняющей вред развитию несовершеннолетних.

Представитель административного истца, помощник прокурора Центрального района г. Новосибирска Проскурякова О.Е., действующая на основании служебного удостоверения, административные исковые требования, с учетом изменений, поддержала, дала соответствующие пояснения.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, с учетом изменений.

Руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с которым неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходит из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Центрального района г. Новосибирска в ходе проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации в сети Интернет установлены вышеуказанные Интернет-сайты на которых имеются изображения наружных половых органов, что расценивается как информация порнографического характера, а действие владельцев указанных Интернет-страниц – как публичную демонстрацию порнографических материалов, поскольку данная информация не имеет научного, медицинского или учебного предназначения, осуществляется для удовлетворения сексуальных потребностей посетителей указанных Интернет-страниц. Кроме того, посещение указанных Интернет-страниц свободно для всех без исключения. Сайт не содержит ограничений к их доступу по кругу лиц (не требуется регистрация, ввод пароля). Ознакомиться с содержанием Интернет-сайтов может любой Интернет-пользователь, в том числе, несовершеннолетний. Кроме того, размещенная на указанных сайтах информация пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения среди несовершеннолетних, распространяет информацию, направленную на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений.

Данный факт подтверждается представленными в материалы дела скриншотами страниц с указанным электронным адресом.

По факту проверки, прокуратурой Центрального района г. Новосибирска составлен соответствующий акт, представленный в материалы дела.

Вопреки доводам представителя заинтересованного лица о том, что по указанным ссылкам фактически размещена поисковая выдача по запросу «гей порно», в связи с чем, для обеспечения доступа к указанным интернет-сайтам требуется уточнение конкретного полного адреса URL, из представленных в материалы дела скриншотов усматривается, что информация по указанным URL-адресам конкретизирована, открываются страницы сайтов с информацией порнографического содержания.

При указанных обстоятельствах можно сделать вывод о том, что размещение указанной информации противоречит нормам Конвенции о правах ребенка, за размещение вышеуказанной информации предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Согласно статье 2 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Пунктами 1 и 6 статьи 10 Федерального закона 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии со статьей 15 указанного Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В соответствии со статьей 15.1 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как указано выше, частью 6 статьи 10 названного Федерального закона запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Пунктом 1 статьи 14 "Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию" Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закрепляет данные положения.

Информационная безопасность детей согласно Федеральному закону N 436-ФЗ - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Вместе с российскими нормами права в рамках Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 и вступившей в силу для СССР 15.09.1990, содержится ряд статей, посвященных ограничению доступа детей к негативной для них информации.

Статья 17 указанного выше международного акта гарантирует, что каждый ребенок имеет право на доступ к информации; государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать информацию, наносящую вред ребенку.

Частью 2 статьи 242 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних либо вовлечение несовершеннолетнего в оборот порнографической продукции, совершенные лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Статьей 6.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям.

На момент рассмотрения данного спора доступ к информации, содержащейся на вышеуказанных сайтах, ограничен не был.

Таким образом, доводы административного истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 39, 40, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокуратуры Центрального района г. Новосибирска – удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети Интернет содержащуюся на сайтах:

-https://www.хххhtml;

-https://www.ххх

информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2022 года

Судья С.Л. Малахов