ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3321/2022 от 26.05.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-3321/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ким Ю.В.,

при помощнике Довгалевой А.А.,

с участием административного истца Осипова Э.Э., представителя административного ответчика администрации г. Хабаровска Шемчук М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осипова Эдуарда Эдуардовича, Плагун Алексея Николаевича, Васильевой Ольги Александровны, Яганова Ивана Владимировича к администрации г. Хабаровска, заместителю мэра – управляющему делами Шевцову А.И. о признании незаконным решения о невозможности согласования публичного мероприятия, разрешении проведения публичного мероприятия,

установил:

Осипов Э.Э., Плагун А.Н., Васильева О.А., Яганов И.В. обратились в суд с административным иском к администрации города Хабаровска о признании незаконным решения о невозможности согласования публичного мероприятия, разрешении проведения публичного мероприятия. В обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ Национально-Освободительным Движением (НОД-Хабаровск) было подано уведомление о проведении публичного мероприятия по адресу: г. Хабаровск, пешеходная зона перед правым крылом здания ДВГМУ, <адрес> (ближе к перекрестку улиц <адрес>) на ДД.ММ.ГГГГ. целью мероприятия является информирование граждан города о необходимости возврата нашего временно разделенного Отечества, оказание поддержки спецоперации ВС РФ в Украине, внутренней и внешней политики действующего Президента России, Национального лидера ФИО2 в восстановлении Отечества в границах 1945-199г., путем размещения агитационного материала НОД (ИнфоКуб, баннеры, флаги, плакаты) раздачей газет, листовок, донесение НОДовской риторики жителям города, в количестве 9-ти человек. Администрация г. Хабаровска в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ за предложила рассмотреть вопрос об отмене публичного мероприятия, ссылаясь на то, что в заявленное время на <адрес> площади до площади имени ФИО10 будут проводиться праздничные мероприятия, посвященные 164-й годовщине со Дня образования города Хабаровска, в том числе публичное мероприятие с привлечением большого количества людей. Считают, что данные доводы не являются основанием для отказа в согласовании заявленного мероприятия, на что в администрацию города ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ о противодействии (саботаже) в проведении публичного мероприятия. Просят признать незаконным отказ администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за в согласовании публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, разрешить проведение публичного мероприятия в форме митинга с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции.

В ходе судебного разбирательства административным истцом измены административные исковые требования, просит отказ администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ за признать незаконным.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен заместитель Мэра г. Хабаровска - управляющий делами Шевцов Алексей Иванович.

Административный истец Осипов Э.Э. в судебном заседании поддержал исковые требования и изложенные в нем доводы.

Административные истцы Плагун А.Н., Васильева О.А., Яганов И.В., в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации г. Хабаровска Шемчук М.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал, суду пояснил, что администрация г. Хабаровска не отказывала административному истцу в согласовании проведения публичного мероприятия, а с учетом проведения запланированных мероприятий празднования 164-й годовщины основания города Хабаровска, рекомендовала отменить проведения публичного мероприятия, а в последующем изменить место проведения митинга без ограничения времени его проведения. Вместе с тем, организаторы проведения митинга отказались от изменения места. Таким образом, проведение двух публичных мероприятий в одно время и в одном месте противоречит Федеральному закону № 54-ФЗ, а также создает угрозу безопасности граждан. Просит в удовлетворении иска отказать.

Административный ответчик заместитель мэра – управляющий делами Шевцов А.И. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ), статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрен уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Согласно требованиям части 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).

На основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2009 года N 484-О-П указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий как "мотивированное предложение" и "согласование" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Хабаровска получено уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 20 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга, целью которого является поднятие вопроса о проблемах суверенитета РФ, проблемах законодательства России; поддержка президента РФ ФИО21; сбор подписей за проведение конституционной реформы и за проведение расследования по факту незаконной ликвидации органов государственной власти СССР в 1991г.; заявить о недопустимости призывов к отделению регионов от России; выразить поддержку правоохранительным органам, заявить о недопустимости оказания давления на следствие и суд, заявить о равенстве всех должностных лиц перед законом; сбор подписей за расследование незаконных решений Горбачева по ликвидации СССР; оповещение и сбор гуманитарной помощи жителям Донбаса; поддержка спецоперации ВС РФ в Украине.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Осипова Э.Э. направлен запрос администрации города Хабаровска за подписью заместителя Мэра города – управляющего делами Шевцова А.И., согласно которому администрация города приняла от группы граждан (Осипов Э.Э., ФИО11, Плагун А.Н., Васильева О.А., Яганов И.В., ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18) уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 20.00 на пешеходной зоне перед правым углом здания ДВГМУ (<адрес>) публичного мероприятия в форме митинга. До сведения организаторов доведено, что в заявленное время на <адрес> площади до площади имени ФИО10 будут проводиться праздничные мероприятия, посвященные 164-й годовщине со Дня образования <адрес>, в том числе публичное мероприятие с привлечением большого количества людей. В связи с этим, предложено рассмотреть вопрос об отмене заявленного публичного мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г. Хабаровска поступило уведомление от Осипова Э.Э. о не согласовании рекомендаций по отмене проведения мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска направлен запрос , согласно которому администрация города приняла от Осипова Э.Э. отказ от рекомендаций по отмене ранее заявленного на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 20.00 публичного мероприятия в форме митинга на пешеходной зоне перед правым углом здания ДВГМУ (ближе к перекрестку улиц Муравьева-Амурского, 35 и Пушкина). Повторно доведено до сведения организаторов, что в заявленное время на <адрес> площади до площади имени ФИО10 будут проводиться праздничные мероприятия, посвященные 164-й годовщине со Дня образования города Хабаровска, в том числе публичное мероприятие с привлечением большого количества людей. Проведение заявленного публичного мероприятия с установкой быстровозводимой сборно-разборной конструкции в месте массового пребывания людей будет нарушать права других граждан, препятствовать их движению к объектам инфраструктуры. В связи этим рекомендовано провести публичное мероприятие в заявленное время на пешеходной площадке рядом со зданием по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Осиповым Э.Э. в администрацию г. Хабаровска направлено уведомление, что рекомендованное место проведения публичного мероприятия по адресу <адрес>, запланированного на ДД.ММ.ГГГГ, не подходит.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сообщено организатору публичного мероприятия в ответе , что приняла от Осипова Э.Э. отказ от рекомендаций по изменению места проведения заявленного на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 20.00 публичного мероприятия в форме митинга с пешеходной зоны перед правым углом здания ДВГМУ (ближе к перекрестку улиц Муравьева-Амурского, 35 и Пушкина) на пешеходную площадку рядом со зданием по адресу: <адрес>. Обращено внимание организаторов, что на заявленном месте будут проводиться массовые праздничные мероприятия, посвященные 1640й годовщине основания города Хабаровска. Повторно рекомендовано провести публичное мероприятие в заявленное время на пешеходной площадке рядом со зданием по адресу: <адрес>. Дополнительно информировав, что в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если им не приняты направленные администрацией города Хабаровска обоснованные предложения об изменении места проведения акции.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Осиповым Э.Э. повторно сообщено в администрацию г. Хабаровска об отказе в переносе места проведения публичного мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ в ответе администрация г. Хабаровска указала, что приняла от Осипова Э.Э. отказ от повторных рекомендаций по изменению места проведения заявленного на ДД.ММ.ГГГГ с 12.00 до 20.00 публичного мероприятия в форме митинга с пешеходной зоны перед правым углом здания ДВГМУ (ближе к перекрестку улиц Муравьева-Амурского, 35 и Пушкина) на пешеходную площадку рядом со зданием по адресу: <адрес>. Повторно обращено внимание организаторов, что в соответствии с п. 5 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2002 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если им не приняты направленные органом местного самоуправления обоснованные предложения об изменении места проведения акции. Информировав, что в случае нарушения порядка организации и проведения публичного мероприятия, организатор и участники могут быть привлечены к административной ответственности.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации. Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Неисполнение органом публичной власти иных обязанностей, предусмотренных частью 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях, также не может расцениваться как отказ данного органа в согласовании проведения публичного мероприятия.

При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.

С учетом этого суду в каждом конкретном случае надлежит исследовать все выдвигаемые органом публичной власти доводы и представленные им доказательства, а также оценивать их на предмет наличия относимых и достаточных оснований для осуществленного вмешательства.

В силу п. 10 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, обращено внимание судов на недопустимость доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - по истечении дня его получения) (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). Продления данного срока в случае, когда один из дней данного срока приходится на нерабочий день, Законом о публичных мероприятиях не предусмотрено.

В связи с этим органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом.

Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

В то же время согласно позиции изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.06.2019 № 24-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина ФИО19»: согласно частям 1, 3 и 4 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» указание организатором публичного мероприятия в уведомлении, подаваемом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, форм и методов обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении является одной из его обязанностей и совместно с другими правами и обязанностями данного лица, взявшего на себя функции организации и проведения публичного мероприятия, образует пределы его компетенции в вопросах подготовки соответствующего мероприятия. Определение таких форм и методов, заверенное, как того требует часть 4 статьи 7 названного Федерального закона, подписью организатора публичного мероприятия (лицами, уполномоченными организатором выполнять распорядительные функции по его подготовке и проведению, в случае назначения таковых), и их доведение до сведения осуществляющих согласование публичного мероприятия органов государственной (муниципальной) власти призваны подтвердить готовность организатора предпринять - с учетом конкретных параметров планируемого публичного мероприятия (вида, места проведения, продолжительности, предполагаемого количества участников и т.п.) и корреспондирующих им обязанностей органов государственной (муниципальной) власти по обеспечению и защите гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации права - доступные меры к поддержанию общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия.

Наделение пунктом 5 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатора публичного мероприятия компетенцией в сфере соответствующих отношений, в том числе возложение на него обязанности указать в уведомлении о проведении публичного мероприятия формы и методы обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи при его проведении, детерминировано особым публично-правовым статусом данного лица как инициатора проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П), обусловливающим конституционную оправданность вменения ему - при соблюдении разумного баланса частных и публичных интересов - определенной степени ответственности за мирное осуществление права на свободу собраний, предполагающей посильное конструктивное участие в поддержании общественного порядка и безопасности граждан в пределах имеющихся у него возможностей.

При решении же вопроса о том, были ли организатором публичного мероприятия в уведомлении о его проведении предусмотрены формы и методы обеспечения санитарного обслуживания и являются ли они достаточными, нужно иметь в виду, что согласно Федеральному закону "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия могут осуществляться только на безвозмездной основе, а основную ответственность за охрану общественного порядка и безопасности граждан, оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи должны принимать на себя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, уполномоченные представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, уполномоченные представители органов внутренних дел (пункты 3, 5 и 7 части 1 статьи 12, пункты 2 и 3 части 2 статьи 13, части 2 и 3 статьи 14, часть 3 статьи 18).

Соответствующие обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления находят подтверждение также в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 15 и 16), Федеральном законе от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" (статьи 1, 2, 12 и 13) и Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (статьи 4, 9, 14, 16 и 17), что полностью согласуется со статьями 2, 18, 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Следовательно, при рассмотрении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия должны быть исключены любые попытки возложения на организатора заявленного публичного мероприятия таких обязанностей по обеспечению общественной безопасности, которые надлежит выполнять органам государственной и муниципальной власти и их уполномоченным представителям в силу их конституционно-правового статуса носителей публично-властных полномочий.

Схожий подход к соотношению ответственности организатора публичного мероприятия и уполномоченных субъектов государственной (муниципальной) власти за сохранение его мирного характера и обеспечение общественного порядка и безопасности граждан присущ и Европейскому Суду по правам человека, полагающему, что сферу позитивной ответственности органов публичной власти образуют, в частности, предварительное планирование мероприятий, необходимых для нейтрализации возможной утраты публичным мероприятием мирного характера; назначение органами внутренних дел должностного лица, ответственного за связь с организатором публичного мероприятия, отсутствие которой может привести к неадекватности мер общественной безопасности, предпринимаемых полицией; организация дежурств бригад скорой помощи на месте проведения публичного мероприятия (постановления от 26 июля 2007 года по делу "Баранкевич против России", от 5 января 2016 года по делу "Фрумкин против России", от 8 января 2019 года по делу "Зиновьева против России" и др.).

Таким образом, в настоящем случае оспариваемое решение – ответ от ДД.ММ.ГГГГ, принятое по итогам рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия, по своему содержанию является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия, поскольку содержит рекомендацию отказаться от проведения публичного мероприятия.

Данное уведомление доведено до сведения организатора публичного мероприятия в установленный пунктом 2 части 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ срок, содержит конкретное указание на несогласование проведения публичного мероприятия и не содержит мотивированных (обоснованных) предложений об изменении времени проведения публичного мероприятия.

При этом указаний на предусмотренные в части 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия, перечень которых является исчерпывающим, уведомление не содержит.

Вместе с тем, суд находит заслуживающим внимание довод административного ответчика о проведении публичных массовых мероприятий посвященных 164-й годовщине основания города Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Постановления администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ о праздновании 164-й годовщины со дня основания города Хабаровска», утвержден План основных мероприятий, посвященных 164-й годовщине со дня основания г. Хабаровска.

В соответствии с п. 3 Постановления администрации г. Хабаровска от 05.05.2022 № 1443 «Об организации дорожного движения на период проведения мероприятий посвященных празднованию 164-й годовщины со дня основания города Хабаровска, Арт-фестиваля «Счастливый Хабаровск» и Х Международного военно-музыкального фестиваля «Амурские волны», на период проведения театрализованного шествия и Арт-фестиваля «Счастливый Хабаровск» ДД.ММ.ГГГГ временно ограничено с 06.00 до 23.00 движение всех видов транспорта в том числе по <адрес> и <адрес>, в районе запланированного административными истцами публичного мероприятия в форме митинга.

Учитывая, что проведение торжественных мероприятий, посвященных празднованию 164-й годовщины со Дня основания города Хабаровска, запланировано в декабре 2021 года, административным ответчиком в последующей переписке с административным истцом обоснованно предложено изменить место проведения митинга, поскольку одновременное проведение в одном месте двух публичных мероприятий, имеющих различные цели не допускается.

При этом доводы административного истца о саботаже администрацией города проведения публичного мероприятия, суд находит не состоятельными, поскольку административному истцу предложено изменить место проведения публичного мероприятия, однако истцом отказано в изменении места проведения публичного мероприятия.

Более того, будучи уведомленным о планируемом проведении праздничных мероприятий и участии в них большого количества людей, административный истец намерен использовать проводимые мероприятия в своих целях.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемое решение принято с нарушением положений в части 3 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ и нарушает конституционное право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование требования административного иска удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований заявлению Осипова Эдуарда Эдуардовича, Плагун Алексея Николаевича, Васильевой Ольги Александровны, Яганова Ивана Владимировича к администрации г. Хабаровска, заместителю мэра – управляющему делами Шевцову А.И. о признании незаконным решения о невозможности согласования публичного мероприятия, разрешении проведения публичного мероприятия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Ю.В. Ким

Мотивированное решение составлено 26.05.2022.