ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3324/20 от 10.08.2020 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-3324/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Рудых Г.М.

при секретаре Санжеевой О.В.

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, представителя административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Волгограде 10 августа 2020 года административное дело по административному иску ФИО1 к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения о невозможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно от 23 июня 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, которые мотивировала тем, что ею было подано в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с целью реализации своего права, предусмотренного ч. 2 ст. 1 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года за № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», так как относится к категории многодетных граждан, имеющих трех детей, а именно: земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м., расположенного по адресу: город Волгоград, Дзержинский район, рядом с земельным участком по адресу: ..., кадастровый №... (заявление №... от 27 мая 2020 года); земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв. м., расположенного по адресу: город Волгоград, Дзержинский район, рядом с земельным участком по адресу: ... (заявление №... от 27 мая 2020 года).

Однако в нарушение сроков и способа получения ответа, указанного в заявлениях ответ на заявления получила только 03 июля 2020 года при личном обращении. Административный ответчик в своих ответах от 23 июня 2020 года за №№ 21- 20/14700 и 21-20/14701 указал на невозможность предоставление земельных участков собственность, в соответствии с п.п. 7 ч. 4 ст. 9 Закона Волгоградской области от 14 июля 2015 года за № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно и п.п. 7 п. 2.9.1 Регламента, так как местоположение испрашиваемых земельных участков совпадает с местоположением земельных участков с кадастровыми номерами №... и №....

С данными решениями не согласна, поскольку на момент подачи заявлений о согласовании возможности предоставления земельных участков, на кадастровом учете земельных участков совпадающих с испрашиваемыми местоположением не стояло. Руководствуясь этим и согласно п.п. «а», п. 2.6.1.2 Регламента, ею был подан полный пакет документов, необходимый в случае реализации своих прав на предоставление земельного участка, который не поставлен на государственный кадастровый учет.

Согласно полученным ответам, земельные участки с кадастровыми номерам №... и №... были поставлены на государственный кадастровый учет 03 июня 2020 года, то есть после ее обращения с заявлениям, без участия Облкомимущества, и в отношение каждого из земельных участков 04.07.2020 года и 05.07.2020 года были поданы заявления иными многодетным гражданами о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков от граждан, относящихся к категории граждан, имеющих трех и более детей.

Так же из полученных ответов следует, что в отношении земельных участков поставленных на государственный кадастровый учет, не принимались решения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, согласно процедуре указанной в Законе Волгоградской области от 14 июля 2015 года за № 123-0 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» и Регламенте.

Данные факты дают основания предполагать, что постановка земельных участков на государственный кадастровый учет была незаконна и нарушена процедура предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Считает, что в связи с тем, что она первая обратилась в комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно с указанным ей в заявлениях местоположением земельных участков, а земельные участки с кадастровыми номерами №... и №..., были поставлены на государственный кадастровый учет без получения решения о возможности предоставления земельного участка, то есть имеет место нарушение законной процедуры.

На сайте комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области содержится информация о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет на основании решения о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно на 11 июня 2020 года, данные о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... отсутствует. В связи с тем, что решения для земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... о возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно комитетом не принимались, то нарушен принцип законности и очередности предоставления земельных участков в собственность бесплатно, и нарушаются ее права на получение земельных участков в собственность бесплатно.

Просила признать незаконными решения комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 23 июня 2020 года за №№ 21- 20/14700 и 21-20/14701 о невозможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требований, просил удовлетворить их в полном объеме. Просил учесть, что при рассмотрении заявления административного истца был нарушен принцип очередности предоставления земельных участков в собственность бесплатно, поскольку истец обратилась 27.05.2020 года, однако комитетом были приняты решения о предоставлении данных земельных участков лицам, обратившимся позже. Считает, что не имеет правового значения, по каким основаниям истец обратилась с заявлением о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении. Считает, что в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД, п.п. 7 п. 2.9.1 Административного регламента № 19-н Облкомимуществом приняты законные и обоснованные решения, оформленные исходящими письмами от 23.06.2020 года №№ 21-20/14700, 21-20/14701 о невозможности предоставления ФИО1 в собственность бесплатно испрашиваемых земельных участков.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.

На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п.п. 6, 7 статьи 39.5 ЗК РФ, Законом Волгоградской области от 14 июля 2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», Законом Волгоградской области от 26 декабря 2016 г. № 136-ОД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по представлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившими силу отдельных законов Волгоградской области», постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. № 222 «Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области», Облкомимуществом 13.07.2019 года принято решение № 906 о постановке на учет граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно, по списку согласно приложению, в число которых включена ФИО1.

Согласив ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД граждане, состоящие на учете, изъявившие желание получить в собственность бесплатно земельный участок, который не поставлен на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», подают в уполномоченный орган по месту постановки на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно заявление о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

К заявлению о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно прилагается графическое описание границ испрашиваемого земельного участка, подготовленное с использованием сведений общедоступных информационных ресурсов, содержащих картографические данные, либо любым иным способом, позволяющим описать границы испрашиваемого земельного участка.

Порядок предоставления Облкомимуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков гражданам в собственность бесплатно установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Облкомимущества от 15.07.2015 № 19-н.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 27.05.2020 года административный истец ФИО1 обратилась в Облкомимущество с заявлением (вх. № 21/25518) о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, ориентировочной площадью 1200 кв.м., местоположением: г. Волгоград, Дзержинский район, рядом с земельным участком по адресу: ..., кадастровый №....

27.05.2020 года ФИО1 подано еще одно заявление (вх. № 21/25521) о согласовании возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, ориентировочной площадью 1200 кв.м., местоположением: г. Волгоград, Дзержинский район, рядом с земельным участком по адресу: ....

Оба заявления поданы на основании части 4 статьи 9 Закона № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

Во исполнение положений пунктов 3.2, 3.2.4 Административного регламента № 19-н Облкомимуществом были направлены межведомственные запросы в структурные подразделения администрации Волгограда о возможности формирования испрашиваемых ФИО1 земельных участков на предмет наличия ограничений и обременений в их использовании, наличия прав третьих лиц.

Согласно п. 2.3 градостроительных заключений департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 15.06.2020 года АГ03-20-338, АГ03-20-339, испрашиваемые ФИО1 земельные участки расположены в жилой зоне индивидуальных жилых домов (Ж1), для которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, утвержденными решением Волгоградской городской Думы от 21.12.2018 № 5/115 максимальная площадь земельного участка составляет 1000 кв.м..

В связи с чем, для формирования испрашиваемых земельных участков необходимо соблюдение вышеприведенных градостроительных требований (п. 3 градостроительных заключений).

Аналогичная информация содержалась в ответах администрации Дзержинского района г. Волгограда от 09.06.2020 года № 01-21/5861-20, № 01-21/5858-20.

Таким образом, документально подтверждено, что указанная в заявлениях ФИО1 от 27.05.2020 года №№ 21/25518, 21/25521 площадь испрашиваемых земельных участков, 1200 кв.м., превышает предельную максимальную площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, на момент принятия решения по вышеуказанным заявлениям ФИО1 Облкомимуществом было установлено, что согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенному к заявлению №..., данным информационной системы «Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области», местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером №....

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 08.06.2020 года № КУВИ-002/2020-2776175 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.06.2020 года, границы установлены в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно графическому описанию границ земельного участка, приложенному к заявлению № 21/25521, данным информационной системы «Инфраструктура пространственных данных Волгоградской области», местоположение испрашиваемого земельного участка совпадает с местоположением земельного участка с кадастровым номером №....

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 08.06.2020 № КУВИ-002/2020-2781779 указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.06.2020 года, границы установлены в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД уполномоченный орган принимает решение о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в случае полного или частичного совпадения местоположения земельного участка, с местоположением ранее сформированного земельного участка, границы которого определены в установленном законом порядке.

Аналогичное основание для принятия решения о невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно также предусмотрено п.п. 7 п. 2.9.1 Административного регламента № 19-н.

 Согласно материалам дела, Облкомимуществом в соответствии с п. 7 ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД, п.п. 7 п. 2.9.1 Административного регламента № 19-н приняты решения, оформленные исходящими письмами от 23.06.2020 года №№ 21-20/14700, 21-20/14701 о невозможности предоставления ФИО1 в собственность бесплатно испрашиваемых земельных участков.

Согласно письмам от 23.06.2020 года №№ 21-20/14700, 21-20/14701, ФИО1 уведомлена о том, что решения Облкомимущества не являются отказом в реализации ее права на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, а также разъяснено право на подачу заявления о согласовании возможности предоставления (или о предоставлении) в собственность бесплатно иного земельного участка в соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона № 123-ОД.

До сведения ФИО1 также была доведена информация о том, что в Облкомимуществе на рассмотрении находятся заявления от 04.06.2020 года и 05.06.2020 года иных граждан, относящихся к категории граждан, имеющих трех и более детей о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков с кадастровыми номерами №... и №....

В соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 9 Закона № 123-ОД рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в порядке очередности их поступления в зависимости от даты и времени их поступления.

Между тем, доводы административного истца ФИО1 о том, что на момент подачи ею заявления о согласовании возможности предоставления земельных участков, земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... не были поставлены на кадастровый учет, не опровергают законность принятых Облкомимуществом решений, поскольку рассмотрение заявлений, поданных на основании ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД требует соблюдения Облкомимуществом определенной процедуры, установленной Административным регламентом № 19-н, в том числе по направлению межведомственных запросов в структурные подразделения администрации Волгограда о возможности формирования испрашиваемого земельного участка и анализа полученных заключений, с учетом которых принимается решение о согласовании возможности или невозможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

Принятие Облкомимуществом соответствующего решения сразу же после подачи заявления, без направления межведомственных запросов, означало бы нарушение уполномоченным органом как ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД, так и п. п. 3.2, 3.2.4 Административного регламента № 19-н. Ввиду чего, для соблюдения установленного порядка оказания государственной услуги по согласованию возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно уполномоченному органу отводится 30 календарных дней со дня поступления от гражданина необходимых документов (абзац 5 части 4 статьи 9 Закона № 123-ОД).

Таким образом, было документально подтверждено, что на момент принятия Облкомимуществом решений по заявлениям ФИО1 местоположение испрашиваемых земельных участков частично совпадало с местоположением ранее сформированных земельных участков, границы которых установлены в соответствии с требованиями законодательства, что в силу положений п. 7 ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД, пп. 7 п. 2.9.1 Административного регламента № 19-н являлось безусловным основанием для принятия уполномоченным органом решения о невозможности их предоставления в собственность бесплатно.

Кроме того, следует отметить, что формирование земельных участков той площадью, которая указана в заявлениях ФИО1 - 1200 кв.м., не допустимо, поскольку она превышает предельно допустимую площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства (1000 кв.м.), установленную Правилами землепользования и застройки.

Доводы административного истца ФИО1 о незаконной постановке на государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №... и №... по причине отсутствия решений Облкомимущества о согласовании возможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно не могут быть приняты во внимание по тем основаниям, что сведения о кадастровом учете земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют статус «актуальных». Законность постановки земельных участков на государственный кадастровый учет предметом судебного разбирательства не является.

Абзацем 1 части 3 статьи 9 Закона № 123-ОД установлено, что земельный участок, не поставленный на государственный кадастровый учет, либо земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи.

Из абзаца 2 части 3 статьи 9 Закона № 123-ОД следует, что земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, за исключением земельного участка, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», предоставляется гражданам, состоящим на учете, в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

Следовательно, ч. 4 ст. 9 является самостоятельной административной процедурой, также как ч. 5 ст. 9 Закона № 123-ОД.

Из представленных документов видно, что заявления иных лиц поданы на основании ч. 5 ст. 9 Закона № 123-ОД, предусматривающей право граждан, состоящих на учете, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка в собственность бесплатно, то есть, минуя процедуру согласования, установленную ч. 4 ст. 9 Закона № 123-ОД.

В связи с чем, рассматриваемые доводы административного истца основаны на ошибочном толковании и применении положений ст. 9 Закона № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно».

Статьей 1, п. 2 ст. 3 КАС РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора.

В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.

Вопреки приведенным положениям процессуального закона ни истцом, ни ее представителем в ходе рассмотрения дела суду не представлено никаких доказательств наличия реального нарушения прав административного истца, которая не лишена права на подачу заявления о согласовании возможности предоставления (или о предоставлении) в собственность бесплатно иного земельного участка в соответствии с частями 4, 5 статьи 9 Закона № 123-ОД.

По смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах, анализируя вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности для удовлетворения требований административного истца, поскольку оспариваемые решения приняты в пределах полномочий, при наличии предусмотренных законом оснований, соответствует требованиям действующего законодательства, и не повлекло нарушение каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, которым доказательства нарушенных прав в соответствии с обязанностью, предусмотренной пунктом 1 части 9, частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ФИО1 к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным решения о невозможности предоставления земельных участков в собственность бесплатно от 23 июня 2020 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Волгограда.

Судья - Г.М. Рудых