№
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ г.
Индустриальный районный суд <адрес> в составе:
федерального судьи Реутских П. С.,
при секретаре Паршаковой В. Н.,
с участием административного истца Д,
представителя административного ответчика <данные изъяты> краю – Е, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д об оспаривании решения <данные изъяты>
установил:
административный истец обратилась в суд с требованиями признать незаконным решение <данные изъяты> краю о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав, путем осуществления смены вида разрешенного использования для земельного участка, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ истец в Управление Росреестра по <адрес> подала заявление о смене вида разрешенного использования принадлежащего ей земельного участка с кадастровым №. Ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета. Указанное решение Д считает неправомерным и принятым в противоречии с нормами действующего законодательства РФ. В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», истцом было подано заявление в апелляционную комиссию. По итогу рассмотрения данного заявления апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления истца. Участок расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты> поселение. Относится к категории земель: «Земли сельскохозяйственного назначения» и имеет вид разрешенного использования: «Садоводство». В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «<данные изъяты>», утвержденными решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Пермского муниципального района <адрес>, а также в соответствии с утвержденными картами градостроительного зонирования, картами функциональных зон, а также в соответствии с Генеральным планом МО «<данные изъяты>» Пермского муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, участок отнесен к территориальной зоне «СХ-2», и на участок установлен градостроительный регламент. Указанные документы, в том числе Правила землепользования и застройки МО «<данные изъяты> сельское поселение» (Приложение №), являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами <адрес>, Пермского муниципального района, Уставом МО «<данные изъяты> поселение», Генеральным планом Поселения, а также с учетом положений иных актов и документов. Согласно ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования. У ответчика отсутствуют какие-либо правовые препятствия изменить один основной вид разрешенного использования земельного участка на другой основной вид разрешенного использования земельного участка. Принятое ответчиком решение о приостановке кадастрового учета, не основано на нормах права, принято в противоречии с действующим нормативным правовым актом: Правилами землепользования и застройки МО «<данные изъяты> сельское поселение», а также в противоречии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ. В связи с принятым решением ответчика нарушаются права истца, т.к. истец лишился возможности выбрать тот вид разрешенного использования земельного участка, который ему нужен, и лишен фактической возможности осуществлять на участке деятельность согласно того вида использования, который им был ранее заявлен. На основании изложенного, Д просит признать незаконными решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № № обязать административного ответчика осуществить смену вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером №, установив вид разрешенного использования с ко<адрес>.2 «Ведение садоводства».
Административный истец Д в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в иске, просит их удовлетворить, полагает, что имеет право изменить вид разрешенного использования, без получения каких-либо дополнительных согласований, если такой вид разрешенного использования является основным, т.к. данное право предоставляется Градостроительным кодексом РФ. Однако ей отказывают в изменении характеристик.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес>Е с заявленными требованиями не согласна, просит в удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что истцу было отказано в смене вида разрешенного использования земельного участка, т.к. он относится к сельскохозяйственным угодьям, имеет категорию сельхозназначения, разрешенное использование «садоводство». Виды деятельности, которые возможны для данного разрешенного использования, находятся в общем доступе, во всех информационных источниках. Вид разрешенного использования «садоводство», предполагает осуществление деятельности, связанной с выращиванием культур. Данным видом не предусмотрена возможность застройки земельных участков. Тем более они относятся к сельскохозяйственным угодьям, смена их разрешенного использования невозможна до перевода в категории «земли населенных пунктов». Эта позиция соответствует требованиям Федерального законодательства, ст.ст. 70, 79 Земельного кодекса, которые расшифровывают сельхозугодья. Стадии земель сельхозназначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, в связи с чем, невозможно просто так без нормативных оснований осуществлять застройку на них. В данном случае участок относится к пастбищам. Градостроительные регламенты таких земель не устанавливаются, соответственно, Правила землепользования и застройки не могли быть установлены в соответствии с требованиями закона, не подлежат применению. Смена вида разрешенного использования на «ведение садоводства» в данном случае не может быть осуществлена, решение принято правомерно. Оснований для удовлетворения требований не имеется.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно Выписке из ЕГРН, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> с/п, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: «садоводство» (л.д.88-90).
ДД.ММ.ГГГГД в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю подано заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «садоводство» на «ведение садоводства» (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ был направлен межведомственный запрос о предоставлении сведений из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно предоставленной МКУ «<данные изъяты> информации, в соответствии с Правилами землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№)», земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, <данные изъяты> с/п, расположен в границах территориальной зоны СХ-2 – «Зона садоводческих или огороднических земельных участков».
Рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, о чем истцу направлено уведомление № (л.д.8-9).
Приостанавливая осуществление государственного кадастрового учета объекта недвижимости, ответчиком указано, что, согласно графической части Материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение <данные изъяты> сельского <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., испрашиваемый земельный участок на момент подготовки Материалов, располагался на землях сельхозугодий – пастбище. На земельные участки, представляющие собой сельскохозяйственные угодья градостроительные регламенты не устанавливаются, в силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, следовательно, выбор вида разрешенного использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки противоречит требованиям законодательства.
ДД.ММ.ГГГГД председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, подано заявление об обжаловании решения от ДД.ММ.ГГГГ № №).
По итогам рассмотрения указанного заявления, ДД.ММ.ГГГГ апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принято решение об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ об обжаловании решения (л.д.13).
Обосновывая заявленные требования, административный истец ссылается на то, что в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение», картами градостроительного зонирования, функциональных зон, Генеральным планом муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Пермского муниципального района, спорный участок отнесен к территориальной зоне «СХ2», следовательно, в силу ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Каких-либо правовых препятствий изменить один вид разрешенного использования земельного участка на другой вид, у административного ответчика, не имелось.
Однако доводы административного истца не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Из представленной суду административным ответчиком Выкопировки, подготовленной специалистом-экспертом отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по <адрес>, следует, что выкопировка на земельный участок с кадастровым номером № подготовлена с графической части материалов по передаче земель сельских населенных пунктов в ведение <данные изъяты> сельского <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ г., и подтверждает, что земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям (пастбище).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412, «Садоводство» – осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с ч. 1, 5, ст. 79 Земельного кодекса РФ, сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.
В соответствии с п. 7 ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельный законодательные акты Российской Федерации», для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Вместе с тем, спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования «садоводство», который не допускает возведение на участке садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек, в отличие от вида «ведение садоводства», допускающего строительство.
Таким образом, смена вида разрешенного использования земельного участка с «садоводство» на вид разрешенного использования «ведение садоводства», является недопустимым.
Ссылка Д на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «<данные изъяты> сельское поселение», утвержденными решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Пермского муниципального района <адрес>, утвержденными картами градостроительного зонирования, картами функциональных зон, а также Генеральным планом МО «<данные изъяты> сельское поселение» Пермского муниципального района <адрес>, утвержденным решением Совета депутатов <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, участок отнесен к территориальной зоне «СХ-2», и на участок установлен градостроительный регламент, который административный ответчик во внимание не принимает, является несостоятельной, поскольку ею не учтено, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Таким образом, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, следовательно, они не могут быть изменены.
Поскольку градостроительные регламенты для земельных участков из состава земель сельскохозяйственных угодий не устанавливаются, вид разрешенного использования спорного земельного участка не может быть изменен.
В соответствии с п. 216 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество», при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются: 1) наличие всех необходимых документов; 2) наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; 3) необходимость направления межведомственного запроса; 4) действительность поданных заявителем документов; 5) соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; 6) наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; 7) соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; 8) отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; 9) наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).
Таким образом, установив, что форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, административный ответчик правомерно принял решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Д об оспаривании решения <данные изъяты> о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ № №, и возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав путем осуществления смены вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: П. С. Реутских