ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3328/2017 от 10.07.2017 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ года

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.В.,

с участием административного истца ФИО1, представителя администрации г.Сочи ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО3 к администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления РФ по вопросу согласования места проведения публичного мероприятия,

установил:

ФИО1, ФИО3 обратились в Центральный районный суд г.Сочи с административным исковым заявлением к администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления РФ по вопросу согласования места проведения публичного мероприятия.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ они, как организаторы публичного мероприятия, подали уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 12-00 до 13-00 и с 14-00 до 15-30 ч.ч. в Центральном районе г.Сочи на территории Комсомольского сквера и площади перед администрацией г.Сочи соответственно публичных мероприятий в форме пикетирования с предлагаемой численностью участников до пяти человек с целью выражения мнения и обращения к органам исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с действием Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».

ДД.ММ.ГГГГ организатору публичного мероприятия ФИО1 было вручено письмо администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора департамента по взаимодействию с правоохранительными органами и общественными объединениями администрации г. Сочи ФИО4, выраженное в информировании об отсутствии возможности согласования мероприятий в указанных организаторами местах и временной интервал, а также информировании о возможности проведения заявленных мероприятий на <адрес> Хостинского района г. Сочи с 9:00 до 13:00 часов.

С указанным решением административные истцы не согласны, полагают его незаконным и необоснованным, поскольку является немотивированным, не основано на законе и носит произвольный характер, следовательно, нарушает право административных истцов на свободу собраний, гарантированное статьей 31 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, при утверждении места для проведения публичных мероприятий не учтена возможность достижения цели публичного мероприятия, ограничения, установленные постановлением администрации г.Сочи не отвечают критерию необходимости, а также не соответствуют положениям Указа Президента.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание административный истец ФИО3 и его представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело при данной явке сторон, что не противоречит требованиям ч.6 ст.226 КАС РФ.

В судебном заседании представитель административного ответчика - администрации города Сочи по доверенности ФИО2 заявленные требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Суду представила письменные возражения, в которых указала следующее.

В администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ поступили поданные административными истцами уведомления о намерении проведения ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут в Комсомольском сквере Центрального внутригородского района города Сочи, и с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут на площади перед администрацией города Сочи (площадь «Флага») Центрального внутригородского района города Сочи публичных мероприятий в форме пикетирования, с предполагаемым количеством участников до 5 человек.

Однако, на согласование указанных уведомления администрацией города Сочи не имелось правовых оснований.

Как указано в пп.7 п.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя, в том числе ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Поскольку заявленные административными истцами места мероприятий, связаны непосредственно с местом подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (место проведения предполагаемого пикета - г. Сочи Краснодарского края), то на их действие распространяются нормы, установленные данным законом, а также иными разработанными в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Так, в соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, несвязанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации иди соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» определено, что публичные мероприятия, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ на территории Краснодарского края проводятся в местах, перечень которых утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края» (далее - постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ), во временной интервал с 9 часов 00 минут до 13 часов 00 минут текущего дня по местному времени, с количеством участников не превышающим 100 человек.

Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ода «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» определено место проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018, на территории города Сочи в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ - площадка парка «50 лет Победы», расположенного по адресу: город Сочи, <адрес>.

Указанные в поданных административными истцами уведомлениях места проведения публичных мероприятий постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарскою края от ДД.ММ.ГГГГ, и постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» в качестве специально отведенных мест дня проведения публичных мероприятий на территории города Сочи не определены.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения(ч.9).

В соответствии с ч.4 ст.226 КАС РФ административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, рассматриваются судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного искового заявления. Административные дела, возбужденные до дня проведения такого публичного мероприятия, рассматриваются судом в указанный срок, но не позднее дня, предшествующего дню его проведения. Административные дела, возбужденные в день проведения такого публичного мероприятия, подлежат рассмотрению в этот же день. Суд рассматривает указанные в настоящей части административные дела в выходной или нерабочий праздничный день, если последний день срока рассмотрения административного дела приходится на такой день и до этого дня административное дело не было рассмотрено или не могло быть рассмотрено.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 и ФИО3 в администрацию г.Сочи поступили уведомления о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 13 часов 30 минут в Комсомольском сквере Центрального внутригородского района города Сочи, и с 14 часов 00 минут до 15 часов 30 минут на площади перед администрацией города Сочи (площадь «Флага») Центрального внутригородского района города Сочи публичные мероприятия в форме пикетирования, с предполагаемым количеством участников до 5 человек.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Сочи организатору публичного мероприятия ФИО1 было направлено сообщение за об отсутствии возможности согласования мероприятий в указанных организаторами местах и временной интервал, и об их информировании о возможности проведения заявленных мероприятий на <адрес> Хостинского района г. Сочи с 9:00 до 13:00 часов.

В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Организатор публичного мероприятия обязан не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пп. 2 п. 4 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 5 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N -ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона N -ФЗ орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в том случае, если уведомление подано лицом, которое не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения мероприятия указано место, в котором проведения публичного мероприятия запрещено законом в силу п. 2 ст. 8 Закона N -ФЗ, в которой содержится перечень таких мест.

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (ч. 2. ст. 8 Закона N -ФЗ).

Согласно пп.7 п.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период проведения спортивного соревнования Президентом Российской Федерации могут быть введены усиленные меры безопасности, включающие в себя, в том числе ограничение проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.

В соответствии с пунктом 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» установлено, что в субъектах Российской Федерации, на территориях которых вводятся усиленные меры безопасности, собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, несвязанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ могут проводиться в местах и (или) по маршрутам движения участников публичного мероприятия с количеством участников и во временной интервал, которые определяются органами исполнительной власти таких субъектов Российской Федерации или соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами безопасности.

В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» определено, что публичные мероприятия, не связанные с проведением Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу, в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ па территории Краснодарского края проводятся в местах, перечень которых утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективною обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края» (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ), во временной интервал с 9 часов 00 минут до 13 часов 00 минут текущего дня по местному времени, с количеством участников не превышающим 100 человек.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Краснодарского края», утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (далее - специально отведенные места) на территории Краснодарского края, в частности в городе Сочи – «площадка и прилегающая к ней территория в границах парка «50 лет Победы», <адрес>».

Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ ода «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFА 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» определено место проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, не связанных с проведением Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA 2018, на территории города Сочи в период с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ и в период с 25 мая по ДД.ММ.ГГГГ площадка парка «50 лет Победы», расположенного по адресу: город Сочи, <адрес>.

Однако, как следует из представленных истцами уведомлениях, места проведения публичных мероприятий постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации пункта 11 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFА 2018 года и Кубка конфедераций FIFА 2017 года», в качестве специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории города Сочи не определены.

С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных правовых норм действующего законодательства РФ, суд приходит к выводу, что ответ администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. дан заявителю в установленные сроки и содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, в порядке, установленном действующим законодательством, и что изменение места проведения мероприятия по инициативе органа местного самоуправления не нарушает право заявителя на выбор места проведения мероприятия, предусмотренное законом, поскольку нормами закона предусмотрены действия лиц в случаях невозможности проведения мероприятия в требуемом месте.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 219, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО3 к администрации города Сочи об оспаривании решения органа местного самоуправления РФ по вопросу согласования места проведения публичного мероприятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов