Дело <номер>а-3328/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 6 июля 2021 г.
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володиной О.В. при секретаре судебных заседаний ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании незаконным постановления «О согласовании кандидатуры ФИО3 для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» от 29 апреля <номер>
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл с административным иском к Государственному Собранию Республики Марий Эл, в котором просил признать незаконным постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл «О согласовании кандидатуры ФИО3 для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» от <дата><номер>
В обоснование требования административным истцом указано, что указанное постановление от 29 апреля 2021 г. о согласовании кандидатуры на должность министра ФИО3. является незаконным, поскольку Указом Главы Республики Марий Эл от 16 марта 2021 г. <номер> ФИО3 был уже назначен на должность государственного служащего исполнительного органа власти Республики Марий Эл, соответственно, кандидатом на должность министра не являлся и получение согласования Государственного Собрания Республики Марий Эл не требовалось. По мнению истца, нарушен установленный порядок согласования, предусмотренный п. «к» ч. 1 ст. 73 Конституции Республики Марий Эл и ч.4 ст.2 Закона Республики Марий Эл «О правительстве Республике Марий Эл».
Истец ФИО2 требования административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Государственного Собрания Республики Марий Эл по доверенности ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась, дала пояснения согласно доводам, изложенным в отзыве на иск.
Представитель заинтересованного лица Главы Республики Марий Эл ФИО5 по доверенности ФИО6 с заявленными требованиями не согласился.
Заинтересованное лицо Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ФИО3 в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель Заинтересованное лицо Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ФИО3 адвокат по ордеру ФИО7 с заявленными требованиями не согласился.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Указом Главы Республики Марий Эл от 15 марта 2021 г. № 32 «О министре сельского хозяйства и продовольствия» ФИО3 назначен на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
19 марта 2021 г. Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл внесено представление (материалы) для согласования назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
На семнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва 29 апреля 2021 г. согласно повестке сессии Государственным Собранием Республики Марий принято постановление от <дата><номер>-П, которым согласовано назначение ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
Административный истец, обращаясь с требованиями о признании постановления Государственного Собрания Республики Марий Эл от <дата> № <номер>-П в части согласования назначения ФИО3 на должность министра, указывает на нарушение административным ответчиком установленного порядка согласования, предусмотренного п. «к» ч.1 ст.73 Конституции Республики Марий Эл и ч. 4 ст.2 Закона Республики Марий Эл «О правительстве Республике Марий Эл».
Согласно п.1 ст. 24 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 73 Конституции Республики Марий Эл к ведению Государственного Собрания Республики Марий Эл относится, в том числе согласование назначения членов Правительства Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл.
В соответствии с положениями ст. 79 Конституции Республики Марий Эл Глава Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл формирует Правительство Республики Марий Эл; вносит в его состав изменения (п. «и»).
Согласно ч.1 ст.2 Закона Республики Марий Эл «О правительстве Республики Марий Эл» в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл Правительство формируется Главой Республики Марий Эл.
Назначение на должность первых заместителей и заместителей Председателя Правительства Республики Марий Эл, министров Республики Марий Эл, руководящих сферами финансов, экономики, сельского хозяйства, здравоохранения и образования, осуществляется Главой Республики Марий Эл по согласованию с Государственным Собранием Республики Марий Эл (ч.4 ст. 2 Закона).
Согласование Государственным Собранием Республики Марий Эл назначения членов Правительства Республики Марий Эл осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл, утвержденного Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от <дата><номер>-П «О Регламенте Государственного Собрания Республики Марий Эл».
В соответствии с положениями ст.ст.143,144 Регламента Государственное Собрание по представлению Главы Республики Марий Эл согласовывает назначение членов Правительства Республики Марий Эл; решение о согласовании назначения на должность в состав Правительства Республики Марий Эл принимается отдельно по каждой кандидатуре открытым голосованием, если Государственное Собрание не определит иной порядок голосования.
Законодательством Российской Федерации и действующим нормативно-правовым законодательством Республики Марий Эл не определен срок, в течение которого кандидатура на государственную должность может быть рассмотрена законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Также нет указаний на срок, в течение которого Главой Республики Марий Эл может быть направлено представление (материалы) в Государственное Собрание Республики Марий Эл для согласования нового члена Правительства Республики Марий Эл.
Как уже установлено судом, Главой Республики Марий Эл в Государственное Собрание Республики Марий Эл внесено представление (материалы) для согласования назначения ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.
В соответствии с приведенным выше правовым регулированием Государственным Собранием Республики Марий Эл на семнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва <дата> большинством голосов было принято постановление <номер>-П «О согласовании кандидатуры ФИО3 для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от <дата><номер>-П, которым согласовано назначение ФИО3 на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл принято в соответствии с положениями Конституции Республики Марий Эл, Закона Республики Марий Эл «О правительстве Республики Марий Эл», Регламента Государственного Собрания Республики Марий Эл.
В ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушение прав депутата ФИО2, принимавшего участие в работе семнадцатой сессии Государственного Собрания Республики Марий Эл седьмого созыва 29 апреля 2021 г. и добровольно покинувшего в последующем (по повестке о согласовании ФИО3 участия не принимал).
В силу статьи 6 Закона Республики Марий Эл от 15 февраля 1994 года № 43-III «О статусе депутата Государственного Собрания Республики Марий Эл», одними из форм осуществления депутатской деятельности являются: участие в заседаниях Государственного Собрания Республики Марий Эл в порядке, установленном Регламентом; участие в работе комитетов Государственного Собрания Республики Марий Эл, комиссий, согласительных комиссий Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в заседаниях Президиума Государственного Собрания Республики Марий Эл; участие в выполнении поручений Государственного Собрания Республики Марий Эл и его органов.
Из материалов дела следует, что при принятии оспариваемого постановления ФИО2 путем голосования по данному вопросу участия не принимал, по своей воле и по своей инициативе покинув сессию, выразив отказ от выражения своего мнения по данному вопросу, что является одной из форм реализации права на свободу волеизъявления. Препятствий по исполнению депутатом своих обязанностей судом не установлено.
Таким образом, судом не установлено нарушений прав административного истца принятым административным ответчиком постановлением.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии совокупности предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ условий для удовлетворения административного иска об оспаривании ненормативного правового акта Государственного Собрания Республики Марий Эл, поскольку нарушений норм законодательства, а также прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика не допущено.
В соответствии со ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Срок на обращение в суд с настоящим административным иском истцом соблюден.
На основании изложенного в совокупности собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО2 к Государственному Собранию Республики Марий Эл о признании незаконным постановления «О согласовании кандидатуры ФИО3 для назначения на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл» от <дата> г. <номер> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Володина
Мотивированное решение составлено 16 июля 2021 г.