РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2023 года г.Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Безденежного Д.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Ставропольского района Поднебесова Л.В.
представителе административного ответчик - МБУ «УЮТ» директоре Инюткине В.С.
представителе административного ответчика МБУК «МДК» м.р. Ставропольский директоре Елкиной О.А.,
представителе заинтересованного лица администрации м.р. Ставропольский Калмыковой Н.В.
при секретаре судебного заседания Алиевой А.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3329/2023 по иску прокурора Ставропольского района Самарской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации с.п. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области, МБУ «УЮТ» м.р. Ставропольский, МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.р. Ставропольский о признании незаконным бездействия в неисполнении требований федерального законодательства по противодействую терроризму и экстремизму, об обязании выполнить действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в Ставропольский районный суд <адрес> с иском к администрации с.<адрес> муниципального района <адрес>, МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют» и МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес>, в котором с учетом уточнения просит:
1.Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Выселки муниципального района <адрес>, МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют», МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес> выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, непринятии мер к актуализации паспорта безопасности Луначарского дома культуры МБУК «МДК» м.<адрес> обеспечению антитеррористической защищенности Выселского дома культуры МБУК «МДК» м.<адрес>.
2.Обязать администрацию сельского поселения Выселки муниципального района <адрес>, МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют», МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности Выселского дома культуры МБУК «МДК» м.<адрес> (далее — объект) путем:
- актуализации, согласования и утверждения паспорта безопасности объекта;
- назначения должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- проведения учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объекта;
- организации пропускного и внутриобъектового режимов и контроля за их функционированием;
- организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- обеспечения инженерно-технического укрепления зданий объекта;
- размещения на объекте наглядных пособий с информацией о порядке действия работников и посетителей при обнаружении подозрительных лиц и предметов на объекте, а также при поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объекте;
- оборудования объекта системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
- обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения;
- осуществления периодического обхода и осмотра зданий, а также периодической проверки складских и подсобных помещений;
- обеспечения охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций (подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) с применением инженерно-технических средств охраны;
- оборудования объекта системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризма и экстремизма на территории сельского поселения Выселки муниципального района <адрес>, которой выявлены нарушения.
В ходе проверки административным истцом установлено, что Выселкский дом культуры МБУК «МДК» м.<адрес> (к.н. 63:32:1203018:5111), представляющий собой двухэтажное здание площадью 768,6 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, является муниципальным имуществом, право владения, пользования и распоряжения им принадлежит администрации с.<адрес> м.<адрес> (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ№).
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ 11/17 администрацией с.<адрес> м.<адрес> здание дома культуры передано МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры м.<адрес> «УЮТ» в безвозмездное пользование.
Пунктом 2.3 данного договора на МБУ «УЮТ» возложена обязанность содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, обеспечивающими его использование по назначению, предусмотренному уставной деятельностью учреждений культуры м.р Ставропольский, строго соблюдать санитарные и противопожарные требования, поддерживать объект недвижимости в состоянии, пригодном для его использования в соответствии с целевым назначением, и нести все расходы на его содержание, в том числе осуществление текущего и капитального ремонта.
В силу пункта 3.4 договора, администрация сельского поселения отвечает за недостатки здания дома культуры, которые ею умышленно или по грубой неосторожности не оговорены при заключении договора. При их обнаружении ссудодатель обязан их устранить безвозмездно.
Паспорт безопасности Выселкского дома культуры утвержден ДД.ММ.ГГГГ директором МБУК «МДК» м.<адрес>, заместителем начальника службы - начальником службы в <адрес> УФСБ России по <адрес>, начальником МОВО по <адрес> - ФФГКУ УВО ВНГ России по <адрес>.
В соответствии с актом обследования и категорирования Выселкского дома культуры от ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена II категория опасности, при этом большая часть мер по обеспечению безопасного его функционирования не выполняется, либо выполняется не в полном объеме.
Комиссией в акте сделан вывод о недостаточности принимаемых мер по обеспечению антитеррористической безопасности объекта, определен перечень необходимых мероприятий и срок их выполнения - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако и по итогам за 2022 год - истекший период 2023 года определенные в п.п. 1-10 акта меры не выполнены.
Так, на основании пункта 1.2 договора от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного МБУ «УЮТ» с ООО «Скорпион Р», в Выселкском доме культуры установлена кнопка тревожной сигнализации. Иные мероприятия не проведены.
Паспорт безопасности Выселкского дома культуры администрацией сельского поселения по настоящее время не актуализирован.
По результатам проверки, прокуратурой района главе с.<адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об антитеррористической безопасности, противодействий терроризму, однако администрацией сельского поселения выявленные нарушения не установлены, в связи с чем прокуратура <адрес> обратилась в суд с данным иском.
Определениями суда в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры м.<адрес> «УЮТ» ИНН 6382066121 (Далее по тексту – МБУ «УЮТ»), МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес>.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора ФИО2 уточнённые исковые требования поддержал просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации с.<адрес> м.<адрес> в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на исковые требования.
Представитель административного ответчика МБУ «УЮТ» директор ФИО3, возражал против удовлетворения требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, подтвердив факт того, что имеются нарушения, которые будут устранены с учетом финансирования.
Представитель административного ответчика МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес> директор ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела, случае удовлетворения заявленных требований просила отсрочку на 6 месяцев в виду частичного исполнения требований.
Представитель заинтересованного лица - администрация м.<адрес>ФИО5 исковые требования не признала, ранее представляла письменное возражение, в котором просила отказать в исковых требованиях.
Представитель заинтересованного лица МКУ Управление культуры (молодёжной политики) м.<адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МОВО по <адрес> ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщили, отзыв относительно заявленных требований суду не представили.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статей 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Основы правового (законодательного) статуса органов местного самоуправления определены Конституцией РФ (ст. ст. 12, 130 - 133), конституциями и уставами субъектов РФ. Базовым законодательным актом, определяющим правовой статус и сами полномочия органов местного самоуправления, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищённость объекта (территории) - это состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищённости объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пункты 4, 6 части 1 статьи 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О противодействии терроризму»).
В соответствии с пунктами 1, 5.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального района.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №-Ф3 «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу п. 4 ст. 3 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
В силу пп. 1, 3, 7.1, ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В судебном заседании установлено, что соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ о делегировании полномочий сельского поселения Выселки муниципального района <адрес> на уровень муниципального района <адрес> администрацией сельского поселения Выселки (далее - Соглашение) переданы администрации муниципального района, в том числе полномочия по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (пункт 8), в части:
- разработка и реализация целевых программ в сфере организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- формирование муниципальных заданий для муниципальных учреждений культуры, оказывающих услуги в сфере создания условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- контроль за соответствием оказываемых муниципальными учреждениями культуры услуг в сфере организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры стандартам качества;
- материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений культуры (участие в проведении конкурсных процедур), в пределах финансового обеспечения переданного полномочия;
- разработка минимальных социальных стандартов, перечня и показателей качества услуг в сфере культурно-досуговой деятельности.
В соответствии с требованием ст.52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления администрации м.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ было создано МБУК «Межпоселенческий Дом культуры» м.<адрес> с целью организации культурного досуга населения района и информационно-методическим обеспечением структурных подразделение сельских учреждений культуры.
Согласно Приложения № Устава МБУК «МДК» раздел 2 в структурное подразделение МБУК «МБК» входит в том числе и Выселкский дом культуры, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно уставу МБУК «МДК» к целям учреждения относится:
-организация культурно-досуговых и просветительских услуг межпоселенческого характера;
- осуществления централизованного управления творческим процессом, вопросами организации и методического сопровождения деятельности сети учреждении культуры, так как является базовым методическим центром;
- оказания содействия, ресурсного обеспечения, материально-технической базы при исполнении полномочий межпоселенческого характера.
Пунктом 2.6. Устава МБУК «МДК» установлено, что МКУ «Правление культуры м.<адрес> организует и ведет централизованное кадровое и бухгалтерское обслуживание Учреждения.
Пунктом 3.2 Устава предусмотрено, что имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Право оперативного управления имуществом возникает с момента фактической передачи имущества, оформленной соответствующим актом приема-передачи.
Также судом установлено, что для технического обеспечения деятельности учреждений культуры м.<адрес>, администрацией м.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было учреждено МБУ «УЮТ» (ОГРН 1136382001711), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Согласно Разделу 2 Устава МБУ «УЮТ» предметом деятельности Учреждения является транспортное, хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> (п.п. 2.1)
Цель МБУ «УЮТ» согласно уставу является техническое обеспечение деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес>, способствующее оптимизации и повышению качества предоставления муниципальных услуг, а также оптимизации и сокращению расходов местного бюджета на выполнение предусмотренных административными регламентами и иными нормативными актами мероприятий (п.п.2.2 Устава).
Из материалов дела следует, и подтверждено сторонами по делу, что администрации <адрес> м.<адрес> на праве собственности принадлежит нежилое здание «здание дома культуры», с КН 63:32:1203018:5111, расположенное по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между администраций <адрес> м.<адрес> и МБУ «УЮТ» заключен договора о безвозмездном пользовании вышеуказанным объектом недвижимости, на основании распоряжения администрации с.<адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 1 и пункта 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя в том числе финансирование расходов на обеспечение безопасности.
Как установлено пунктом 1 статьи 2 и пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон о противодействии терроризму), одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 вышеприведенного Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176 (далее - Требования).
Как установлено подпунктом "з" пункта 25 Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется, в частности, оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение указанных мероприятий. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (пункт 1 Требований).
Пунктом 2 Требований определено, что для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, детские школы искусств, учредителями которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры или органы местного самоуправления в области культуры, а также иные не находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры в качестве основного вида деятельности (далее - органы (организации) в сфере культуры, являющиеся правообладателями объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 3 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Пунктом 5 Требований предусмотрено, что в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
Пунктами 20 - 25(2) Требований, определены мероприятия по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 20 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:
а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористических актов на объектах (территориях);
д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);
е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) на объект (территорию) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В частности, согласно пункту 26 Требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25(2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).
Установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризма и экстремизма на территории <адрес> муниципального района <адрес>, которой выявлены нарушения.
Паспорт безопасности Выселкского дома культуры утвержден ДД.ММ.ГГГГ директором МБУК «МДК» м.<адрес>, заместителем начальника службы –начальником службы в.<адрес>, начальником службы в <адрес>, начальником МОВО по <адрес> –ФФГКУ УВО ВНГ России по <адрес>.
В соответствии с актом обследования и категорирования Выселкского дома культуры от ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоена II категория опасности, при этом большая часть мер по обеспечению безопасного его функционирования не выполняется, либо выполняется не в полном объёме.
Комиссией в акте сделан вывод о недостаточности принимаемых мер по обеспечению антитеррористической безопасности объекта, определен перечень необходимых мероприятий и срок их выполнения- в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако и по итогам за 2022 год- истекший период 2023 года определенные в п.п. 1-10 акта меры не выполнены.
Паспорт безопасности Выселкского дома культуры администрацией сельского поселения по настоящее время не актуализирован.
В соответствии с п.45 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 3 года, а также в случае изменения:
- основного предназначения объекта (территории);
- общей площади и периметра объекта (территории), застройки прилегающей территории или после завершения капитального ремонта, реконструкции зданий (строений и сооружений) и инженерных систем;
- количества потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории);
- сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);
- мер по инженерно-технической защите объекта (территории).
Пунктом 47 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что паспорт безопасности объекта (территории) после завершение его актуализации направляется для согласования в территориальный орган безопасности, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделение вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).
Для Актуализации паспорта безопасности необходимо дополнительное время для его согласования.
Установлено, что срок актуализации паспорта безопасности Выселкского дома культуры, до настоящего времени не актуализирован.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом установлено, что часть административных требований прокурора была выполнена, так приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МБУК «МДК» были назначены должностные лица за антитеррористическую безопасность в подразделения МБУК «МДК» м.<адрес>, а именно заведующих Домов культуры, клубов и музея истории сел <адрес>, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МБУ «МДК» утверждено положение об организации пропускного режима в домах культуры, Клубах и Музеях истории сел <адрес>, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МБУК «МДК» утверждены положения плана взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и войск национальной гвардии РФ, представлен журнал обхода помещений и территории сельского дома культуры за 2023 год, предоставлен журнал инструктажа по антитеррористической безопасности, заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «УЮТ» и ООО «Скорпион-Р» об оказании услуг с использованием Пульта Охраны в сельских домах культуры.
Руководствуясь п. 1 ч.3 ст.227 КАС РФ, принимая во внимание требования законодательства, которые необходимо соблюсти для исполнения мероприятий по удовлетворенным исковым требованиям, а также уставную деятельность учреждений являющихся административными ответчиками, суд приходит к выводу, что требований прокурора <адрес> подлежат удовлетворению частично, в следствие чего суд считает необходимым признать незаконным бездействие МБУ «УЮТ» и МБУК «МДК» выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, непринятии мер к актуализации паспорта безопасности Выселкского дома культуры (<адрес>), разграничив возложение обязанностей в рамках заявленных требований с учетом возложенных обязанностей, а потому:
Обязать МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют» (ИНН 6382066121) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности Выселкского дома культуры (<адрес>) путем:
- обеспечения инженерно-технического укрепления зданий объекта,
-оборудование объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудования объекта системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Обязать МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес> (ИНН 6382063057) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности Выселкского дома культуры (<адрес>) путем:
- актуализации, согласования и утверждения паспорта безопасности объекта;
- обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения,
Определяя именно такой порядок возложения обязанностей, суд исходит из того, что в силу требований Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), при том, что достоверно установлено в суде, зданием в котором располагается дом культуры поселения хоть и находится в настоящее время во владении МБУ «УЮТ» на основании Договора с администрацией сельского поселения, однако фактически используется МБУК «МДК», и в настоящее время реализуются меры по заключению соответствующих договоров, при том, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о сотрудничестве и совместном использовании зданий и помещений учреждений культуры муниципального района Ставропольский между муниципальным бюджетным учреждением техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «УЮТ», муниципальным бюджетным учреждением культуры «Ставропольская межпоселенческая библиотека» и муниципальным бюджетным учреждением культуры «Межпоселенческий Дом культуры» м.<адрес>, согласно которому стороны приняли на себя взаимные обязательства по сотрудничеству и совместному использованию зданий и помещений культуры м.<адрес> для совместной организации и ведении уставной деятельности МБУК «Ставропольская МБ», МБУК «МДК» м.<адрес>, а также проведения культурно-массовых мероприятий Выселкского Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом, при определении срока исполнения возложенных обязанностей судом административными ответчиками в шесть месяцев, руководствовался фактом осуществления действий по устранению нарушения требований безопасности объектов и проведения культурно-массовых мероприятий, а также бюджетным финансированием организацией для выполнения на них возложенных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении административных требований к администрации с.<адрес>, суд исходит из того, что в силу заключенного вышеуказанного соглашения с администрацией м.<адрес>, о делегировании полномочий, полномочия в сфере культуры, требования к безопасность которой и предусмотрены как Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 390-ФЗ "О безопасности", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 176, переданы администрации м.<адрес>, а с учетом созданных организацией в сфере культуры и её обеспечения, они возложены на МБУ «УЮТ» и МБУК «МДК».
Прокурор в силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.
Вместе с тем, в силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации МБУ «УЮТ» и МБУК «МДК» также освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют» и МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес>, выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства о противодействии терроризму, экстремизму, непринятии мер к актуализации паспорта безопасности Выселкского дома культуры (<адрес>).
Обязать МБУ по техническому обеспечению деятельности учреждений культуры муниципального района <адрес> «Уют» (ИНН 6382066121) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности Выселкского дома культуры (<адрес>) путем:
- обеспечения инженерно-технического укрепления зданий объекта,
-оборудование объекта системой экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации;
- оборудования объекта системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.
Обязать МБУК «Межпоселенческий дом культуры» м.<адрес> (ИНН 6382063057) в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности Выселкского дома культуры (<адрес>) путем:
- актуализации, согласования и утверждения паспорта безопасности объекта;
- обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Самарский областной суд через Ставропольский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись Д.В. Безденежный
Копия верна:
Судья
УИД: 63RS0№-95