ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-332/2022 от 12.10.2022 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело №2а-332/2022

УИД 44RS0019-01-2022-000530-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Чухлома 12 октября 2022 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Юхман Л.С.,

с участием заместителя прокурора Чухломского района Костромской области Урожаевой Т.Б,

представителя административного ответчика Соловьева А.М.,

при помощнике судьи Фахрутдиновой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц к ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья,

установил:

Прокурор Чухломского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Чухломского района в деятельности ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» установлены нарушения законодательства, связанные с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями, обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп населения, а именно: не обеспечено создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к зданию филиала ОГКУ «МФЦ», расположенному по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д. 1, в котором учреждением осуществляется деятельность, связанная с предоставлением гражданам услуг:

отсутствует дублирование информационной вывески с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля,

отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в здание,

отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефнолинейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных.

По результатам проведенной проверки 19.07.2022 года директору ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» внесено представление.

До настоящего времени нарушения, связанные с отсутствием дублирования информационной вывески с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, с отсутствием информирующих тактильных табличек (в том числе тактильнозвуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно- линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, не устранены.

В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», прокурор обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением и просил суд признать бездействие ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» незаконным, а также обязать ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» в срок до 01 января 2023 года: оборудовать здание филиала ОГКУ «МФЦ» по Чухломскому району, расположенное по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д. 1, информационной вывеской с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги.

Определением суда от 12.10.2022 года производство по делу в части обязания ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» оборудовать здание филиала ОГКУ «МФЦ» по Чухломскому району, расположенное по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д. 1, информационной вывеской с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, информирующими тактильными табличками (в том числе тактильно-звуковыми) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, было прекращено в связи с частичным отказом административного истца от иска.

В судебном заседании заместитель прокурора Чухломского района Урожаева Т.Б. поддержала требование о признании незаконным бездействия ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению», выразившегося в несоблюдении требований законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Считает, что бездействие ОГКУ «МФЦ» имело место еще до внесения прокурором представления, поскольку о требованиях законодательства административному ответчику было известно. Требования, изложенные в представлении не были устранены в установленный срок, в связи с чем было предъявлено административное исковое заявление в суд.

Представитель административного ответчика- Соловьев А.М. просил в удовлетворении иска о признания незаконным бездействия отказать. Пояснил, что после получения представления прокурора были приняли меры к устранению допущенных нарушений, однако ввиду отсутствия денежных средств выполнить требования прокурора в месячный срок не представилось возможным. Ими было направлено письмо в адрес учредителя- Департамента цифрового развития Костромской области, запрошены деньги на приобретение табличек. Как только денежные средства поступили, был заключен государственный контракт на поставку табличек. Должностное лицо привлечено в ответственности. Считает, что бездействия с их стороны не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Как указано в ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационноправовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводпиков) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Согласно п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 -ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Приказом Минстроя России от 30.12.2020 года № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-200 (далее - СП 59.13330.2020), введенный в действие с 01.07.2021 года.

Отдельные положения СП 59.13330.2020 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федеральною закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815).

В частности, к таким положениям отнесены следующие пункты.

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2020 в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование. Высоту панелей вызова таких устройств следует принимать с учетом 8.1.7.

Согласно п. 6.5.3 СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях,"расположении путей эвакуации и т.п.

Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020 информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:

-перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения;

-перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6);

-рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.

В силу п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функциональнопланировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также па информационное и инженерное обусгройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.

Таким образом, исполнение вышеуказанных обязательных требований СП 59.13330.2020 подлежит также в рамках приспособления зданий и сооружений.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Чухломского района в ходе проверки, проведенной в деятельности ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» установлены нарушения законодательства, связанные с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями, обеспечения безбарьерной среды для маломобильных групп населения, а именно: не обеспечено создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к зданию филиала ОГКУ «МФЦ», расположенному по адресу: Костромская область, г. Чухлома, ул. Советская, д. 1, в котором учреждением осуществляется деятельность, связанная с предоставлением гражданам услуг:

-отсутствует дублирование информационной вывески с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (нарушение и. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 6.5.3 СП 59.13330.2020);

-отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в здание (нарушение и. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ, и. 6.1.1 СП 59.13330.2020);

-отсутствуют информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефнолинейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (нарушение п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, п. 6.5.9 СП 59.13330.2020).

По результатам проведенной проверки 19.07.2022 года директору ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» внесено представление.

Согласно ответу на представление в целях оборудования здания, в котором располагается филиал ОГКУ «МФЦ» по Чухломскому району вывеской с названием организации, графиком работы, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля ОГКУ «МФЦ» направлено письмо в адрес учредителя- департамента цифрового развития Костромской области с просьбой внести изменения в Закон Костромской области от 21 декабря 2021 года № 166-7-ЗКО «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» с целью выделения дополнительных средств на закупку табличек.

В настоящее время нарушения, связанные с отсутствием дублирования информационной вывески с названием организации на входе в здание знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, с отсутствием информирующих тактильных табличек (в том числе тактильнозвуковых) для идентификации помещений с использованием рельефно- линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, устранены.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика Соловьев А.М., им были известны требования законодательства о необходимости оборудовать здание «МФЦ» информационной вывеской с названием организации на входе в здание и перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, информирующими тактильными табличками с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля. Не отрицал, что до получения представления прокурора никаких мер, направленных на оборудование здания и внутренних помещений указанными табличками не принималось, денежные средства не запрашивались.

Анализ материалов дела свидетельствует о том, что административным ответчиком не принималось реальных и достаточных меры по соблюдению требований законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Непринятием своевременных эффективных мер по осуществлению всех необходимых действий было допущено бездействие, приведшее к неисполнению требований указанного выше законодательства и угрозе нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Бездействие ОГКУ «МФЦ» не соответствует требованиям Конституции РФ и Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доказательств того, что существовали объективные причины, препятствовавшие выполнить весь объем предусмотренных законом действий и мер административным ответчиком не представлено.

Суд считает, что непринятие административным ответчиком своевременных мер по соблюдению требований законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья, могло повлечь за собой нарушение прав инвалидов на равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя административного ответчика о том, что после получения представления прокурора ими были предприняты меры для исполнения требований, содержащихся в представлении, однако ввиду отсутствия денежных средств выполнить требования прокурора в месячный срок не представилось возможным, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и противоречат материалам дела. Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению», выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства, связанных с доступностью помещений для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: Юхман Л.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.10.2022 года.