Дело №2а-384/2021 (2а-3334/2020)
УИД 59RS0011-01-2020-007048-47
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Березники 19.01.2021
Березниковский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Корякина М.В.,
при секретаре Плотниковой К.В.,
с участием административного истца Сапегина С.И.,
с участием представителя административного ответчика Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники – Ворошковой С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Березниковского городского суда Пермского края административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании незаконным ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники №18-01-09/848 от 11.09.2020,
у с т а н о в и л:
административный истец Сапегин С.И. обратился в суд с административными исковыми требованиями к административному ответчику Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании незаконным ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации .....№ от ...... В обоснование административных исковых требований указано, что Сапегин С.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ...... Право собственности зарегистрировано в ЕГРП. В 2011-2012 г.г. административным истцом была сделана реконструкция жилого дома – надстроена мансарда. В результате реконструкции жилая площадь жилого дома увеличилась с 35,2 до 72,1 кв.м. Факт увеличения жилой площади зарегистрирован в ЕГРН, кадастровый № от ...... ..... административному истцу пришло уведомление № о необходимости использования права получения социальной выплаты, в котором было указано, что жилой дом признан аварийным и полежит сносу. Срок получения социальной выплаты заканчивается в 2020 году. При обращении в УИЗО Сапегину С.И. было отказано в социальной выплате из расчета жилой площади в размере 72,1 кв.м. по причине поздней регистрации в реестре. Административный истец считает отказ неправомерным и нарушающим его права по следующим основаниям. Мансарда была фактически построена в 2012 году. В апреле – мае 2013 специалистами ОАО «.....» была проведена оценка технического состояния строительных конструкций жилых зданий, в которой указано наличие мансарды. Кроме того, реконструкция мансарды была узаконена Управлением архитектуры и градостроительства г.Березники, после различных согласований, Сапегин С.И. зарегистрировал право в МФЦ. Также в уведомление № указана ссылка на постановление Правительства Пермского края от .....№-П в п. 5.1 которого указано, что размер социальной выплаты рассчитывается по состоянию на дату подачи заявления гражданином в администрацию ...... Административным истцом заявление было подано ....., право зарегистрировано ...... Сапегин С.И. просит признать решение об отказе предоставлении социальной выплаты из расчета 72,1 кв.м. незаконным.
Административный истец Сапегин С.И. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, обосновав доводами, изложенными в иске.
Представитель административного ответчика Ворошкова С.А., действующая на основании доверенностей, с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу ч. 8 с. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно п.2 ст.227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Сапегин С.И. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью 35,2 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ....., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
..... межведомственная комиссия приняла решение «О выявлении оснований для признания помещения № по ..... непригодным для проживания в соответствии с п.36 постановления Правительства РФ №».
..... постановлением администрации .....№ жилое помещение, находящиеся по адресу: ..... признано непригодным для проживания.
..... Постановлением Правительства Пермского края № 764-путвержден Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на рудник БПКРУ-1 ПАО «Уралкалий» в г. Березники.
В адрес Сапегина С.И. ..... Управление имущественных и земельных отношений администрации г.Березники направило уведомление о необходимости использования права получения социальной выплаты (л.д.17).
..... Сапегин С.И. обратился в УИЗО с заявлением о предоставлении социальной выплаты по адресу: ....., Шевчекно, ул. 12 из расчета площади 72,1 кв.м. в соответствии с выпиской из ЕГРН от ..... (л.д.9).
Письмом от .....№ административному истцу в предоставлении социальной выплаты из расчета 72,1 кв.м. было отказано, поскольку на дату заключения межведомственной комиссией площадь жилого дома по адресу: ..... составляла 35,20 кв.м.
Административный истец обращаясь в суд указывает о незаконности принятого решения УИЗО от .....№ полагая, что административный ответчик неправомерно отказал в выплате социальной выплате из расчета 72,1 кв.м. Принятое решение нарушает права административного истца.
Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией административного истца, исходя из следующего.
Постановлением Правительства Пермского края от 30 сентября 2015 года N764-п утвержден "Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края бюджету города Березники на реализацию мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества "Уралкалий" в г.Березники" (далее - Порядок предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов).
Согласно разделу 5 Порядка предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов определен размер социальной выплаты.
Размер социальной выплаты рассчитывается по формуле: Dc = S x P, где Dc - социальная выплата, перечисляемая продавцу или застройщику, рублей; S - норматив общей площади приобретаемого(-ых) жилого(-ых) помещения(-ий), определяемый в соответствии с пунктами 5.2.1-5.2.3, 5.5 настоящего Порядка, квадратных метров; P - норматив средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Пермскому краю, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (по состоянию на дату договора(-ов) купли-продажи жилого помещения и договора(-ов) участия в долевом строительстве). (п.5.1 Порядка).
Норматив общей площади жилого(-ых) помещения(-ий) для расчета размера социальной выплаты составляет: для получателей социальной выплаты, занимающих жилые помещения общей площадью до 33 кв. метров, - в размере 33 кв. метров; для получателей социальной выплаты, занимающих жилые помещения общей площадью от 33,1 до 67 кв. метров, - в размере жилого(-ых) помещения(-ий), равнозначного(-ых) по общей площади занимаемому, либо жилого(-ых) помещения(-ий), общая площадь которого(-ых) превышает общую площадь занимаемого не более чем на 5 кв. метров; 5.2.3. для получателей социальной выплаты, занимающих жилые помещения общей площадью от 67,1 кв. метра и более, - в размере жилого(-ых) помещения(-ий), равнозначного(-ых) по общей площади занимаемому, либо жилого(-ых) помещения(-ий), общая площадь которого(-ых) превышает общую площадь занимаемого, но составляет не более 72 кв. метров.
Согласно пункту 5.5 Порядка, характеристики расселяемого жилого помещения (общая площадь, количество комнат), применяемые для целей расчета размера социальной выплаты, определяются по данным Единого государственного реестра недвижимости на дату вынесения межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной администрацией города Березники, заключения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
..... вынесено заключение межведомственной комиссии № по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от .....№.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ..... за ФИО1 зарегистрировано право на жилой дом, площадью 35,2 кв.м., расположенного по адресу: .....
На дату принятия решения межведомственной комиссией ..... площадь жилого дома по ..... составляла 35,2 кв.м.
Таким образом, административный ответчик правомерно при расчете социальной выплаты исходил из расчета площади 35,2 кв.м.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий, оспариваемые действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности условий по настоящему административному делу не имеется, и судом установлено не было.
Кроме того, согласно части 5 статьи 219 КАС РФ и разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
При этом необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исчислять процессуальный срок обращения в данном случае следует с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно о совершении оспариваемых действий, принимая во внимание обязанность административного истца доказать уважительность причины его пропуска.
Административный истец обратился в суд 22.12.2020, т.е. за истечением срока обращения.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления о признании решения от 11.09.2020 в установленный срок, административным истцом не приведено.
При указанных обстоятельствах, поскольку в судебном заседании не установлено, что оспариваемое решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175, 176, 177, 179 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск ФИО1 к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Березники о признании незаконным ответа Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники №18-01-09/848 от 11.09.2020 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись М. В. Корякин
Копия верна.
Судья М. В. Корякин
Мотивированное решение изготовлено ......