ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3337/2022 от 19.07.2022 Динского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0014-01-2022-003080-17 К делу № 2а-3337/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2022 года ст. Динская Краснодарского края

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Семенихина Ю.В.,

при секретаре Федоровой М.Ю.,

с участием представителя административного истца Завалиева С.В.,

представителя административного ответчика Никифоровой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Приходько Е.В. к Администрации муниципального образования об оспаривании действий органов местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Приходько Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования об оспаривании действий органов местного самоуправления, в котором просит признать отказ администрации муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; обязать администрацию муниципального образования заключить соглашение о перераспределении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером :60, площадью 1032 кв.м, (площадь существующего земельного участка 733 кв.м., площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения 1032 кв.м., увеличение площади земельного участка в результате перераспределения 299 кв.м.), по адресному ориентиру:, пер. Садовый, согласно схеме приложенной к заявлению, и его заявлению.

В обоснование заявленных требований указав, что Приходько Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером :60, расположенного по адресу: , пер. Садовый, 1а. Приходько Е.В. обратилась в Администрацию муниципального образования с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: - :60 и земельного участка в пределах кадастрового квартала , находящегося в государственной или муниципальной собственности (при наличии утверждённой схемы расположения земельного участка) площадью 1032 кв.м.(площадь существующего земельного участка 733 кв.м, площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения 1032 кв.м, увеличение площади земельного участка в результате перераспределения 299 кв.м). Вид разрешенного использования - "Для индивидуального жилищного строительства". ДД.ММ.ГГГГ в адрес Приходько Е.В. от Администрации был направлен ответ, в котором сообщалось об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В обоснование отказа административный ответчик ссылается на то, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке. Схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета сведений, а именно, в схеме расположения земельного участка не отображены сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. С отказом Административного ответчика Административный истец не согласен. Истцом соблюден порядок обращения в уполномоченный орган для заключения соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории, однако в утверждении схемы расположения отказано. В своем отказе административный ответчик ссылается на то, что из земель государственной собственности, за счет которых планируется осуществить перераспределение, возможно образовать самостоятельный полноценный земельный участок, пригодный для целей ИЖС или ведения ЛПХ. Однако эта информация не соответствует действительности. Ответчик неверно трактует нормы права. Сформировать новый земельный участок из 299 кв.м не представляется возможным, поскольку площадь земельного участка меньше минимального размера земельного участка. Довод ответчика, о том, что в схеме расположения земельного участка не отображены сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, считаем несостоятельным по причине того, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий было подано ДД.ММ.ГГГГ, а объекты капитального строительства, о которых идет речь в отказе ответчика были поставлены на кадастровый учет только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории они не могли быть учтены ответчиком. Представленная схема расположения земельного участка в полной мере соответствует как ЗК РФ, так и приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории». Оснований для отказа в оказании муниципальной услуги у административного ответчика не имеется. Довод ответчика о том, что к заявлению не приложена копия паспорта представителя истца по доверенности Мачехиной И.А., содержащая 20 страниц, также считает не обоснованным, так как представитель подавал документы через ГАУ КК МФЦ КК в . Сотрудник МФЦ принимает документы согласно перечню типовой инструкции, и самостоятельно снимает копии с оригиналов документов, следовательно, если сотрудник не приложил к заявлению 20 страниц паспорта представителя по доверенности, то такого требования в инструкции не имеется. В целях предоставления муниципальных услуг установление личности заявителя может осуществляться в ходе личного приема посредством предъявления паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации или посредством идентификации и аутентификации в Департаменте, МФЦ с использованием информационных технологий. Утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления Муниципальной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления Муниципальной услуги. В данном перечне нет требования о том, что необходимо приложить 20 страниц паспорта и заявителя и его представителя по доверенности. Полагает, что данное основание для отказа является надуманным и не соответствующим требованиям действующего законодательства. Исходя из вышеизложенного, административный истец полагает, что административный ответчик неправомерно отказал ему в перераспределении земельного участка. Отказом администрации были нарушены права Приходько Е.В., предусмотренные ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, по доводам, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении иска, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив административный иск, возражения, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему:

в соответствие со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9 и 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с ГрК РФ.

По правилам ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.

Вопросы перераспределения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности урегулированы ст. 11.7 ЗК РФ и главой V.4 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 11.7 ЗК РФ установлено, что при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой IV ЗК РФ.

Согласно положений ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Таким образом, право собственников земельных участков на их перераспределение не является безусловным, оно реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.

Как определено п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

Как установлено судом и следует из материалов дела Приходько Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером :60, площадью 733 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу:, пер. Садовый, 1а.

ДД.ММ.ГГГГ Приходько Е.В. в лице своего представителя Мачехиной И.А. обратилась в администрацию МО с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером: - :60 и земельного участка в пределах кадастрового квартала , находящегося в государственной или муниципальной собственности (при наличии утверждённой схемы расположения земельного участка) площадью 1032 кв.м.(площадь существующего земельного участка 733 кв.м, площадь земельного участка, образуемого в результате

перераспределения 1032 кв.м, увеличение площади земельного участка в результате перераспределения 299 кв.м). Вид разрешенного использования - "Для индивидуального жилищного строительства". Данное заявление было подано представителем административного истца по доверенности, посредством филиала ГАУ КК МФЦ КК в 21.03.2022г.

Письмом Администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ.01- Приходько Е.В. было отказано в предоставлении вышеуказанной услуги. В обоснование отказа административный ответчик ссылается на то, что согласно пп.1 п.16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ), основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 ЗК РФ. Схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета сведений, а именно, в схеме расположения земельного участка не отображены сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

Как установлено судом согласно Карте градостроительного зонирования территории Первореченского сельского поселения , утвержденной решением Совета Первореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ), формируемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1Б - зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы.

Правилами землепользования и застройки Первореченского сельского поселения , утвержденной решением Совета Первореченского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения Совета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ), в зоне Ж-1Б предусмотрены основные виды и параметры разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в которых минимальная площадь земельного участка составляет 1 кв.м.

В схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь части земель, государственная собственность на которую не разграничена, составляет 298,93 кв. м. Кроме того, земельный участок, предполагаемый к перераспределению, имеет доступ к землям общего пользования - переулок Садовый.

Согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в том числе если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса.

В связи с чем есть возможность образовать самостоятельный земельный участок с иным видом разрешенного использования, отвечающий требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны из числа основных видов разрешенного использования, так как статьями 39.28-39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не установлено, что образованный самостоятельный земельный участок должен соответствовать тому виду разрешенного использования, за перераспределением которого обращается заявитель.

Согласно п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно под. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи.

Судом установлено, что представленная схема расположения формируемого земельного участка на кадастровом плане территории подготовлена без учета норм действующего законодательства, а именно, в схеме расположения земельного участка не отображены сведения о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В пункте 2 описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» указано, что бланк паспорта содержит 20 страниц, соответственно копии паспорта должны содержать аналогичное количество листов. Однако, к заявлению не приложена копия паспорта Мачехиной И.А., содержащая 20 страниц.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Между тем, совокупность названных условий для удовлетворения требований Приходько Е.В. не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Приходько Е.В. к Администрации муниципального образования об оспаривании действий органов местного самоуправления – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке ввой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Динской районный суд.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Динского районного суда

Ю.В. Семенихин