ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3339/18 от 27.07.2018 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-3339/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Йошкар-Ола 27 июля 2018 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юмановой Е.В.,

при секретаре Малининой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к административному ответчику Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконной процедуры проведения публичных слушаний от 14 октября 2016 года, признании незаконным постановления Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 ноября 2016 года в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы ФИО1, ФИО2,
ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконной процедуры проведения публичных слушаний от 14 октября 2016 года по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства по п. 10, признании незаконным постановления Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 ноября 2016 года в части предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и возложении на административного ответчика обязанности вынести постановление об отказе в предоставлении данного разрешения. В обоснование требований истцы указали, что являются собственниками гаражей и земельных участков под ними в ПГСК «Кировец» по адресу:
<адрес>. 29 мая 2018 года административные истцы обнаружили, что начато строительство здания с северо-западной стороны ПГСК «Кировец», раскопаны фундаменты гаражей. Заказчиком строительства является ООО «Трейдмастер». Также установлено, что постановление Администрации городского округа « Город Йошкар-Ола» от 15 ноября 2016 года вынесено без получения согласия административных истцов – собственников земельных участков, смежно расположенных с земельным участком, на котором ведется строительство. Из представленных документов следует, что строительство здания ООО «Трейдмастер» будет осуществляться на расстоянии менее 3 м от строений гаражей, что затрагивает право истцов, поскольку с возводимого здания будут падать снежные массы на крыши гаражей, что будет приводить к их разрушению. Административные истцы не получали уведомлений о проведении публичных слушаний, назначенных на 14 октября 2016 года, следовательно, была нарушена процедура проведения публичных слушаний. Поскольку земельный участок, на котором начато строительство, примыкает к земельным участкам, принадлежащим нескольким собственникам, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на публичных слушаниях не мог быть решен положительно без получения письменного согласия собственников земельных участков, смежных с земельным участком, на котором будет осуществляться строительство.

В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 исковые требования поддержали, пояснили, что ранее заявленное требования о признании незаконным заключения о рзультатах публичных слушаний не поддерживают, в уточненном исковом заявлении административные истцы, в том числе, ФИО6, такое требование не заявили.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, подписала уточненное административное исковое заявление, переданное явившимися административными истцами.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО7 с иском не согласился, поддержал доводы возражения на исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ФИО8 полагал административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица ООО «Трейдмастер» полагала требования административных истцов не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа
« Город Йошкар-Ола» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. Ранее в судебном заседании представитель ФИО9 возражала против удовлетворения административного искового заявления.

Рассмотрев по существу административное дело, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч 1. ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Обязанность доказывания указанных обстоятельств, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 1 ст.13 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права судом недействительным.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда и Пленума Верховного суда РФ от 01 января 1997 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано на то, что основанием для принятия решения судом о признании ненормативного акта недействительным и оспариваемых действий незаконными является одновременно как их несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником гаража в ПГСК «Кировец» по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 11.08.2009 , договора купли-продажи земельного участка от 04.09.2009 и акта приема-передачи земельного участка от 04.09.2009 .

ФИО2 является собственником гаража в ПГСК «Кировец» и земельного участка с кадастровым номером на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 19.03.2012 , договора купли-продажи земельного участка от 15.05.2012 и акта приема-передачи земельного участка от 15.05.2012 .

ФИО3 является собственником гаража в ПГСК «Кировец» и земельного участка с кадастровым номером на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 10.11.2008 , договора купли-продажи земельного участка от 26.11.2008 и акта приема-передачи земельного участка от 26.11.2008 .

ФИО4 является собственником гаража в ПГСК «Кировец» и земельного участка с кадастровым номером на основании постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26.01.2010 , договора купли-продажи земельного участка от 04,03.2010 и акта приема-передачи земельного участка от 04.03.2010 .

ФИО5 является собственником гаража в ПГСК «Кировец и земельного участка с кадастровым номером на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.01.2016 и акта приема-передачи земельного участка от 12.01.2016 .

ФИО6 является собственником гаража в ПГСК «Кировец» и земельного участка с кадастровым номером на основании постановления администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Трейдмастер» является арендатором земельного участка с кадастровым номером расположенным по адресу: <адрес> (северо-западнее ПГСК « Кировец» ) на основании договора аренды земельного участка от 4 мая 2016 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» и ООО «Трейдмастер».

06 сентября 2016 года ООО «Трейдмастер» обратилось к мэру
г. Йошкар-Олы с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства «многофункциональное здание с автомойкой на 2 поста по адресу: <адрес>, северо-восточнее ПГСК «Кировец», расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> (северо-восточнее ПГСК «Кировец»), кадастровый , общей площадью 1113,0 кв.м.» в части отклонения: уменьшения отступов от границ земельного участка с южной стороны с 3 м до 0 м, с восточной стороны с 3 м до 0 м.

27 сентября 2016 года в газете «Йошкар-Ола» комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола» опубликовано извещение о проведении публичных слушаний о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, об утверждении документации по планировке территории, правообладателей земельных участков, объектов капитального строительства, помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельными участками, которые будут рассмотрены на публичных слушаниях. В извещении указано об извещении, в том числе, персонально владельцев гаражей в ПГСК «Кировец» с определением кадастровых номеров принадлежащих им земельных участков.

14 октября 2016 года состоялись публичные слушания по проектам постановлений Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

14 октября 2016 года принято заключение о результатах публичных слушаний по проектам постановлений Администрации городского округа
« Город Йошкар-Ола» о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

18 октября 2016 года заключение опубликовано в газете
«Йошкар-Ола».

15 ноября 2016 года принято постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства при строительстве здания многофункционального назначения с автомойкой на 2 поста на земельном участке с кадастровым номером общей площадью 113 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, с уменьшением минимального отступа от границы земельного участка с южной стороны с 3 до 0 м., с восточной стороны с 3 до 0 м.

Нормой. 2 ч. 2 ст. 38 Градостроительного Кодекса РФ определено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.

Порядок предоставления разрешения на отклонение разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определен ст. 40 Градостроительного Кодекса РФ, согласно ч.3 которой заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 40 Градостроительного Кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент получения разрешения, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Порядок проведения публичных слушаний определен Положением о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением городского собрания муниципального образования «Город Йошкар-Ола» от 19 апреля 2005 г. N 89-IV.

Согласно ст. 7 указанного Положения население городского округа извещается оргкомитетом через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях не позднее 7 дней до даты их проведения. Публикуемая информация должна содержать тему и вопросы публичных слушаний, информацию об инициаторе их проведения, указание времени и места их проведения, контактную информацию оргкомитета, а также адреса официальных сайтов Собрания депутатов и (или) администрации городского округа, где размещена полная информация о подготовке и проведении публичных слушаний. Информация о публичных слушаниях, их подготовке и проведении размещается на официальных сайтах Собрания депутатов и(или) администрации городского округа, публикуется в средствах массовой информации, финансируемых за счет бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола».

Согласно ст.ст. 11,12 Положения, действовавшего на момент проведения публичных слушаний, комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия) - коллегиальный орган, обеспечивающий организацию и проведение публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки и проекту внесения изменений в них. Комиссия создается постановлением администрации городского округа «Город Йошкар-Ола».

Комиссия по итогам рассмотрения заявлений заинтересованных лиц по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства выходит с предложением к главе городского округа
«Город Йошкар-Ола» о назначении и проведении публичных слушаний по вышеуказанным вопросам. Глава администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (мэр города), рассмотрев документацию по планировке территории городского округа, выходит с предложением к главе городского округа "Город Йошкар-Ола" о назначении и проведении публичных слушаний по вышеуказанному вопросу. Глава городского округа издает постановление о назначении публичных слушаний по вышеуказанным вопросам.

В соответствии с п. 5 ст. 11 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденных решение Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл от 24 декабря 2009г. N30-V, на публичные слушания персонально приглашаются владельцы земельных участков, иных объектов недвижимости, смежно расположенных с земельным участком, относительно которого запрашивается отклонение, а также представители органов, уполномоченных регулировать и контролировать застройку и землепользование, другие заинтересованные лица. Позиция указанных органов по рассматриваемому вопросу должна быть письменно зафиксирована в соответствующих заключениях, представляемых в комиссию до проведения публичных слушаний и доступных для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Как усматривается из материалов дела, процедура проведения публичных слушаний административным ответчиком соблюдена. Извещение о проведении публичных слушаний с персональным приглашением владельцев земельных участков, смежно расположенных с земельным участком, в отношении которого запрашивалось разрешение, опубликовано в газете «Йошкар-Ола».

Принадлежащий ФИО6 земельный участок с кадастровым номером , не является смежным по отношению к участку, в отношении которого предоставлено разрешение. Оснований полагать права ФИО6 нарушенными не имеется.

Постановление Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
№ 1 658 от 15 ноября 2016 года о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принято в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением процедуры предоставления разрешения.

С учетом указанного суд приходит к выводу, что административным не допущено нарушения требований закона при проведении публичных слушаний и вынесении оспариваемого постановления.

Также не имеется доказательств нарушения прав административных истцов. Довод административного искового заявления о том, что падение снежных масс на крыши гаражей с возводимого здания приведет к разрушению гаражей, о том, что невозможно пользоваться газовой трубой, основан на предположении и не указывает на нарушение требований закона со стороны административного ответчика.

Поскольку административным ответчиком не допущено нарушения норм закона, нарушения прав, свобод законных интересов административных истцов, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Суд указывает, что с момента опубликования извещения о проведении публичных слушаний в газете «Йошкар-Ола» 27 сентября 2016 года административным истцам должно быть известно о проведении публичных слушаний. С административным иском истцы обратились в суд 2 июля 2018 года, то есть, с пропуском установленного законом процессуального срока. Оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

Руководствуясь статьями 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В.Юманова

в окончательной форме принято 01 августа 2018 года