Дело № 2а-3339/2019
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2019 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ретуевой О.Н., при секретаре судебного заседания Новохатской Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском к Администрации г. Омска. В обоснование требований указала, что в период с 28.05.2018 по 25.02.2019 работала в БДОУ г.Омска «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> (учебно-вспомогательный персонал). Должностной оклад согласно тарифной ставке составлял 5 964 руб., надбавка к окладу 2000 руб. Решением Центрального районного суд г.Омска от 01.04.2019 по делу №2-1025/2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту образования администрации г. Омска, БДОУ г. Омска «<данные изъяты>» о защите трудовых прав, приведении оклада к размеру минимального размера оплаты труда, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда отказано. Указывает, что Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска. Полагала, что положения оспариваемого акта нарушали ее права в период осуществления трудовой деятельности, при определении порядка оплаты труда, и противоречат нормам федерального законодательства. Согласно п.2 Положения заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя должностной оклад (оклад), ставку заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и предельными размерами не ограничивается. Согласно п. 3 Положения размеры окладов, ставок заработной платы, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в положении об оплате труда работников, утверждаемом руководителем образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) и согласованном с департаментом образования Администрации города Омска, и в трудовом договоре. В соответствии с п. 5 Положения рекомендуемые размеры окладов, ставок заработной платы педагогических работников образовательных учреждений, указанные в приложении N 1 к настоящему Положению, устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам должностей работников образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования". В соответствии с п.2.2.1 Приложения N 1 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска установлен рекомендуемый размер оклада профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня – 1 квалификационный уровень 5964 рубля. Установленный, оспариваемым нормативно правовым актом органа местного самоуправления размер окладов носит рекомендательный характер, что не соответствует положениям действующего законодательства. Установление должностного оклада находится в прямой зависимости от размера субсидий, выделяемых из местного бюджета г.Омска и учредителя – Департамента образования Администрации муниципального образования г.Омск (в части согласования положения об оплате труда работников). В соответствии с тарифной ставкой должностной оклад младшего воспитателя БДОУ г.Омска «<данные изъяты>» составляет 5964 рубля, аналогично рекомендованному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п размеру. Административный истец полагает, что руководитель учреждения не вправе установить размер должностного оклада выше или ниже рекомендованного Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п. Базовый должностной оклад работников бюджетных дошкольных образовательных учреждений 1 квалификационного уровня работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня в размере 5964 рубля нарушают конституционные права истца на достойную жизнь и свободное развитие в соответствии со ст. 7 Конституции РФ. Указывает, что средняя заработная плата в Омской области составляет 39 917 рублей. Между тем, заработная плата вспомогательного персонала педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с полной выработкой составляет не более 11 300 рублей с учетом выплат стимулирующего характера.
На основании изложенного, просит признать п.2.2.1 Приложения N1 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" в части рекомендуемого размера оклада профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня 1 квалификационного уровня 5964 рубля, недействительным.
В ходе рассмотрения дела административный истец требования уточнила, в обоснование, указав, что Положение об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска не содержит положений о порядке индексации заработной платы работников муниципальных учреждений дошкольного образования. В основном индексация распространяется на оклад, тарифную ставку, то есть на неизменяемую часть заработка. Размер оклада младшего воспитателя в 2019г. должен составить 6 041,53 руб. Вместе с тем, оклад в 2019 не был проиндексирован. В п.34 Приложения N1 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска установлена обязательная ежемесячная доплата к заработной плате младшего воспитателя в размере 2000 рублей. Обязательными компенсационными выплатами вспомогательному персоналу является только районный коэффициент. Выплаты стимулирующего характера не являются обязательными, однако в соответствии со ст.133 ТК РФ ежемесячная заработная плата работников не может быть менее МРОТ, плюс районный коэффициент. С 01.01.2019 МРОТ составляет 11 280 рублей. В случае выработки ежемесячной нормы труда заработная плата младшего воспитателя составит 9 158,6 рублей, что не соответствует ТК РФ. Кроме того в п.8 раздела III Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п, установлено, что размер оклада может устанавливаться выше рекомендуемого размера оклада следующим учебно-вспомогательным работникам: работающим в образовательных учреждениях, расположенных в микрорайонах "Крутая Горка", "Входной", "Береговой", - на 15 процентов. Таким образом, в основу исчисления должностного оклада работников по профессиональной квалификационной группе должностей работников «Учебно - вспомогательный персонал», в том числе младших воспитателей (профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня) положен дополнительный критерий – территориальный принцип расположения образовательных учреждений, а не должность, что носит дискриминационный характер. В рамках одной квалификационной группы работников не допускается различие в размерах должностных окладов работников, не связанных с деловыми качествами работников и по результатам их труда, а также результатами деятельности учреждений, в частности по территориальному признаку (удаленности). В связи с тем, что административный истец в период с 28.05.2018 по 25.02.2019 работала в БДОУ г.Омска «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> и в этот же период и до настоящего времени действует п.8 раздела III Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, право на труд административного истца, в части дискриминации было нарушено.
На основании изложенного, просит признать п.2.2.1 Приложения N1 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" в части рекомендуемого размера оклада профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня 1 квалификационного уровня 5964 рубля, недействительным. Признать недействительным п.8 раздела III «Порядок и условия оплаты труда работников, занимающих должности учебно-вспомогательного персонала образовательных учреждений» Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска".
ФИО1 в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации г. Омска, заинтересованного лица департамента образования Администрации г.Омска ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, поддержал доводы письменного отзыва (л.д.36-38) полагал, что оспариваемые положения Постановления Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" не нарушают права и законные интересы административного истца, соответствуют нормам законодательства. Настаивал на отсутствии оснований для признания оспариваемого акта недействующим.
Представитель заинтересованного лица Министерства образования Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, поддержала доводы письменного отзыва (л.д.66-67).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что с 28.05.2018 по 25.02.2019 ФИО1 работала в БДОУ г. Омска «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> (учебно-вспомогательный персонал) постоянно, с тарифной ставкой (окладом) в размере 5 964 рубля, надбавкой 2 000 рублей.
Согласно Уставу БДОУ г. Омска «<данные изъяты>» (с учетом внесенных изменений) учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования. Функции и полномочия Учредителем Учреждения осуществляет департамент образования Администрации г. Омска.
Как следует из трудового договора № № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-35), заключенного с ФИО1, за выполнение трудовых обязанностей, истцу устанавливается заработная плата в размере: а) должностной оклад (ставка) заработной платы 5 964 рублей в месяц; б) работнику производятся выплаты компенсационного характера: районный коэффициент 15% на всю сумму заработной платы за фактически отработанное время; за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда 4% оклада за фактически отработанное время; в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера: ежемесячная доплата за норму рабочего времени – 2 000 рублей ежемесячно; ежемесячная надбавка за интенсивность и напряженность труда до 100% к окладу ежемесячно по итогам внутренней эффективности работы.
Таким образом, истцу установлен должностной оклад за фактическое количество часов (40 часов в неделю) с выплатой надбавок и других стимулирующих выплат.
26.12.2008 постановлением Мэра г. Омска N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" утверждены: "Положение об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" (Приложение N 1), "Положение об отраслевой системе оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" (Приложение N 2), "Положение об отраслевой системе оплаты труда работников, руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров бюджетных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" (Приложение N 3), которое опубликовано в установленном порядке в печатном издании - в газете "Третья столица", N 42, 01.09.2011.
В указанное постановление были внесены изменения Постановлением Администрации г. Омска от 10.02.2012 N 283-п (опубликовано в издании "Третья столица", N 7, 16.02.2012), а также Постановлением Администрации г. Омска от 20.05.2014 N 665-п (опубликовано в издании "Третья столица", N 22, 22.05.2014).
Полагая, что положения указанного акта нарушают права воспитателей бюджетных дошкольных учреждений г. Омска при определении порядка оплаты труда, противоречат нормам действующего законодательства, ФИО1 обратилась в суд.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 24 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 26.3, п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая определение размеров и условий оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
В силу ч. 5 ст. 7 Устава г. Омска, утверждённого решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также муниципальные правовые акты, обязательность опубликования которых установлена действующим законодательством, муниципальными правовыми актами либо в отношении которых принявшим (издавшим) их органом принято решение об опубликовании, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней с момента подписания, если законодательством или муниципальными правовыми актами не установлен иной срок.
В силу положений Устава г. Омска Мэр уполномочен на издание постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска в соответствии с действующим законодательством, а также распоряжения Администрации по вопросам организации работы Администрации. Мэр города издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ, другими федеральными законами (ст. 20).
В свою очередь, Администрация г. Омска организует реализацию Решений Омского городского Совета, постановлений и распоряжений Мэра города и правовых актов Администрации города (ст. 22).
Таким образом, оспариваемое постановление было принято уполномоченным органом, в пределах предоставленных законом и Уставом полномочий, с соблюдением формы, процедуры принятия и порядка опубликования.
В соответствии с п.2.2.1 Приложения N1 к Положению об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" установлен рекомендуемый размер оклада, ставки заработной платы профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня 1 квалификационного уровня в размере 5 964 руб.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском и оспаривая Постановление Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п в указанной части, административный истец указывает, на противоречие указанного размера оклада требованиям законодательства и необходимости приведения его размера в соответствие с минимальным размером оплаты труда.
С указанными доводами суд согласиться не может, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а)полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Частью 7 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Принятие оспариваемого нормативного правового акта нормотворческим органом в пределах предоставленной законодателем компетенции с соблюдением процедуры его принятия и опубликования административным истцом не оспаривалось.
В силу положений ч. 9 ст. 5 ТК РФ законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, в соответствии с п. 11 Приложения N 4 к которой динамика примерных значений соотношения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации должна составлять в 2012 году - 80%, в 2013 году - 100%.
В то же время, исходя из общих положений Программы (раздел I), ее содержание рекомендуется для муниципальных учреждений, при этом, реализация положений Программы на местном уровне осуществляется в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.
Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.
Установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.
В силу статьи 8 Закона Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ "О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области" Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области полномочие по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, в том числе, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 7 настоящего Закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 названного закона органы местного самоуправления Омской области при осуществлении переданного государственного полномочия имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления переданного государственного полномочия в соответствии с законодательством.
Пунктом 4 части 1 статьи 20 Устава Омского городского Совета определено, что Мэр города Омска обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города Омска отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска федеральными законами и законами Омской области.
В силу части 3 статьи 20 Устава Мэр города Омска в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города Омска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска.
Постановление Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п принято во исполнение приказа Министерства образования Омской области от 16.12.2013 N 86 "Об отдельных вопросах применения отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области, и муниципальных образовательных учреждений", пунктом 2.1.1 которого установлен типовой размер оклада работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня бюджетных образовательных учреждений муниципальных образований Омской области в размере 5964 рублей.
Вопросы установления оплаты труда во всех муниципалитетах в пределах одного субъекта обусловлены особенностями действующего трудового законодательства, учитывающими региональную специфику в подходах к оплате труда, и решениями органов местного самоуправления.
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье ТК РФ тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Минимальный размер оплаты труда в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность.
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 3 статьи 133 ТК РФ конкретизировано, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть 1 статьи 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 ТК РФ).
Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.
Минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 года N 11-П).
Согласно ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2 ст. 135 ТК РФ).
В силу ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно отраслевой системе оплаты труда среднемесячная номинальная заработная плата педагогических работников состоит из двух частей: гарантированной части (оклада (с повышающими коэффициентами за стаж работы, квалификационных категорий и др.) и компенсационные выплаты) и стимулирующей части, размер которой зависит от качества и результативности труда работника.
Доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. В связи с чем, определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера относится к преимущественному праву работодателя.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Таким образом, действующее правовое регулирование направлено на обеспечение каждому работнику справедливой оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда и не может расцениваться как нарушающее права истца.
Такой вывод не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 07.12.2017 N 38-П по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, О.Л. Дейдей, ФИО5 и И.Я. Кураш, в соответствии с которой положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не являются противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда. Соответственно, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты туда установлен с 01.01.2018 г. - 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. - 11 163 рублей, с 01.01.2019-11 280 рублей в месяц.
Суд отмечает, что административным истцом реализовано право на обращение в суд с иском в порядке разрешения индивидуально-трудового спора, взыскании удержанных денежных средств.
Так, ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г.Омска с требованиями к Департаменту образования администрации г. Омска, БДОУ г. Омска «<данные изъяты>» о защите трудовых прав, приведении оклада к размеру минимального размера оплаты труда, возложении обязанности произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда. Просила взыскать солидарно с БДОУ г. Омска «<данные изъяты><данные изъяты>» и Департамента образования Администрации г. Омска в свою пользу, неправомерно удержанную денежную плату за период с 28.05.2018 по 30.11.2018 в размере 57 233,20 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 57 233,20 рублей.
Решением Центрального районного суд г.Омска от 01.04.2019 по делу №2-1025/2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 03.07.2019 решение Центрального районного суд г.Омска от 01.04.2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В решении от 01.04.2019 судом дана надлежащая правовая оценка вопросу правильности произведенных выплат заработной платы ФИО1 в размере не ниже минимального размера оплаты труда.
Так, судом установлено, что согласно Положению об оплате труда ФИО1 установлен оклад в размере 5964 рублей, что соответствует значению размера оклада 1 квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня, ежемесячная надбавка за интенсивность и напряженность труда в связи с занятием должности, относящейся к учебно-вспомогательным работникам, в размере 2 000 рублей, выплаты компенсационного характера: за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в размере 4% от оклада и районный коэффициент 15% от гарантированной, стимулирующей и компенсационной частей заработной платы.
При этом, суд пришел к выводу об отсутствии недоплаты либо переплаты минимального размера оплаты труда; выплата заработной платы в общей сумме по каждому месяцу соответствует размеру больше установленного МРОТ; районный коэффициент начислялся уже на сформированную заработную плату; размер доплат за совмещение не включался в расчет суммы заработной платы по основному месту работы и соответствует размеру, установленному в приказах руководителя. Таким образом, суд пришел к выводу, что размер выплаченной ФИО1 работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ.
При таком положении Постановление в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав и законных интересов истца, следовательно у суда не имеется правовых оснований для признания административного искового заявления обоснованным, а оспариваемого нормативного правового акта незаконным в части.
В соответствии с абзацем 3 п.8 раздела III «Порядок и условия оплаты труда работников, занимающих должности учебно-вспомогательного персонала образовательных учреждений» Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденному Постановлением Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" размер оклада может устанавливаться выше рекомендуемого размера оклада учебно-вспомогательным работникам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в микрорайонах "Крутая Горка", "Входной", "Береговой", - на 15 процентов.
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, административный истец указывает о противоречии указанной нормы требованиям трудового законодательства. Административный истец полагает, что поскольку в основу исчисления должностного оклада учебно-вспомогательных работников положен дополнительный критерий – территориальный принцип расположения образовательных учреждений, указанная норма носит дискриминационный характер.
Указанные доводы, суд признает несостоятельными, исходя из следующего.
Статьей 37 Конституции РФ закреплено право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно статье 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
В силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
В развитие указанных положений ст. 21 ТК РФ гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 кодекса установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, закрепляющими зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в местностях с особыми климатическими условиями, за работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статьи 146 - 149).
Таким образом, приведенными выше нормами гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Заработная плата конкретного работника, которая в соответствии с ТК РФ может состоять из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат) (ст. 129), устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1 ст. 135).
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 12.04.2019 N 869-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ФИО6 и ФИО7 на нарушение их конституционных прав положениями статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации" системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135 названного Кодекса), при этом работодатель должен гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев и вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность, учитывать, что выплаты компенсационного характера призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов и, соответственно, оплата труда, осуществляемого в таких условиях, должна быть повышенной по сравнению с оплатой такого же труда, осуществляемого в нормальных условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 2009 года N 1160-0-0 и от 17 декабря 2009 года N 1557-0-0), а стимулирующие выплаты должны выполнять функцию побуждения работника к высокопроизводительному труду, повышению эффективности трудовой деятельности.
В соответствии с п. 2 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска № 1175-п, заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя должностной оклад (оклад), ставку заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и предельными размерами не ограничивается.
Согласно п. 3 Положения, размеры окладов, ставок заработной платы, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в положении об оплате труда работников, утверждаемом руководителем образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) и согласованном с департаментом образования Администрации города Омска, и в трудовом договоре.
В силу п. 4 Положения, при условии наличия необходимого объема финансовых средств размеры окладов, ставок заработной платы работников могут устанавливаться ниже или выше рекомендуемых размеров.
Абзац 3 п. 8 раздела III Положения об отраслевой системе оплаты труда работников бюджетных образовательных учреждений, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска, предусматривая возможность установления повышенного по сравнению с рекомендуемым оклада на 15%, является диспозитивной, не обязательной к применению нормой, направленной на стимулирование трудоустройства работников в указанные населенные пункты.
Указанная норма принята в пределах полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, не отменяет и не умаляет установленные трудовым законодательством права работников образовательных учреждений и не является дискриминационной.
Применительно к заработной плате дискриминацией является повышение либо снижение размера заработной платы в зависимости от половых, расовых, возрастных, религиозных и иных, указанных в части 2 статьи 3 ТК РФ признаков, не связанных с квалификацией работника, сложностью выполняемой работы, количеством и качеством затраченного труда.
Не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работника, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом (часть 3 статьи 3 ТК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ущемления прав истца в области оплаты ее труда не имелось, и, как следствие, дискриминации в сфере труда, доказательства факта дискриминации по какому-либо вышеуказанному признаку истцом не представлены.
Каких-либо иных указаний на нарушение прав заявителя, оспариваемыми положениями нормативного правового акта в исковом заявлении не содержится.
В соответствии со ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти незаконным является его несоответствие нормативным правовым актам и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таком положении Постановление Мэра города Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска" в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, принято в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, следовательно, правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта незаконным в части, не имеется.
Руководствуясь ст. 175-178, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Омска о признании недействующим в части постановления Мэра г. Омска от 26.12.2008 N 1175-п "Об отраслевой системе оплаты труда в бюджетных учреждениях города Омска, подведомственных департаменту образования Администрации города Омска", отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Н. Ретуева
<данные изъяты>