Дело № 2а-333/2022
УИД 25RS0026-01-2022-000532-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Лучегорск 26 сентября 2022 года
Пожарский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Калашник Н.Н., при секретаре Кручина А.В., с участием:
представителя заинтересованного лица Администрации Пожарского муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Губернатора Приморского края ФИО2 ФИО11 к главе Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 ФИО12 о досрочном прекращении полномочий главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края,
У С Т А Н О В И Л:
Губернатор Приморского края обратился в Пожарский районный суд с названным административным иском к главе Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3, в обоснование которого указал, что Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края на основании приказа Губернатора Приморского края от 06.12.2021 г. № 189-мк проведена проверка соблюдения главой Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, за три календарных года, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки. В ходе проведения проверки установлено следующее. ФИО3 с 29.09.2017 г. вступил в должность главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского и как глава муниципального образования является лицом, замещающим муниципальную должность. В целях проверки достоверности и полноты сведений о доходах, представленных ФИО3, истребованы сведения из соответствующих кредитных организаций и государственных органов. В результате сравнительного анализа сведений, указанных ФИО3 в справках о доходах за 2018-2020 гг., с информацией, предоставленной кредитными организациями и государственными органами, выявлены следующие нарушения. За 2018 год: в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» (далее - раздел 4): - не указаны сведения о счете, открытом в ПАО КБ «Восточный» 18.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., осуществлялось движение денежных средств); - не указаны сведения о счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г. (остаток - 83 814,22 руб., осуществлялось движение денежных средств); - указаны недостоверные сведения об остатке на счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г. (83 814,22 руб., вместо 151,23 руб.). В подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» раздела 3 «Сведения об имуществе» (далее - подраздел 3.1): - не указаны сведения о жилом здании, находящемся в индивидуальной собственности, площадью 52,6 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> (дата государственной регистрации 25.03.2013г.); - указаны недостоверные сведения о площади жилого помещения (46,2 кв. вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. За 2019 год: в разделе 1 «Сведения о доходах» (далее - раздел 1): - указаны недостоверные сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, в размере 200 000,00 руб. В подразделе 3.1 указаны недостоверные сведения о площади жилого помещения (46,2 кв. вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В разделе 4: - не указаны сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г. (остаток - 108 044,71 руб., осуществлялось движение денежных средств) и 22.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось); - не указаны сведения о счете, открытом в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось); - указаны недостоверные сведения об остатке на счете, открытом 09.10.2013 г. в ПАО «Сбербанк» (108 044,71 руб. вместо 151,23 руб.). За 2020 год: в разделе 1: - указаны недостоверные сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, в размере 10 000,00 руб.; - не указаны сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска. По информации, поступившей из МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, период владения данным транспортным средством с 23.10.2015 г. по 29.10.2020 г.; - не указаны сведения о доходе, полученном в виде пособия по временной нетрудоспособности, в размере 14 610,33 руб. В подразделе 3.1 указаны недостоверные сведения о площади жилого помещения (46,2 кв. вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В разделе 4: - не указаны сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось) и 09.10.2013 г. (остаток - 151,23 руб., движение денежных средств не осуществлялось); - не указаны сведения о счете, открытом в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось). 07.12.2021 г. в адрес ФИО3 направлено уведомление о проведении проверки и предложено дать письменные пояснения по выявленным нарушениям. Согласно письменным пояснениям ФИО3, транспортное средство «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, было продано за 10 000,00 руб. по договоренности с покупателем. По остальным выявленным нарушениям ФИО3 пояснений не представил. С целью определения среднерыночных цен транспортных средств «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, и «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, проведен мониторинг объявлений о продаже автомобилей, идентичных проданным (марка, модель и год), на автомобильном интернет-портале «drom.ru». В ходе мониторинга установлено, что среднерыночная стоимость автомобилей «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, составляет 338 000,00 руб. (минимальная стоимость - 200 000,00 руб.), «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, составляет 900 000,00 руб. (минимальная цена - 600 00,00 руб.), что позволяет усомниться в достоверности сведений, представленных ФИО3 в справке о доходах. Согласно сведениям, представленными МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, транспортное средство «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный знак №, находилось во владении ФИО3 с 19.11.2020 г. по 03.12.2020 г. Мониторингом информации, размещенной на автомобильном интернет-портале «drom.ru», установлено, что данное транспортное средство 26.09.2020 г. выставлялось на продажу за 345 000 руб. С 19.11.2020 г. по 03.12.2020 г. произошла смена собственника без выставления данного автомобиля на продажу. Информация о транспортном средстве «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный номер №, в открытом доступе на автомобильном интернет-портале «drom.ru» отсутствует. Полагают, что информация, изложенная в докладной записке, об отражении ФИО3 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный 2020 год недостоверных сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, подтвердилась. По результатам проверки установлено, что главой Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 не исполнена обязанность, установленная Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, Законом Приморского края № 122-КЗ, выразившаяся в представлении на себя за отчетные периоды 2018-2020 гг. неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и счетах. Полагают, что допущенные ФИО3 нарушения в справке о доходах на себя за отчетные 2018-2020 гг., выразившиеся в указании недостоверных сведений о площади жилого помещения (46,2 кв. м вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; за отчетный 2019 год неуказании сведений о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г., в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г.; за отчетный 2020 год неуказании сведений о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г. и 09.10.2013 г., в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г., возможно рассматривать, как несущественные нарушения. Факты неуказания ФИО3 в справках о доходах на себя за отчетный 2018 год сведений о счетах, открытых в ПАО КБ «Восточный» 18.03.2013 г., в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г., указания недостоверных сведений об остатке на счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г.; за отчетный 2019 год неуказания сведений о счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г., указания недостоверных сведений об остатке на счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г., не относятся к значительным коррупционным проступкам, влекущим досрочное прекращение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, предусмотренным рекомендациями Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526. При этом, факты неуказания ФИО3 в справке о доходах на себя за отчетный 2018 год сведений о жилом здании, находящемся в индивидуальной собственности, площадью 52,6 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (дата государственной регистрации 25.03.2013 г.); за отчетный 2019 год указания недостоверных сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2010 года выпуска; за отчетный 2020 год указания недостоверных сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, неуказания сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, неуказания сведений о доходе, полученном в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере 14 610,33 руб., являются существенными, что влечет применение мер юридической ответственности. Просит прекратить досрочно полномочия главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 по основаниям, предусмотренным частями 7.1, 7.3, 10.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ.
Протокольным определением суда от 30.06.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Пожарского муниципального района Приморского края.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.
Административный ответчик глава Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 в судебное заседание не явился, с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адрес суда возвращен почтовый конверт, который направлялся административному ответчику по месту его фактического проживания и регистрации по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кроме того, административному ответчику неоднократно осуществлялись звонки на номер телефона, указанный административным ответчиком, на которые административный ответчик не отвечал, и не перезванивал, о чем свидетельствуют телефонограммы, имеющиеся в материалах дела, также информация о времени и дате рассмотрения дела заблаговременно была размещена на сайте Пожарского районного суда. Учитывая, что административный ответчик знал о наличии в производстве суда в отношении него административного дела, не обеспечил получение поступающей ему почтовой корреспонденции и не проявил должную степень осмотрительности и заинтересованности, суд приходит к выводу, что риск возникновения неблагоприятных последствий в результате неполучения судебной корреспонденции должно нести само лицо, в связи с чем полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Согласно представленным административным ответчиком возражениям, ФИО3 административный иск не признает, указывает, что интернет портал «drom.ru», из которого получена информация о стоимости автомобилей, не является официальным источником, т.к. это коммерческий проект. Автомобили, выставленные на продажу, как правило, имеют определенную предпродажную подготовку, могут иметь дополнительное оборудование, замену узлов и агрегатов, индивидуальные особенности, которые в значительной степени увеличивают или снижают стоимость объекта продажи. Для определения рыночной стоимости конкретного автомобиля должна быть проведена оценочная экспертиза (заключение), которое может быть оспорено заинтересованным лицом. В иске истец указывает, что в целях установления фактической стоимости транспортных средств, в УВД России по Приморскому краю направлено поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на установление истинного размера дохода, полученного от продажи автомобилей, но ответ на момент окончания проверки не получен. Следовательно, на момент рассмотрения иска в суде факт получения каких-либо доказательств получения им доходов - нет. Что касается автомобиля «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, то по факту доход не был получен, по причине обмена указанного автомобиля на аналогичный. В иске не указано, какие из установленных в ходе проверки обстоятельств являются существенными и по каким критериям. Вывод лица, осуществляющего проверку, о существенности его нарушений не определен в законе и является субъективным умозаключением. Считает, что в связи с отсутствием в материалах проверки достоверных доказательств совершения действий при существенных обстоятельствах и наличии объективных смягчающих обстоятельств, таких как: совершение служащим нарушения требований законодательства о противодействии коррупции впервые; безукоризненное соблюдение служащим в отчетном периоде других ограничений, запретов, требований, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; иных смягчающих обстоятельств (положительные характеристики), а также характера и степени тяжести совершенного правонарушения (просрочка в предоставлении сведений по вине других лиц) к нему могло быть применено более мягкое наказание. Законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции предусматривается упрощенный порядок применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, исключающий необходимость проведения соответствующей проверки подразделением при условии признания служащим факта совершения коррупционного правонарушения. Данная процедура до предъявления иска в суд, ему не предлагалась и не проводилась, что является нарушением его права на упрощенный порядок применения взыскания. Просит в удовлетворении исковых требований административного истца отказать.
Заинтересованное лицо Департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении заявления без участия представителя Департамента, направили возражения на доводы административного ответчика, в которых изложили несогласие с его доводами, указали, что в подтверждение своих пояснений административным ответчиком доказательств не представлено, просят иск удовлетворить.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых судом обязательной не признана.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации Пожарского муниципального района ФИО1, действующая на основании доверенности, пояснила, что администрация Пожарского муниципального района полагает, что присутствует факт нарушения норм антикоррупционного законодательства, но данное нарушение не относится к значительным проступкам, влекущим прекращение полномочий главы Светлогорского сельского поселения и в данном случае соответствующей мерой было бы дисциплинарное наказание в виде выговора, просит отказать в удовлетворении требований Губернатора Приморского края.
Выслушав доводы представителя заинтересованного лица Администрации Пожарского муниципального района, исследовав материалы дела, изучив доводы возражений административного ответчика и отзывов заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющего государственные гарантии его осуществления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.208 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 г. №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 7.2 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ).
Согласно ч. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лица, замещающие муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 – 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такой порядок утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 559 и предполагает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по форме, утвержденной Президентом Российской Федерации, в виде справки ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела, на основании решения территориальной избирательной комиссии Пожарского района от 15.09.2017 г. № 340/74 «О регистрации избранного главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района» и распоряжения главы Светлогорского сельского поселения от 28.09.2017 г. № 22 «О вступлении в должность главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района ФИО3», ФИО3 с 29.09.2017 г. вступил в должность главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края (том 1 л.д. 33-34).
На основании абз. 19 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» административный ответчик ФИО3, как выборное должностное лицо местного самоуправления, относится к лицам, замещающим муниципальные должности.
В соответствии с приказом Губернатора Приморского края № 189-мк от 06.12.2021 г., на основании докладной записки Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 30.09.2021г., Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края проведена проверка соблюдения главой Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 ограничений, запретов, исполнения обязанностей, связанных с противодействием коррупции, за три календарных года, предшествующих поступлению информации, послужившей основанием для проведения проверки (том 1 л.д. 22-23).
Уведомление о проведении проверки главе Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 направлено Департаментом по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края 07.12.2021 г. (том 1 л.д. 38-39).
Проверкой установлено, что ФИО3 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2018 год в разделе 4 не отразил сведения о счете, открытом в ПАО КБ «Восточный» 18.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., осуществлялось движение денежных средств); не указал сведения о счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г. (остаток - 83 814,22 руб., осуществлялось движение денежных средств); в сведениях по счету, открытому в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г., указаны сведения об остатке 83 814,22 руб. вместо 151,23 руб. В подразделе 3.1 не отражены сведения о жилом здании, находящемся в индивидуальной собственности, площадью 52,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> (дата государственной регистрации 25.03.2013 г.); указаны сведения о площади жилого помещения 46,2 кв. вместо 46,00 кв.м., находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2019 год в разделе 1 указаны сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, в размере 200 000,00 руб. В подразделе 3.1 отражены аналогичные сведения о площади жилого помещения (46,2 кв. вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В разделе 4 не отражены сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г. (остаток - 108 044,71 руб., осуществлялось движение денежных средств) и 22.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось); не указаны сведения о счете, открытом в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось); в сведениях по счету, открытому в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г., указаны сведения об остатке 108 044,71 руб. вместо 151,23 руб. В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за отчетный период 2020 год в разделе 1 отражены сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, в размере 10 000,00 руб.; не отражены сведения о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска; не указаны сведения о доходе, полученном в виде пособия по временной нетрудоспособности, в размере 14 610,33 руб. В подразделе 3.1 отражены аналогичные сведения о площади жилого помещения (46,2 кв. вместо 46,00 кв. м), находящегося в индивидуальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. В разделе 4 не отражены сведения о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось) и 09.10.2013 г. (остаток - 151,23 руб., движение денежных средств не осуществлялось); не указаны сведения о счете, открытом в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г. (остаток - 0,00 руб., движение денежных средств не осуществлялось).
Факт нахождения в индивидуальной собственности ФИО3 жилого помещения, площадью 52,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-№ (том 1 л.д. 56-59), а также свидетельством о государственной регистрации права серии №№ от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 214). Между тем, указанное жилое помещение не отражено в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2018 г. и указано в справках за 2019 г. и 2020 г.
Согласно сведений Государственного учреждения – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 выплачено пособие по временной нетрудоспособности: ДД.ММ.ГГГГ - 2 653,16 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 14 610,33 руб. (том 1 л.д. 55) В соответствии со справками о доходах, сведения за отчетный 2018 г. о доходах в виде пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС в сумме 2 653,16 руб. ФИО3 указаны (том 1 л.д. 145); сведения о доходе, полученном в виде пособия по временной нетрудоспособности, в размере 14 610,33 руб. в отчетном 2020 г. ФИО3 не указаны (том 1 л.д. 158-172).
Как усматривается из ответа ПАО КБ «Восточный» от ДД.ММ.ГГГГ№ и выписок по счету у ФИО3 в указанном банке имеется, в том числе, счет №, открытый ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 70-72), сведения о котором не были отражены ФИО3 в справке за 2018 г., и отражены в справках за 2019 г. и 2020 г., с остатком на счете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 0,00 рублей, по которому осуществлялось движение денежных средств.
Согласно ответа ПАО «Совкомбанк» от 12.01.2022 г. № у ФИО3 в указанном банке на 31.12.2018 г. счетов нет, 05.07.2019 г. был открыт счет № Карта рассрочки «Халва» 2.0, с остатком на 31.12.2019 г. – 0 рублей, на 31.12.2020 г. – 0 рублей, движение по которому не осуществлялось (том 1 л.д. 75-78), сведения о котором не были отражены в справках за 2019 г. и 2020 г.
Из ответа ПАО «Сбербанк» от 13.01.2022 г. № ЗНО0171281586 следует, что у ФИО3 имеются счета: №, открытый 22.03.2013 г., с остатком по состоянию на 31.12.2018 г. – 0,00 рублей, на 31.12.2019 г. – 0,00 рублей, на 31.12.2020 г. – 0,00 рублей, движение по которому в указанные периоды не осуществлялось; №, открытый 09.10.2013 г., с остатком по состоянию на 31.12.2018 г. – 151,23 рублей, на 31.12.2019 г. – 151,23 рублей, на 31.12.2020 г. – 151,23 рублей, движение по которому осуществлялось только в 2018 г.; №, открытый 19.06.2018 г., с остатком по состоянию на 31.12.2018 г. – 83 814,22 рублей, на 31.12.2019 г. – 108 044,71 рублей, на 31.12.2020 г. – 99 943,18 рублей, движение по которому в указанные периоды осуществлялось (том 1 л.д. 62-67). Между тем, в справке за 2018 г. не указан счет, открытый 19.06.2018 г., с остатком на 31.12.2018 г. в сумме 83 814,22 рублей, и неверно указан остаток на счете, открытом 09.10.2013 г.: вместо 151,23 рублей указано 83 814,22 рублей; в справке за 2019 г. не указан счет, открытый 19.06.2018 г., с остатком на счете по состоянию на 31.12.2019 г. в сумме 108 044,71 рублей, а также счет, открытый 22.03.2013 г., с остатком на счете 0,00 рублей, кроме того, неверно указан остаток на счете, открытом 09.10.2013 г.: вместо 151,23 рублей указано 108 044,71 рублей. В справке за 2020 г. не указаны счета, открытые 22.03.2013 г., с остатком на отчетный период в сумме 0,00 рублей, и 09.10.2013 г., с остатком на отчетный период в сумме 151,23 рублей.
Согласно сведениям УМВД России по Приморскому краю от 16.12.2021 г. №49/5537 (том 1 л.д. 81) за ФИО3 были зарегистрированы, в том числе, транспортные средства: - «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак № (период владения с 08.09.2016 г. по 26.02.2019 г., стоимость приобретения транспортного средства согласно договора купли-продажи от 02.09.2016 г. – 10 000 рублей, стоимость продажи транспортного средства согласно договора купли-продажи от 26.02.2019 г. – 200 000 рублей); - «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, кузов №, государственный регистрационный знак <***> (период владения с 19.11.2020 г. по 03.12.2020 г., стоимость приобретения транспортного средства согласно договора купли-продажи от 18.11.2020 г. – 10 000 рублей, стоимость продажи транспортного средства согласно договора купли-продажи от 23.11.2020 г. – 10 000 рублей); - «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, государственный регистрационный знак № (период владения с 23.10.2015 г. по 29.10.2020 г., стоимость продажи транспортного средства согласно договора купли-продажи от 19.10.2020 г. – 10 000 рублей).
В справке за 2019 г. ФИО3 был указан доход в сумме 200 000 рублей от продажи автомобиля «<данные изъяты>», 2010 года выпуска; в справке за 2020 г. указан доход от продажи автомобиля «ФИО14», 2003 года выпуска, в сумме 10 000 рублей, и не указан доход от продажи автомобиля «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска.
Согласно договора купли-продажи автомобиля от 26.02.2019 г. транспортное средство «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак №, было продано ФИО3 ИП ФИО4 за 200 000 рублей (том 1 л.д. 220). В договоре купли-продажи транспортного средства от 23.11.2020 г. указано на продажу транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, ФИО3 ФИО5 за 10 000 рублей. (том 1 л.д. 41)
В пояснениях от 15.12.2021 г. ФИО3 указал о том, что в связи с техническим состоянием автомобиля «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, транспортное средство было продано за десять тысяч рублей по обоюдному согласию с покупателем (том 1 л.д. 40). По остальным выявленным нарушениям ФИО3 пояснений не представил.
Из материалов проверки в отношении главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 следует, что с целью определения среднерыночных цен транспортных средств «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, и «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, проведен мониторинг объявлений о продаже автомобилей, идентичных проданным (марка, модель и год), на автомобильном интернет-портале «drom.ru». В ходе мониторинга установлено, что среднерыночная стоимость автомобилей «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, составляет 338 000,00 руб. (минимальная стоимость - 200 000,00 руб.), «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, составляет 900 000,00 руб. (минимальная цена - 600 000,00 руб.).
Согласно сведениям, представленным МОРАС ГИБДД УМВД России по Приморскому краю, транспортное средство «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный знак №, находилось во владении ФИО3 с 19.11.2020 г. по 03.12.2020 г. Мониторингом информации, размещенной на автомобильном интернет-портале «drom.ru», установлено, что данное транспортное средство 26.09.2020 г. выставлялось на продажу за 345 000 руб., в объявлении было указано на то, что автомобиль находится в хорошем состоянии, без ДТП, вложений не требует, указанный автомобиль был продан за 230 000 рублей. С 19.11.2020 г. по 03.12.2020 г. произошла смена собственника без выставления данного автомобиля на продажу (том 1 л.д. 82-110).
Информация о транспортном средстве «<данные изъяты>», 2010 года выпуска, номер кузова №, государственный регистрационный знак №, в открытом доступе на автомобильном интернет-портале «drom.ru» отсутствует (том 1 л.д. 111-124).
Учитывая представленные административным истцом доказательства, содержащиеся в материале проверки, суд приходит к выводу о несоответствии сложившейся рыночной стоимости данных транспортных средств, стоимости, указанной в договорах купли-продажи и в справках за отчетный период за 2019 г. и 2020 г.
В письменных пояснениях относительно автомобиля «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, ФИО3 указал на то, что по факту доход не был получен по причине обмена указанного автомобиля на аналогичный (том 1 л.д. 193-198).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что транспортное средство «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, идентификационный номер №, цвет золотистый, продано ФИО3 19.10.2020 г. ФИО6 за 10 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) серии №№ от 19.10.2020 г. (том 1 л.д. 218).
Довод административного ответчика об обмене указанного автомобиля достоверными и безусловными доказательствами не подтвержден. Не является таким доказательством и договор купли-продажи автомобиля от 24.11.2020 г. о приобретении ФИО3 у ФИО7 транспортного средства «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, с идентификационным номером №, цвет серебристый, за 10 000 рублей, равно как и паспорт транспортного средства (том 1 л.д. 217, 219), поскольку представленные административным ответчиком документы свидетельствуют об отчуждении обоих автомобилей по возмездным сделкам, заключенным между ФИО3 и разными людьми с временным промежутком в месяц.
Таким образом, проведенной проверкой установлен факт предоставления ФИО3 неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и счетах на себя за отчетные периоды 2018, 2019 и 2020 годов.
Согласно выписки из ЕГРН от 26.12.2021 г. № КУВИ-№ площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. 1-й, <адрес>, составляет 46,00 кв.м. (том 1 л.д. 56-598). Вместе с тем, в свидетельстве о государственной регистрации права серии №№ от 06.09.2008 г. площадь указанного жилого помещения обозначена как 46,2 кв.м. (том 1 л.д. 215). Поскольку, административным ответчиком в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период 2018 г., 2019 г., 2020 г. сведения о площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, указаны на основании данных, отраженных в свидетельстве о государственной регистрации права от 06.09.2008 г., соответственно, отсутствует факт предоставления недостоверных сведений в данной части.
В соответствии с пунктами 1, 6, 9 приложения № 3 Письма Минтруда России от 21.03.2016 № 18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»), не указание сведений о счетах за отчетный 2019 год, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г., в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г.; за отчетный 2020 год не указание сведений о счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» 22.03.2013 г. и 09.10.2013 г., в ПАО «Совкомбанк» 05.07.2019 г., возможно рассматривать, как несущественные нарушения.
Факты неуказания ФИО3 в справках о доходах на себя за отчетный 2018 год сведений о счетах, открытых в ПАО КБ «Восточный» 18.03.2013 г., в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г., указания недостоверных сведений об остатке на счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г.; за отчетный 2019 год неуказания сведений о счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 19.06.2018 г., указания недостоверных сведений об остатке на счете, открытом в ПАО «Сбербанк» 09.10.2013 г., не относятся к значительным коррупционным проступкам, влекущим досрочное прекращение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, предусмотренным рекомендациями Минтруда России от 21.03.2016 г. № 18-2/10/П-1526.
Факты неуказания ФИО3 в справке о доходах на себя за отчетный 2018 год сведений о жилом помещении, находящемся в индивидуальной собственности, площадью 52,6 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> (дата государственной регистрации 25.03.2013 г.); за отчетный 2019 год указания недостоверных сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2010 года выпуска; за отчетный 2020 год указания недостоверных сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты>», 2003 года выпуска, неуказания сведений о доходе, полученном от продажи транспортного средства «<данные изъяты> 200», 2008 года выпуска, неуказания сведений о доходе, полученном в виде пособия по временной нетрудоспособности в размере 14 610,33 руб., являются существенными, что влечет применение мер юридической ответственности.
Допущенные административным ответчиком нарушения являются существенными, поскольку выявленное в результате проверки имущество имеет значительную площадь (жилое помещение 52,6 кв. м) и стоимость.
Установив факт предоставления ФИО3 неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и счетах на себя за отчетные периоды 2018 - 2020 годов, объем которых нельзя признать несущественными, ошибочными или незначительными, суд приходит к выводу о наличии оснований для применения к главе Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 юридической ответственности за допущенные нарушения в виде досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Доводы административного ответчика о том, что ему не была предложена процедура упрощенного порядка применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений, что явилось нарушением его права на упрощенный порядок применения взыскания, суд считает несостоятельными ввиду следующего.
Процедура применения взысканий в упрощенном порядке не могла быть применена при проведении проверки в отношении ФИО3, так как была закончена 03.02.2022 г., когда действовали нормы Обзора практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, направленного письмом Министерства труда и социальной защиты труда России от 21.03.2016 г. № 18-2/10/П-1526.
Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальную должность, в том числе соблюдения ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных федеральными законами, регулируется Законом Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ «О порядке исполнения гражданами, претендующими на замещение должности главы местной администрации по контракту, муниципальной должности, лицами, замещающими указанные должности, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции отдельных обязанностей, запретов и ограничений, проверки их соблюдения» (далее - Закон Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ).
Докладная записка Департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края от 30 сентября 2021 года явилась достаточным основанием для проведения проверки соблюдения установленных законом обязанностей, ограничений и запретов главой Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к критериям требований, по которым оцениваются предоставленные гражданами, замещающими должности муниципальной службы, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, отнесены их полнота и достоверность.
Согласно части 17 статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ при выявлении в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральными законами «О противодействии коррупции», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Губернатор Приморского края обращается с заявлением: 1) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего должность главы местной администрации по контракту, или применении в отношении него иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд; 2) о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
Частью 17 (1) статьи 3 Закона Приморского края от 25 мая 2017 года № 122-КЗ, введенной Законом Приморского края от 4 декабря 2019 года № 642-КЗ, установлено, что к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, представившим недостоверные или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, могут быть применены меры ответственности, предусмотренные частью 7.3(1) статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В силу части 7.3.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ такими мерами ответственности являются: 1) предупреждение; 2) освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 3) освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; 4) запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; 5) запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Вышеприведенные положения законодательства связывают право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на обращение в суд с требованием о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, при неисполнении установленных законом обязанностей, запретов и ограничений с фактом выявления данных нарушений по результатам проведенной проверки.
Обязанность личной подписью удостоверить полноту и достоверность содержащихся в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведений, лежит на лице, от имени которого она составлена. Все справки за отчетные периоды 2018 г., 2019 г. и 2020 г. подписаны ФИО3
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений являются основаниями для юридической ответственности в виде досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Досрочное прекращение полномочий лица, замещающего муниципальную должность, при вышеприведенном нарушении действующего законодательства является единственным установленным законом способом пресечении нарушения антикоррупционного законодательства, другие последствия непредставления лицом, замещающим муниципальную должность, сведений о своих доходах, об имуществе обязательствах имущественного характера либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений действующим законодательством не предусмотрены. Профилактика коррупционных правонарушений и борьба с выявленными проступками коррупционного характера является приоритетом в деятельности государства. Поэтому федеральное законодательство устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон служебных правоотношений необходимость соблюдения антикоррупционного законодательства.
По смыслу закона, невыполнение лицом, замещающим муниципальную должность, обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в том числе, представление неполных и недостоверных сведений о своих доходах, имуществе и счетах, является коррупционным правонарушением.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии признака незначительности допущенных ФИО3 нарушений, при соблюдении им установленных законом обязанностей и, соответственно, об отсутствии оснований для применения иной меры ответственности, кроме как досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Губернатора Приморского края ФИО2 ФИО15 удовлетворить.
Прекратить досрочно полномочия главы Светлогорского сельского поселения Пожарского муниципального района Приморского края ФИО3 ФИО16 по основаниям, предусмотренным ч.ч. 7.1, 7.3, 10.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пожарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.10.2022 года.
Председательствующий судья Калашник Н.Н.