ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3340/2022 от 14.06.2022 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело №2а-3340/2022

УИД 75RS0001-02-2022-004417-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2022 года г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Еремеевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Цымпилове С.А.,

с участием представителя административного истца – прокурора отдела ГСО Дьячковой Ж.М.,

представителя Правительства Забайкальского края Пешковой А.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства финансов Забайкальского края Першиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите административное дело по иску Прокуратуры Забайкальского края к Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий, заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов Забайкальского края,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Забайкальского края обратилась с вышеназванным административным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства: в рамках надзорной деятельности прокуратурой края выявлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и оборот отходов, допущенные Правительством Забайкальского края. На территории региона ежегодно образуется порядка 400 тыс. тонн отходов, которые в основной своей массе завершают свой оборот на объектах размещения отходов (свалках). Положениями пункта 8 статьи 12 Закона №89-ФЗ, распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, ст. 7 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 №327-ЗЗК запрещено захоронение полезных компонентов. В перечень видов отходов с полезными фракциями включены, например, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы фольги алюминиевой, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, светодиодные, отходы потребления картона, использованные книги, журналы, брошюры, другие бумажные изделия, утратившие потребительские свойства, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее, полиэтиленовая тара и другие отходы, образующиеся в составе ТКО. Таким образом, правовое регулирование сферы обращения с отходами направлено на исключение захоронения и размещения на полигонах отходов, которые возможно повторно вовлечь в переработку. Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона №89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657 утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - Единые требования №1657), в соответствии с положениями пункта 7 которых объекты обработки твердых коммунальных отходов предназначены для выделения из твердых коммунальных отходов (образующихся как при раздельном, так и при совместном накоплении) видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации. Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.11.2019 №430 утверждена Территориальная схема обращения с отходами, пунктами 5.2, 7.1, 9.1 Территориальной схемы, Приложением Б2 к ней установлено, что система обращения с отходами предполагает строительство 7 объектов обработки ТКО при перспективных полигонах для размещения ТКО (в Читинском районе, г. Петровск-Забайкальский, с. Оловянная, Шилкинском районе, п. Новая Чара Каларского района, Краснокаменской районе, в Чернышевском районе), с долей извлекаемых утильных фракций не менее 7 - 15%. Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 №188 утверждена государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды», пунктами 2.7.1-2.7.7 Приложения к которой предусмотрена реализация мероприятий по строительству мусоросортировочных комплексов в г. Петровск-Забайкальский, в Шилкинском, Краснокаменском, Чернышевском, Оловяннинском, Хилокском, Читинском районах. В рамках программы предусмотрено финансирование только разработки проектно-сметной документации на первые три проекта (в 2020 году), на остальные объекты бюджетные средства не заложены. Ссылаясь на то, что на дату обращения с иском перечисленные объекты обработки отходов не созданы, не введены в эксплуатацию, что подтверждается информацией Министерства от 24.03.2022, указывая, что постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2019 №93 «О внесении изменений в государственную программу Забайкальского края «Охрана окружающей среды» мероприятия по строительству мусоросортировочных комплексов внесены в государственную программу «Охрана окружающей среды» в 2019 году, полагая неисполнение требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами, существенно нарушающим права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, просит признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по организации обработки твердых коммунальных отходов, выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации для строительства мусоросортировочных комплексов, организации строительства

мусоросортировочных комплексов, вводу их в эксплуатацию; обязать Правительство Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно: обеспечить разработку проектной документации для строительства мусоросортировочных комплексов в Чернышевском районе, Оловяннинском районе, Читинском районе, п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края; обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов в Краснокаменском районе, Читинском районе, Чернышевском районе, Шилкинском районе, г. Петровск-Забайкальский Петровск-Забайкальского района, с. Оловянная Оловяннинского района, п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края в соответствии с Едиными требованиями к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1657.

Протокольным определением от 31.05.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края, в качестве заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов Забайкальского края.

В судебное заседание заинтересованное лицо представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов Забайкальского края.

В судебном заседании представитель административного истца Дьячкова Ж.М. подержала заявленные требования, просила их удовлетворить, с учетом финансовой ситуации в регионе, необходимости совершения ряда процедур, направленных на исполнение решения суда, полагала возможным определить срок его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель Правительства Забайкальского края Пешкова А.И., не оспаривая требование прокурора, указала на отсутствие в краевом бюджете денежных средств на создание объектов размещения ТКО, корректировку Территориальной схемы обращения с отходами, полагала срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ достаточным.

Представитель Министерства финансов Забайкальского края Першина Н.В. полагала финансовый орган субъекта, не нарушивший никакие нормы действующего законодательства, ненадлежащим ответчиком по делу. Указала на то, что формирование бюджета происходит исходя из потребностей, определяемых главными распорядителями бюджетных средств, а также на недостаточность денежных средств для реализации федерального проекта.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).

В соответствии с положениями ст. 42, ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ), статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон № 52-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Подпунктами 7, 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон №184-ФЗ), статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ), ст. 3 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 №327-ЗЗК «Об отходах производства и потребления» субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в области обращения с отходами, в том числе на разработку, утверждение и реализацию региональных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработку и утверждение территориальной схемы обращения с отходами; определение в программах социально-экономического развития края прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов края (далее - Министерство), утвержденного постановлением Правительства края от 27.12.2016 №503, указанное ведомство является исполнительным органом государственной власти региона, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области обращения с отходами. Вносит проекты правовых актов в Правительство Забайкальского края, Губернатору Забайкальского края по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства (пункт 12.1).

Кроме того, согласно подпунктам 12.11.2-12.11.10 Положения о Министерстве, ведомство уполномочено разрабатывать и реализовывать региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; участвовать в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории края; вносить предложения по определению в программах социально-экономического развития региона прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых коммунальных отходов, предназначенных для захоронения; организует деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разрабатывать территориальную схему обращения с отходами.

В соответствии с требованиями ст. 3 Закона №89-ФЗ основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются, помимо иных, использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот. Направления государственной политики в области обращения с отходами, касающиеся предотвращения образования отходов, сокращения образования отходов и снижения класса опасности отходов, а также обработки отходов, являются приоритетными.

Положениями пункта 8 статьи 12 Закона №89-ФЗ, распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 №1589-р, ст. 7 Закона Забайкальского края от 23.12.2009 № 327-ЗЗК запрещено захоронение полезных компонентов. В перечень видов отходов с полезными фракциями включены, например, лом алюминиевых банок из-под напитков, отходы фольги алюминиевой, лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, светодиодные, отходы потребления картона, использованные книги, журналы, брошюры, другие бумажные изделия, утратившие потребительские свойства, отходы пленки полиэтилена и изделий из нее, полиэтиленовая тара и другие отходы, образующиеся в составе ТКО.

В соответствии со статьи 1 Закона №89-ФЗ обработка отходов -предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Во исполнение пункта 3 статьи 10 Закона №89-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 №1657 утверждены Единые требования к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (далее - Единые требования №1657). В соответствии с положениями пункта 7 Единых требований №1657 объекты обработки твердых коммунальных отходов предназначены для выделения из твердых коммунальных отходов (образующихся как при раздельном, так и при совместном накоплении) видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 05.11.2019 №430 утверждена Территориальная схема обращения с отходами.

Пунктами 5.2, 7.1, 9.1 Территориальной схемы, Приложением Б2 к ней установлено, что система обращения с отходами предполагает строительство 7 объектов обработки ТКО при перспективных полигонах для размещения ТКО (в Читинском районе, г. Петровск-Забайкальский, с. Оловянная, Шилкинском районе, п. Новая Чара Каларского района, Краснокаменской районе, в Чернышевском районе), с долей извлекаемых утильных фракций не менее 7 - 15%.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 10.04.2014 №188 утверждена государственная программа Забайкальского края «Охрана окружающей среды».

Пунктами 2.7.1-2.7.7 Приложения к указанной государственной программе предусмотрена реализация мероприятий по строительству мусоросортировочных комплексов в г. Петровск-Забайкальский, в Шилкинском, Краснокаменском, Чернышевском, Оловяннинском, Хилокском, Читинском районах.

В судебном заседании установлено, что в рамках программы предусмотрено финансирование только разработки проектно-сметной документации на первые три проекта (в г. Петровск-Забайкальский, в Шилкинском, Краснокаменском районах), на остальные объекты бюджетные средства не заложены.

В настоящее время перечисленные объекты обработки отходов не созданы, не введены в эксплуатацию, что подтверждается информацией Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные меры достаточными для обеспечения организации обработки отходов на территории региона признать нельзя.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что неисполнение требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы обращения с твердыми коммунальными отходами, существенно нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд отклоняет довод Правительства о невозможности удовлетворения заявленных требований со ссылкой на возложение обязанности по корректировки в Территориальную схему в связи с выявлением новых мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Забайкальского края, поскольку на дату рассмотрения дела доказательства внесения корректировки не представлены.

При разрешении вопроса о сроке исполнения решения суд учитывает необходимость выделения финансирования для реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и строительства комплексов по сортировке ТКО, принимает во внимание поэтапное исполнение решения суда, и приходит к выводу, что установление срока исполнения требований до ДД.ММ.ГГГГ отвечает требованиям разумности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск удовлетворить.

признать незаконным бездействие Правительства Забайкальского края по организации обработки твердых коммунальных отходов, выразившееся в непринятии мер по разработке проектной документации для строительства мусоросортировочных комплексов, организации строительства мусоросортировочных комплексов, вводу их в эксплуатацию.

Обязать Правительство Забайкальского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а именно:

обеспечить разработку проектной документации для строительства мусоросортировочных комплексов в Чернышевском районе, Оловяннинском районе, Читинском районе, п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края;

обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию мусоросортировочных комплексов в Краснокаменском районе, Читинском районе, Чернышевском районе, Шилкинском районе, г. Петровск-Забайкальский Петровск-Забайкальского района, с. Оловянная Оловяннинского района, п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края в соответствии с Едиными требованиями к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 №1657.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд города Читы.

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2022

Судья Ю.В. Еремеева