Дело № 2а-3343/2021 г.
УИД 23RS0058-01-2021-004587-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ФИО2 районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе :
Председательствующего судьи Тимченко Ю.М.
при секретаре Бобиной Д.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Хостинского районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, Хостинскому районному отделу судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обратилось в ФИО2 районный суд г.Сочи с административным иском к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Хостинского районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, Хостинскому районному отделу судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Административный истец просит суд признать незаконным постановление административного ответчика судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора в отношении Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ( далее по тексту Управление Росреестра по Краснодарскому краю).
В обосновании указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Хостинского районного отдела г. Сочи УФССП в России по Краснодарскому краю возбуждено исполнительное производство № на основании постановления судебного пристава-исполнителя Хостинского POCII № от ДД.ММ.ГГГГ. Предмет исполнения: Исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в пользу ГУ ФССП России по Краснодарскому краю. Из текста указанного постановления вытекает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному листу не погашена. Постановления судебного пристава-исполнителя Хостинского РОСП № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство, не исполнено в связи с возникновением обстоятельств, которые делают невозможным исполнение, а именно, данное постановление в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю не поступало, соответственно должник был лишен возможности исполнить требованиям судебного пристава исполнителя в добровольном порядке. Управление Росреестра по Краснодарскому краю является федеральным органом финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета РФ и взыскание исполнительного сбора с него теряет правовой смысл меры публично-правовой ответственности, поскольку денежные средства будут взыскиваться и в результате поступят в один и тот же бюджет РФ.
Представитель административного истца Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. Административный истец надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания ( л.д.63). Своего представителя в суд административный истец не направил. При установленных обстоятельствах, в соответствии со ст.226 КАС РФ, суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившегося в судебное заседание представителя административного истца.
Административные ответчики судебный пристав-исполнитель Хостинского РОСП г.Сочи УФССП по Краснодарскому краю ФИО1, ФИО2 РОСП УФССП по Краснодарскому краю, Управление УФССП по Краснодарскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания ( л.д.64-66). Административные ответчики не ходатайствовали об отложении судебного заседания.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, установив выше изложенные обстоятельства, в соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствии не явившихся в судебное заседание участвующих по делу лиц.
Суд, изучив административный иск, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» судебные акты являются исполнительными документами, являющимися основанием возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется, в том числе, на основании принципов уважения чести и достоинства гражданина, а также неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.
Из представленных доказательств, в том числе представленной копии исполнительного производства №-ИП (л.д.55-61) установлено, что судебным приставом-исполнителем Хостинского РОСП г.Сочи УФССП по Краснодарскому краю ФИО1 возбуждено указанное исполнительного производство постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.( л.д.57-59) в отношении должника по исполнительному производству Управления Росреестра по Краснодарскому краю с предметом исполнения : исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в пользу взыскателя ГУ ФССП России по Краснодарскому краю.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ основанием для возбуждения исполнительного производства указано то, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность по исполнительному производству составляет 50 000 рублей и исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению истек.
Из копии постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.60-61) следует, что в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО1 находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ с предметом исполнения – обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 отдел г.Сочи аннулировать в ЕГРН запись о регистрации права и регистрацию права собственности Б на жилой дом площадью 1451,5 кв.м. в том числе жилой площадью 1307,4 кв.м., этажностью 5, с кадастровым номером № расположенной по адресу <адрес> Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю ФИО2 отдел г.Сочи и регистрацию права собственности Б на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 530 кв.м. по адресу РФ, <адрес>
Судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ должником Управлением Росреестра по Краснодарскому краю не исполнен в срок, установленный для добровольного исполнения. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не представлено, а также не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Указанным постановлением судебный пристав-исполнитель постановил взыскать с должника Управления Росреестра по Краснодарскому краю исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в пользу Управления ФССП по Краснодарскому краю.
В силу ст. 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному, и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником обязанности, к исполнению которой должник может быть понужден, если не исполнил ее добровольно в установленный судебным приставом-исполнителем или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Судебный пристав-исполнитель, в свою очередь, должен доказать законность принятого им решения.
В соответствии с пунктом 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.218 и 219 КАС РФ и ст. 90 Закона «Об исполнительном производстве» постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава – исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены таким постановлением, действиями.
Пункт 3 ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В материалах исполнительного производства отсутствует доказательство даты вручения копии оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
С административным иском Управление Росреестра по Краснодарскому краю обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15), который был оставлен без движения.
Суд принимает во внимание объяснения и доводы административного истца, приходя к выводу, что административный иск подан в пределах установленного законом срока, а требования иска подлежат рассмотрению по существу.
Постановление о возбуждении исполнительного производства, отправляемое посредством почты, должно направляться заказным письмом с уведомлением о вручении, что позволяет судебному приставу-исполнителю правильно определить точную дату вручения постановление о возбуждении исполнительного производства должнику, по истечении установленного в нем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа и выносится постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с Методическими рекомендациями ФССП РФ О повышении эффективности организации работы по исполнению судебных решений, в п.3.1 установлено, что согласно п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора с должника с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П. При этом началом срока для добровольного исполнения является дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора с должника подлежит обязательному утверждению старшим судебным приставом и может быть обжаловано в судебном порядке в 10-дневный срок.
В соответствии с утвержденными ФССП РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ Методическими рекомендациями о порядке взыскания исполнительского сбора, п.3.1 установлено, что Постановление судебного пристава-исполнителя или руководителя группы принудительного исполнения о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 14 Закона, утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.
В мотивировочной части постановления указываются дата получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, факт истечения срока добровольного исполнения, неисполнения должником требований исполнительного документа, иных имеющих значение обстоятельствах, а также непредставления должником доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств либо отказа в признании представленных доказательств таковыми.
Постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в судебном порядке в 10-дневный срок с момента получения должником данного постановления, о чем также должно быть указано в самом постановлении.
Между тем постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.60,61) судебного пристава-исполнителя ФИО1 не содержит таких данных в мотивировочной части.
Положения статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В части 15 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления.
В соответствии с частью 16 статьи 30 Закона N 229-ФЗ после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ не содержится данных о том окончено ли основное исполнительное производство в рамках которого вынесено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а также не содержится данных о датах получения должником копии постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, а также об установленном сроке для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В данном случае доводы административного истца не опровергнуты стороной административного ответчика, а также не подтверждены надлежащими доказательствами факт вынесения судебным приставом-исполнителем по данному исполнительному производству оспариваемого постановления на законных основаниях.
В нарушение указанных норм, административным ответчиком судебным приставом-исполнителем ФИО1 нарушены правовые основы исполнительного производства, задачами которого являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
При таких обстоятельствах обжалуемое административным истцом постановление административного ответчика судебного пристава - исполнителя ФИО1 не может быть признано законным, оно является незаконным, поскольку не соответствует требованиям федерального закона, которым обязан руководствоваться указанный административный ответчик при совершении исполнительских действий по возбужденному и находящему у него в производстве исполнительному производству.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Доводы и основания требований административного истца административными ответчиками не опровергнуты надлежащими средствами доказывания.
Поскольку суд пришел к выше указанным выводам по результатам рассмотрения данного административного дела, то заявленные требования подлежат удовлетворению полностью. Суд признает незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю постановление административного ответчика судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Для восстановления нарушенных прав административного истца обязать административных ответчиков приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 и ФИО2 районный отдел судебных приставов г.Сочи Управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, допущенные вынесением постановления судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Административными ответчиками должно быть сообщено об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ :
Административный иск Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю к административным ответчикам судебному приставу-исполнителю Хостинского районного отдела судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1, Хостинскому районному отделу судебных приставов г. Сочи УФССП России по Краснодарскому краю, Управлению ФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства – удовлетворить.
Признать незаконным, не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю постановление административного ответчика судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Обязать административных ответчиков судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 и ФИО2 районный отдел судебных приставов г.Сочи Управления федеральной службы судебных приставов России по Краснодарскому краю устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, допущенные вынесением постановления судебного пристава-исполнителя Хостинского районного отдела судебных приставов г.Сочи УФССП России по Краснодарскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства №-ИП о взыскании исполнительского сбора.
Административными ответчиками должно быть сообщено об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через ФИО2 районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 11.10.2021 г..
Председательствующий судья Тимченко Ю.М.
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу