ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3343/2022 от 13.09.2022 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД -----

Дело -----

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата года г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Савельевой В.В.,

при секретаре судебного заседания Сергеевой А.М.,

с участием административного истца ФИО1,

административных ответчиков – судебных приставов-исполнителей ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии, Ленинскому РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, Калининскому РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии ФИО3, судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – ФИО4 Петровичу о признании действий судебных приставов-исполнителей незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, с учетом уточнений, обратилась в суд с административным исковым заявлением, о признании незаконными действий судебных приставов-исполнителей Ленинского РОСП г. Чебоксары и Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии, выразившихся в не направлении копий постановлений о возбуждении исполнительных производств ------ИП от дата, ------ИП от дата и ------ИП от дата не позднее дня, следующего за днем вынесения постановлений, по адресу ее регистрации в нарушение пункта 17 статьи 30 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами. В отношении нее были возбуждены исполнительные производства: Калининским РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии ------ИП от дата на основании судебного приказа от дата-----; Калининским РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии ----- от дата на основании судебного приказа от дата-----; Ленинским РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии ----- от дата на основании судебного приказа от дата-----. Между тем, она никогда не была уведомлена о судебном производстве, возбужденном в отношении нее, о наличии задолженности, о вынесении в отношении нее судебных приказов не извещалась, никаких претензий со стороны заявителя ей не поступало. В нарушение пункта 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебные приставы-исполнители Ленинского РОСП г. Чебоксары и Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии не направили ей копии постановлений о возбуждении исполнительных производств не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, ни по одному исполнительному производству по адресу ее регистрации: Чувашская Республика, адрес, по которому она зарегистрирована с дата. В связи с указанным нарушением судебные приставы – исполнители Ленинского РОСП и Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии лишили установленного пунктом 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» права на добровольное исполнение решения, также на подачу возражения; наложили незаконный арест на банковские карты и взыскали с ее пенсии денежные средства.

Согласно письму Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии от дата----- в рамках вышеуказанных исполнительных производств всего удержаны денежные средства в сумме: по исполнительному производству ------ИП от дата - ----- руб.; по исполнительному производству ------ИП от дата - ----- руб. Всего Калининским РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии удержано ----- руб. Согласно письму Ленинского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии от дата----- по исполнительному производству ------ИП от дата удержаны денежные средства в общей сумме ----- руб. Согласно справке офиса ----- Чувашского отделения ----- ПАО Сбербанк от дата в рамках вышеуказанных исполнительных производств всего удержаны денежные средства в сумме: по исполнительному производству ----- от дата - ----- руб.; по исполнительному производству ------ИП от дата----- руб.; по исполнительному производству ------ИП от дата - ----- руб. Узнав о списании с пенсии денежных средств, она уточнила в ПАО Сбербанк о наличии исполнительных производств и вынуждена была отменить все три вышеуказанных судебных приказа. Письмом Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии от дата----- ей сообщено, что исполнительные производства ----- от дата и ------ИП от дата прекращены дата на основании п. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», также дата были сняты все наложенные ограничения, запреты и взыскания. Письмом Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии от дата-----, - что исполнительное производство ------ИП от дата прекращено дата также на основании п. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Меры принудительного исполнения отменены в соответствии с ч. 4 ст. 47 данного Закона.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, в нем изложенном вновь привела суду. Также указала, что по адресу: адрес, она не проживает, квартира подарена сыну, с дата зарегистрирована по фактическому месту жительства по адресу: Чувашская Республика, адрес.

Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Чебоксары ФИО3 и судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП г.Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии ФИО2 в удовлетворении административного иска просили отказать по доводам, изложенным в письменных отзывах, указав, что нарушенные права административного истца в настоящее время восстановлены.

Административный ответчик УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии и заинтересованные лица: начальник отделения – старший судебный пристав Ленинского РОСП г. Чебоксары ФИО5, начальник отделения – старший судебный пристав Калининского РОСП г. Чебоксары ФИО6, взыскатели по исполнительным производствам ПАО «Сбербанк России», АО «Чувашская энергосбытовая компания», МУП «Теплосеть», ЗАО «Южный», извещенные о месте и времени, явку представителей на судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки не сообщили.

Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие неявившихся, по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 218, 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 121 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).

Частью 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Порядок принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем судебных актов урегулирован Федеральным законом от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от дата № 229-ФЗ).

Исходя из положений ст. 4 Федерального закона от дата № 229-ФЗ, ст. 12, ст. 13 Федерального закона от дата № 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Как следует из материалов дела, в отношении административного истца ФИО1 были возбуждены исполнительные производства: Калининским РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии – исполнительное производство №----- от дата года на основании судебного приказа от ----- года № ----- о взыскании задолженности по коммунальным платежам в солидарном порядке в размере ----- руб. в пользу МУП «Теплосеть»; исполнительное производство № ----- от дата года на основании судебного приказа от дата года № ----- о взыскании задолженности по коммунальным платежам в солидарном порядке в размере ----- руб. в пользу ЗАО «Южный». Исполнительные документы – оба судебных приказа содержали сведения о месте жительства должника ФИО1 по адресу: -----.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от дата исполнительные производства объединены в сводное исполнительное производство ------СД.

В пункте 2 постановлений о возбуждении исполнительных производств должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.

Согласно материалам дела должнику ФИО1 направлено постановление о возбуждении исполнительного производства ----- от датадата (принято в отделении связи), направлено по адресу, указанному в исполнительном документе (адрес). В связи с неудачной попыткой вручения адресату дата возвращено отправителю, вернулось с отметкой «по иным обстоятельствам», что следует из отчета по почтовому идентификатору -----.

Сведений о направлении постановления о возбуждении исполнительного производства ----- от дата материалы дела не содержат.

В целях исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству ----- от дата были направлены постановления от дата об обращении взыскания на денежные средства в кредитные учреждения - банки ООО «ХКФ Банк», АО «Альфа-банк», филиал «Центральный» ПАО «Совкомбанк», Чувашское отделение ----- ПАО СБЕРБАНК. В ходе исполнения требований исполнительного документа с расчетного счета, открытого в Чувашском отделении ----- ПАО СБЕРБАНК на имя ФИО1, были удержаны суммы с дата по дата всего ----- руб----- 43 коп., которые перечислены взыскателям МУП «Теплосеть» и ЗАО «Южный» в рамках сводного исполнительного производства (постановления от дата, от дата, от дата, от дата и от дата).

дата судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г.Чебоксары вынесены постановления о прекращении исполнительных производств ----- от дата и ----- от дата на основании п. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - в связи с отменой судебных приказов от дата, от дата на основании определений мирового судьи судебного участка № 7 Калининского района г. Чебоксары от дата.

Кроме того, постановлениями от дата отменены ранее вынесенные постановления об обращении взыскания на денежные средства должника в ПАО Сбербанк, филиал «Центральный» ПАО «Совкомбанк», АО «Альфа-банк», ООО «ХКФ Банк».

Ленинским РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии возбуждено исполнительное производство ------ИП от дата на основании судебного приказа от дата----- о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию в размере ----- руб. в пользу АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Исполнительный документ – судебный приказ содержал сведения о месте регистрации должника ФИО1 по адресу: адрес.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику Ленинским РОСП г. Чебоксары лишь письмом, датированным дата (ШПИ -----), после обращения ФИО1 о снятии ареста с расчетных счетов, - дата (принято в отделении связи) и вручено должнику дата, ранее не направлялось. В пункте 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения копии постановления.

Между тем, до вручения указанного постановления ФИО1, как должнику в исполнительном производстве, постановления об обращении взыскания на денежные средства были направлены в кредитные учреждения - банки ПАО «Промсвязьбанк»», АО «АЛЬФА-БАНК», филиал «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» ПАО «СОВКОМБАНК», Чувашское отделение ----- ПАО СБЕРБАНК, АО «Тинькоффбанк», что следует из отзывов административного ответчика.

Постановлением Ленинского РОСП г. Чебоксары от дата исполнительное производство ------ИП от дата прекращено на основании п. 5 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с отменой судебного приказа от дата определением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Чебоксары от дата.

Согласно положениям, предусмотренным в статье 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1 статьи).

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).

Частью 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30).

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога (часть 14.1 статьи 30).

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).

Обязанность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения установлена частью 1 статьи 24 Федерального закона от дата № 229-ФЗ.

Согласно части 3 названной статьи Федерального закона извещения, адресованные гражданину, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе, по его месту жительства, месту нахождения или месту работы либо в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, а извещения, направляемые посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, - на абонентские номера, предоставленные Федеральной службе судебных приставов операторами связи.

В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве» повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Если взыскатель или должник не проживает или не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, то повестка, иное извещение направляются по месту жительства гражданина, юридическому адресу организации.

Если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В этом случае адресат считается извещенным.

При отсутствии адресата лицо, доставляющее повестку, иное извещение, отмечает на уведомлении о вручении, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение, или делает отметку об отсутствии таких сведений.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если: 1) адресат отказался от получения повестки, иного извещения; 2) несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу; 3) повестка, иное извещение направлены по последнему известному месту жительства лица, участвующего в исполнительном производстве, или по адресу, сообщенному им в письменной форме судебному приставу-исполнителю для уведомления данного лица (в том числе по адресу электронной почты), или повестка, иное извещение направлены иным способом, указанным таким лицом, однако лицо направленные повестку, иное извещение не получило; 4) извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от дата № 229-ФЗ, пунктами 22, 42, 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата----- «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения требований исполнительного документа вправе, в том числе в срок для добровольного исполнения, совершать отдельные исполнительные действия.

В силу статьи 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, судебным приставом-исполнителем совершаются меры принудительного исполнения, в том числе действия, указанные в исполнительном документе. В числе мер принудительного исполнения - обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

В соответствии с частью 2 статьи 68 Федерального закона меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Представленные в материалы дела сведения из АИС ФССП России с данными о направлении копии постановления о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата (исх. ----- от дата) свидетельствуют о том, что постановление о возбуждении исполнительного производства от дата направлено должнику по истечении срока, предусмотренного частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (дата принято в отделении связи), направлено по адресу, указанному в исполнительном документе (адрес), возвращено без вручения адресату с отметкой «по иным обстоятельствам»; факт получения должником этого постановления не подтверждают, данные о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись сведения об информированности должника о возбужденном в отношении ее исполнительном производстве отсутствуют.

Исследованные материалы дела также позволяют сделать вывод, что постановление о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата должнику не направлялось, то есть требования, предусмотренные частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не выполнены судебным приставом-исполнителем Калининского РОСП г. Чебоксары.

Вместе с тем, судебным приставом-исполнителем были совершены меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника в банке.

Судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г. Чебоксары постановление о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата направлено должнику лишь после совершения мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства должника в банке и вынесения постановления о прекращении исполнительного производства от дата, - в связи с обращением ФИО1 о снятии ареста с расчетных счетов, - дата (принято в отделении связи), вручено должнику дата, что нельзя считать выполнением требований, предусмотренных частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Для целей надлежащего информирования должника о возбужденном исполнительном производстве указанными выше положениями ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также абз. 2 п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утв. Приказом Федеральной службы судебных приставов России от дата-----, определено, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

При этом судебный пристав-исполнитель обязан извещать должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства способом, позволяющим фиксировать направление должнику документов, их получение либо отказ должника от их получения или факт уклонения от их получения. Вышеприведенные нормы позволяют считать сторону исполнительного производства извещенной о вынесенном судебным приставом-исполнителем постановлении в случае наличия подтверждения получения этого постановления или уклонения (отказа) от его получения.

Между тем это требование не было выполнено судебными приставами-исполнителями. Материалами дела подтверждается, что срок направления копий постановлений о возбуждении исполнительных производств, предусмотренный частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», был нарушен, при этом не направлялось постановление о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата, направление постановления о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата после прекращения исполнительного производства также нельзя считать выполнением возложенной на судебного пристава-исполнителя обязанности, предусмотренной частью 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», административный истец - должник в исполнительном производстве в установленном порядке о возбуждении исполнительных производств в установленный срок не была уведомлена. В обращении ФИО1 от дата «о снятии ареста с банковской карты» в УФССП России по Чувашской Республике – Чувашии, направленном для рассмотрения Управлением также в Калининское и Ленинское РОСП г. Чебоксары, содержались данные о месте жительства ФИО1 по адресу: Чувашская Республика, адрес, по которому она зарегистрирована с дата, что следует из паспорта административного истца. Однако, по указанному адресу постановления о возбуждении исполнительных производств не были направлены Калининским РОСП г. Чебоксары. В случаях возврата почтовых отправлений по непонятным причинам судебным приставом-исполнителем следовало принять меры по повторному уведомлению должника о возбуждении исполнительного производства. Как указано выше, в соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если взыскатель или должник не проживает или не находится по адресу, указанному в исполнительном документе, то повестка, иное извещение направляются по месту жительства гражданина. Ленинским РОСП г. Чебоксары постановление по указанному адресу направлено после вынесения постановления о прекращении исполнительного производства дата, тогда как исполнительный документ содержал надлежащие сведения о месте жительства (регистрации) должника.

Факт вручения или уклонения от получения постановления о возбуждении исполнительного производства по правилам части 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ являются началом течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа. Нарушение требований части 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а следовательно, неисполнение предусмотренной законом обязанности по надлежащему доведению до должника ФИО1 сведений о возбуждении исполнительных производств повлекло нарушение права административного истца на добровольное исполнение судебных актов. Не направление, так и несвоевременное направление должнику постановлений о возбуждении исполнительных производств является существенным нарушением требований ч. 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и нарушило права и интересы административного истца на своевременное информирование о ходе исполнительного производства и действиях, совершаемых судебным приставом-исполнителем, в том числе о принятых мерах, повлекло принятие мер принудительного исполнения до истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, что прямо противоречит ч. 2 ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также нарушило право административного истца на оспаривание постановлений, права должника по распоряжению принадлежащим ей имуществом.

Незаконным может быть признано бездействие в случае, когда соответствующее лицо в силу возложенных на него обязанностей должно осуществлять определенные действия.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административными ответчиками допущено незаконное действие (бездействие), выразившееся в не направлении копий постановлений о возбуждении исполнительных производств не позднее дня, следующего за днем вынесения постановлений, по месту жительства (регистрации) должника - стороны исполнительного производства.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица, если установит, что оспариваемые решения, действия, бездействие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.

Вопреки мнению административных ответчиков, по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, у суда не имеется.

На момент рассмотрения дела, списанные со счета денежные средства возвращены ФИО1 Между тем, при установленных судом фактических обстоятельствах, существенном нарушении требований закона, возврат удержанных денежных средств не является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска по следующим основаниям.

Задачами административного судопроизводства являются в том числе правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 3 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой не только нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, но и в том случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий (статья 9 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного спора по правилам главы 22 Кодекса законность оспариваемых действий, решений (бездействия) оценивается на момент их совершения, принятия или на момент, когда от принятия решения либо совершения конкретных действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклонился административный ответчик.

Следовательно, последующее после обращения в суд добровольное удовлетворение административным ответчиком требований административного истца не лишает его права на судебную защиту в виде судебного акта о признании действия (бездействия) незаконным при установлении факта неисполнения требований нормативных правовых актов, на что ориентирует Верховный Суд Российской Федерации.

При таких обстоятельствах доводы административных ответчиков о невозможности удовлетворения требований, поскольку право административного истца восстановлено, в том числе в ходе судебного разбирательства, являются несостоятельными.

На основании изложенного, административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии, Ленинскому РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии, Калининскому РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - Чувашии ФИО3, судебному приставу-исполнителю Калининского РОСП г. Чебоксары УФССП России по Чувашской Республике - ФИО4 Петровичу о признании действий судебных приставов-исполнителей незаконными удовлетворить.

Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Чебоксары, выразившееся в не направлении должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства ------ИП от дата не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, в нарушение части 17 статьи 30 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Калининского РОСП г. Чебоксары, выразившееся в не направлении должнику копий постановлений о возбуждении исполнительных производств ------ИП от дата и ------ИП от дата не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления, в нарушение части 17 статьи 30 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в том числе по месту регистрации должника.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено: дата.

Судья В.В. Савельева

Решение30.09.2022