ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3343/2023 от 12.07.2023 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-3343/2023

УИД 47RS0006-01-2023-002374-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Гатчина 12 июля 2023 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Арикайнен Т.Ю.,

при секретаре Моргун В.А.,

с участием представителя административного истца Светлова А.А., действующего по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Бялковского Владислава Валерьевича к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в присвоении объекту адресации адреса, выраженного в письме от 17.03.2023 № 2,

установил:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административному ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в здании с кадастровым номером , а также расположенного под ним земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>. 13.03.2023 истец обратился через Многофункциональный центр в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – администрация) с заявлением о присвоении помещению адреса и отражения его в ФИАС. Письмом от 17.03.2023 № 2 администрацией отказано в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, поскольку согласно сведениям из ЕГРН, часть здания расположена вне границ земельного участка. Полагает решение незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку случаи и условия для отказа в присвоении адреса помещению, предусмотренные пп. «г» п. 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования объекту адресации адреса. Просит признать незаконным вышеуказанное решение, обязать администрацию принять решение о присвоении помещению адреса.

Административный истец Бялковский В.В., надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил представителя.

Представитель административного истца Светлов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что право собственности истца на помещение, а также право собственности на земельный участок, на котором расположено здание также в установленном порядке зарегистрировано. Из графического раздела выписки ЕГРН свидетельствует, что здание расположено в пределах земельного участка. ЕГРН ведется на основе принципов доступности и достоверности сведений. Отказ является незаконным и нарушает права истца. Здание, в котором расположение помещение, принадлежащее истцу, введено в эксплуатации. В 2003г., когда зарегистрировать право собственности, получить разрешение и ввести его в эксплуатацию, в случае его расположения на двух и более земельных участках, было невозможно.

Представитель административного ответчика, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебно заседание не явилась. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что участок не совпадает с объектом капитального строения, оно выходит за границы. Полагала, что имеется кадастровая ошибка или сдвиг, который часто встречается. Документы, которые послужили основанием для регистрации права, никак не подтверждают наложение границ или выход строения за границы земельного участка. В присвоении адреса отказано, так как объект капитального строительства, в котором находится помещение, принадлежащее административному истцу, выходит за пределы границ земельного участка, что установлено с использованием сведений из ЕГРН и картографических документов. Фактически, здание находится на двух земельных участках. Просила в иске отказать.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав в ходе рассмотрения дела представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из положений п. 34 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» усматривается, что к вопросам местного значения муниципального района отнесены полномочия по присвоению адресов объектам адресации.

Согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации, аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов; размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Согласно пункту 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального закона № 443-ФЗ под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать; объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса установлены «Правилами присвоения изменения и аннулирования адресов», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1221 от 19.11.2014 (далее Правила).

В соответствии с п.5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В силу п.47 Правил обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются страна; субъект Российской Федерации; муниципальный район, муниципальный округ, городской округ или внутригородская территория (для городов федерального значения) в составе субъекта Российской Федерации, федеральная территория; городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на федеральных и межселенных территориях); населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).

Иные адресообразующие элементы применяются в зависимости от вида объекта адресации (п.48).

Пунктами 49 и 50 Правил предусмотрено, что структура адреса земельного участка в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); наименование объекта адресации "земельный участок" и номер земельного участка. Структура адреса здания (строения), сооружения в дополнение к обязательным адресообразующим элементам, указанным в пункте 47 настоящих Правил, включает в себя следующие адресообразующие элементы, описанные идентифицирующими их реквизитами: наименование элемента планировочной структуры (при наличии); наименование элемента улично-дорожной сети (при наличии); тип и номер здания (строения) или сооружения.

Присвоение объектам адресации адреса осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических и юридических лиц, указанных в пп.27, 29 Правил в отношении земельных участков в случаях, предусмотренных п.8 Правил, а именно:

- в отношении помещений в случаях подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение; подготовки и оформления в отношении помещения, являющегося объектом недвижимости, в том числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) и (или) машино-места (машино-мест), документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении (пункт В);

- в отношении объектов адресации, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", в случае отсутствия адреса у указанных объектов адресации или в случае необходимости приведения указанного адреса объекта адресации в соответствие с документацией по планировке территории или проектной документацией на здание (строение), сооружение, помещение, машино-место (пункт Д).

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Бялковский В.В, является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, о чем имеется выписка из ЕГРН (л.д. 8-11).

Указанное помещение находится в здании магазина, 2005 года постройки, с кадастровым номером , присвоенного 06.07.2012, по адресу: <адрес>, как следует из выписки из ЕГРН (л.д. 12-17).

13.03.2023 Бялковский А.Р. обратился в администрацию с заявлением о присвоении адреса в отношении помещения в связи с необходимостью приведения адреса помещения с кадастровым номером , государственный кадастровый учет которого осуществлен в соответствие с с документацией по планировке территории или проектной документацией на здание (строение), сооружение, помещение, машино-место (л.д. 67-79).

Решением администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области № 17 от 17.03.2023 Бялковскому В.В. было отказано в присвоении адреса нежилому помещению с кадастровым номером со ссылкой на п. г п.40 Правил, а именно на указанны пункты 5, 9, 10, в связи с тем, что согласно сведениям из ЕГРН, кртографческим материалам, находящимся в отделе ИСОГД Комитета строительства и градостроительного развития территории администрации Гатчинского муниципального района, часть здания с кадастровым номером расположена вне границ земельного участка с кадастровым номером , в связи с чем присвоить адрес зданию, а соответственно и расположенному в нем помещению с кадастровым номером не представляется возможным (л.д.7).

В обоснование своих возражений административным истцом представлены картографические материалы ИСОГД Комитета строительства и градостроительного развития территорий администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, выписка из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости – здания магазина, в котором расположено помещение Бялковского В.В., сведения о частях земельного участка, на котом расположено вышеуказанное строение, из которых усматривается (л.д. 35-52).

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста начальник сектора ИСОГД Комитета строительства и градостроительного развития территорий администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Котова И.В. в судебном заседании пояснила, что присвоение адресов объектам адресации происходит в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221. Согласно п. 9.1 данных правил, при присвоении адреса помещениям, машино-местам, такие адреса должны соответствовать адресам зданий, строений, сооружений, в которых они расположены. Согласно выписке из ЕГРН, указанное в заявлении Бялковского А. Р. помещение, расположено в здании с кадастровым номером . Согласно п. 9 Правил при присвоении адресов зданиям, строениям, сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующем здания, строения, сооружения». К выписке из ЕГРН помещения приложена графическая часть из технического плана на помещение. Также в этой выписке указано, что помещение находится в границах здания с кадастровым номером . Согласно графическим данным и сведениям БТИ из технического паспорта помещение является частью этого здания. На публичной кадастровой карте видно, что объект находится на земельном участке с кадастровым номером , но при принятии решения использовалась топографическая съёмка, которая содержится в информационной системе, а также ортофотопланы, которые размещены в ГИСОГД ЛО. Эта подоснова с координатами в системе координат. Таким образом, часть здания находится на не разграниченных землях. Это муниципальные земли. Технической ошибки быть не может. Адрес всего здания должен соответствовать адресу земельного участка, на котором он расположен. А в данном случае часть здания выходит за пределы участка, соответственно зданию адрес присвоить не представляется возможным.

В соответствии с пп. 9, 10 Правил при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.

В случае, если зданию (строению) или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, машино-месту, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию (строению) или сооружению.

Из анализа приведенных норм следует, что в силу закона строение следует судьбе земельного участка, поэтому в силу пункта 9 Правил зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства присваиваются адреса земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 40 Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221, в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если:

а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил;

б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;

в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;

г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В обоснование своих доводов административный ответчик ссылается на информацию, полученную с использованием топографической съемки и ортофотопланов, которые размещены в Государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД ЛО). Данная информационная система с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, эксплуатируется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и содержит сведения, документы, материалы о развитии территории, об их застройке, о существующих и планируемых е размещению объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведениях и введена в эксплуатацию в 2018г.

В соответствии со ст.56 Градостроительного кодекса РФ картографической основой государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости.

Вместе с тем, из представленной выписки из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером усматривается, что объект недвижимости с учетным номером расположен в границах данного земельного участка и учтен в качестве объекта недвижимости в границах данного земельного участка (л.д.38-52).

Аналогичная информация следует из представленных стороной истца в ходе рассмотрения дела сведений о характеристиках объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , из которой усматривается, что объект недвижимости с кадастровым номером расположен в пределах данного земельного участка с кадастровым номером .

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с названным федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с данным федеральным законом сведений. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, а также сведений о виде их разрешенного использования (ч.7 ст.1, п.4 ч.5 ст.8 Федерального закона № 218-ФЗ).

Запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана, доказательств незаконности нахождения объекта недвижимости с кадастровым номером 47:25:0107007:18 на земельном участке с кадастровым номером в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах оснований полагать, что объект недвижимости (здание) с кадастровым номером (его часть), в пределах которого расположено помещение с кадастровым номером , расположен вне границ земельного участка с кадастровым номером , не имеется, а потому суд приходит к выводу, что решение от 17.03.2023 № 2 об отказе в присвоении объекту адресации адреса нельзя признать законным и обоснованным, а исковые требования Бялковского В.В. подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Рассматривая требования истца об обязании административного ответчика принять решение о присвоении адреса помещению с кадастровым номером , суд полагает, что возложение на администрацию обязанности о присвоении адреса, что согласно действующему законодательству относится к исключительной компетенции органа государственной власти, и понуждение ответчика к совершению указанных действий, является ограничением права этого органа на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Таким образом, учитывая вышеизложенное и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, на административного ответчика подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 179-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

исковые требования Бялковского Владислава Валерьевича к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным отказа в присвоении объекту адресации адреса, выраженного в письме от 17.03.2023 № 2 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области в присвоении адреса объекту адресации: нежилому помещению с кадастровым номером , оформленный письмом за исх. № 2 от 17.03.2023.

Обязать администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области повторно рассмотреть заявление Бялковского Владислава Валерьевича, зарегистрированное за № 537-А от 13.03.2023, сообщив об этом в суд и административному истцу Бялковскому В.В. в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в порядке подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2023 года.