Дело №2а-3346/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Подушкина О.В.,
при секретаре Козловой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации городского округа «Город Калининград» об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа «<адрес>» об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, обязании устранить допущенное нарушение и в последствии уточнив его, указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома площадью <данные изъяты>.м. по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен принадлежащий истице на праве собственности объект незавершенного строительства с КН №неоконченный строительством индивидуальный жилой дом). С западной стороны указанный земельный участок имеет смежную границу с частью территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м. относящейся к землям находящихся в государственной неразграничеиной собственности. Фактически земельный участок истицы и указанная часть территории кадастрового квартала № является единым объектом землепользования с 1997года, имеет единое ограждение с земельным участком с кадастровым номером №, на указанной части территории расположен колодец, от которого осуществляется водоснабжение дома истицы, кроме того имеется теплица, произрастают плодовые деревья. Указанная часть территории кадастрового квартала фактически используется истицей и членами ее семьи, всегда находилась и находится в хорошем санитарном состоянии, соответствует правилам благоустройства. Иными лицами данная часть территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м. никогда не использовалась. Для оформления прав на часть территории кадастрового квартала № истица обращалась в администрацию городского округа «<адрес>», в том числе в 2012 году. Впоследствии, на основании постановления администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, на испрашиваемую территорию был разработан проект планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес>. Согласно решения администрации городского округа «<адрес>» в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №из-КМИ-21/22754, выражено намерение о предоставлении указанного земельного участка путем перераспределения в случае утверждения проекта межевания территории, при условии, что данным проектом испрашиваемая территория будет предусмотрена для перераспределения с земельным участком истицы. Вышеуказанный проект планировки с проектом межевания прошел публичные слушания и был утвержден постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№. Проектом предусмотрено образование путем перераспределения испрашиваемого истицей земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, полагает, что сам факт утверждения проекта планировки и вынесение постановления об его утверждении подтвердило намерение администрации городского округа «<адрес>» предоставить истице испрашиваемый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства. Однако впоследствии, решением администрации городского округа «<адрес>», выраженном в письме заместителя начальника управления земельных отношений Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и- КМИ-21/7848, на основании пп. 9 п.9. ст. 39.29 ЗК РФ, истице было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с КН №. С данным отказом истица не согласна, полагает его необоснованным, не правомерным и нарушающим ее законные права и интересы. Просила признать незаконным решение административного ответчика, выраженное в письме за подписью заместителя начальника Управления земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), об отказе в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №. Обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1 для чего повторно рассмотреть заявление о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №.
В судебном заседании ФИО1 и ее представители ФИО3 и Ширина Ю.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дали аналогичные пояснения, просили иск, удовлетворить.
Представитель администрации городского округа «<адрес>» ФИО4 с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что действительно администрация городского округа «<адрес>» намерена была предоставить истице земельный участок с частью территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м. относящейся к землям находящихся в государственной неразграничеиной собственности, однако в процессе подготовки соглашения о перераспределении земель было установлено, что из данного земельного участка возможно образовать самостоятельный земельный участок и предоставить его в собственность под ИЖД по программе многодетных семей. Просил в удовлетворении исковых требований, отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Судом установлено, что Истице на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № из земель населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
На указанном земельном участке расположен принадлежащий Истице на праве собственности объект незавершенного строительства с КН № (неоконченный строительством индивидуальный жилой дом).
С западной стороны указанный земельный участок имеет смежную границу с частью территории кадастрового квартала № площадью <данные изъяты> кв.м. относящейся к землям находящихся в государственной неразграничеиной собственности.
Указанная часть территории кадастрового квартала фактически используется Истицей и членами ее семьи.
Для оформления прав на часть территории кадастрового квартала № истица обращалась в администрацию городского округа «<адрес>».
На основании постановления администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, на испрашиваемую территорию был разработан проект планировки с проектом межевания в его составе в границах <адрес>.
Согласно решения администрации городского округа «<адрес>» в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №из-КМИ-21/22754, выражено намерение о предоставлении указанного земельного участка путем перераспределения при утверждении проекта межевания территории, при условии, что данным проектом испрашиваемая территория будет предусмотрена для перераспределения с земельным участком истицы.
Вышеуказанный проект планировки с проектом межевания прошел публичные слушания и был утвержден постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Проектом предусмотрено образование путем перераспределения испрашиваемого истицей земельного участка площадью 1083 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
Однако впоследствии, решением администрации городского округа «<адрес>», выраженном в письме заместителя начальника управления земельных отношений Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и- КМИ-21/7848 Истице было отказано в заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, и земельного участка с КН № на основании пп. 9 п.9. ст. 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков:
1) из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;
2) из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам;
3) в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии;
4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
5) для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Из оспариваемого решения Комитета следует, что основанием отказа в согласовании соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности Истце было отказано на основании пп. 9 п.9. ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ следует, что в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
Оспариваемое законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным (пункт 10 статьи 39.29 того же Кодекса).
Основания и порядок перераспределения земельных участков и государственных, муниципальных и неразграниченных земель регламентированы главой 5.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и являются исчерпывающими.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Согласно п. 9 ст. 26 решения городского Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ 3339 «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "<адрес>" предельный максимальный размер земельного участка под размещение объектов капитального строительства, под существующими объектами (в том числе существующими жилыми домами (объектами индивидуального жилищного строительства), гаражами) устанавливается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Размер земельного участка, образуемого в отсутствии проекта межевания территории, принимается в соответствии с градостроительным регламентом.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 39:156130702 по <адрес> в г.<адрес>ю 447 кв.м., таким образом из него возможно образовать самостоятельный земельный участок под ИЖД.
То обстоятельство, что администрация городского округа «<адрес>» изначально намерена была заключить с истицей соглашение о перераспределении земельных участков, проект планировки с проектом межевания прошел публичные слушания и был утвержден постановлением администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, не означает, по мнению суда, что в результате окончательного рассмотрения данного вопроса такое соглашение должно быть заключено в нарушение требований ЗК РФ.
Доводы стороны Истицы о том, что решение об отказе в перераспределении земельных участков не мотивирован, суд находит несостоятельными поскольку в оспариваемом ответе указано на конкретную норму статьи Земельного кодекса РФ по основаниям которого Истице и было отказано в заключении соглашения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд чрез Ленинградский районный суд <адрес> в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.В. Подушкин