Дело №2а-3347/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Мусатовой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лисовой В.В.,
с участием:
административного истца ФИО1, ее представителя ФИО2,
представителей административного ответчика Управления Росреестра по Московской области ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании незаконным решения Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным решение Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области КУВД-001-2021-13512474/3 от 16.07.2021 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер>; обязать Межмуниципальный отдел по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области устранить допущенные указанным решением нарушения прав и законных интересов путем осуществления государственного кадастрового учета уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер> согласно представленному межевому плану.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что с 19.05.1997 она является собственником земельного участка <номер> с кадастровым <номер> (ранее кадастровый <номер>) заявленной площадью 600 кв.м, расположенного по <адрес>, вид разрешенного использования «для садоводства». Участок был передан истцу по договору дарения земельного участка от 16.05.1997 №1705 ее матерью Л., владеющей данным земельным участком с момента его формирования 06.12.1994.
Председатель СНТ «Энергия» сообщил административному истцу, что у нее свидетельство на право собственности образца 1997 года, и, несмотря на давность владения участком в пределах СНТ «Энергия», нет ни одного акта межевания, и что ей нужно уточнить границы земельного участка, поскольку он является крайним, все владельцы участков уже осуществили межевание, попросив ее привести документы в соответствие.
При отсутствии в кадастре сведений о границах земельного участка владелец такого земельного участка вправе обратиться с заявлением об уточнении описания местоположения границ земельного участка и его площади.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.09.2020 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым <номер>, указано, что граница земельного участка не установлена.
Административный истец получила в ООО «Московское областное бюро инженерно-технического сервиса «Землемер» межевое дело на электронном носителе (CD-диск), заверенным электронной подписью кадастрового инженера, сопроводительную записку, и 24.09.2020 через МАУ МФЦ обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете с уточнением площади и описания местоположения границ своего земельного участка с кадастровым <номер> в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, межмуниципальный отдел по г.Серпухову и Серпуховскому району Управления Росреестра по Московской области, от которого получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 05.10.2020 в связи с техническими неточностями, а именно: «п. 20, 20.1 ч. 1 ст. 26218-ФЗ: Равенство координат смежных ЗУ; Уточняемый земельный участок <номер>: Точка [2188799.97, 378752.11] не совпадает с точкой [2188799.97, 378752.10] ЗУ <номер> (1); п. 7 ч. 1 ст. 26218-ФЗ: Полное вхождение в кадастровый квартал; Уточняемый земельный участок <номер>: ЗУ не полостью входит в границу КК <номер>. ЗУ пересекает КК <номер>. Точность проведения проверки: 0.10; п. 7 ч. 1 ст.26 218-ФЗ: - в соответствии с актуальными сведениями ЕГРН декларированная площадь земельного участка с к.н. <номер> – 600 кв.м., исходя из сведений межевого плана уточненная площадь участка составила – 762 кв.м. … в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует достаточное обоснование разночтения площади декларированной и уточненной испрашиваемого земельного участка». Административному истцу было предложено устранить недостатки в срок до 05.01.2021.
Административный истец обратилась в МОБТИ ООО «Землемер» с просьбой переделать межевой план и устранить вышеуказанные недочеты. 26.10.2020 административный истец вновь подала исправленные документы, но в ответ получила уведомление от 05.11.2020 о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения в связи с тем, что они не соответствуют требуемому формату. В МОБТИ ООО «Землемер» административному истцу разъяснили отказ в рассмотрении тем, что формат не соответствовал из-за того, что в Росреестре поменяли программу на новую и что многие стали сталкиваться с подобной проблемой.
После изменения формата 17.12.2020 административный истец вновь подала переделанные в соответствии с требованиями документы, в ответ получила уведомление от 22.12.2020 о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета до 11.01.2021, хотя причины были устранены геодезической компанией.
Административный истец снова обратилась в МОБТИ ООО «Землемер» с просьбой привести документы в соответствие с требуемыми нормами.
После технических изменений кадастровым инженером межевого плана в соответствии с требованиями Росреестра, 16.03.2021 через МАУ МФЦ административный истец вновь подала заявление о государственном кадастровом учете с уточнением границ и площади своего земельного участка, но Росреестр вновь вернул документы без рассмотрения в связи с несоответствием формату, так как диск не прочитался. Хотя в МФЦ административному истцу сообщили, что все нормально загрузилось.
Административным истцом совместно с геодезической компанией была проведена работа по сбору дополнительных документов и включению их в межевое дело, а именно 15.05.2021 было проведено Общее собрание членов СНТ «Энергия», на котором принято решение о подтверждении полномочий Председателя СНТ «Энергия» ФИО5 подписывать Акты согласования местоположения границ земельного участка общего пользования СНТ и смежных с ним земельных участков в соответствии со ст. 39 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а также в соответствии со ст. 19 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» и Уставом на выдачу и согласование документов и справок, касающихся земельных участков, принадлежащих СНТ «Энергия» и его членам для предоставления в любые государственные и иные органы по месту требования, в том числе по ранее подписанным документам; а также принято решение о подтверждении члену СНТ «Энергия» ФИО1 уточненных границ земельного участка <номер> с кадастровым <номер>, принадлежащего ей на праве собственности согласно свидетельству серии РФ XXVI 50-32-15 №0083288, расположенного в пределах границ СНТ «Энергия» по <адрес>, установленных и обозначенных кадастровым инженером ООО «МОБИТС «ЗЕМЛЕМЕР» в Акте согласования местоположения границ земельного участка с уточненной площадью не 0,6 га, как было ранее без измерения приблизительно указано в документах, а 0,762 га, с учетом того, что внешняя граница данного земельного участка совпадает с окружным ограничительным забором, принадлежащим СНТ «Энергия», а также, что эти границы земельного участка соответствуют границам фактически переданного собственнику земельного участка в 1994 году на основании Постановления Главы Администрации Серпуховского района № 642 от 17.17.1994, межевание и измерение площади переданного в 1994 году земельною участка не производилось из-за крайнего его расположения, с момента определения и установления границ данного земельного участка до сегодняшнего дня они не были изменены, а также подтверждение факта владения ФИО1 данным земельным участком более 15-ти лет». Таким образом, этот недочет, препятствующий, по мнению административного ответчика, государственному кадастровому учету был устранен.
Возражает против довода административного ответчика о том, что межевой план не соответствует требованиям Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и составе сведений межевого плана, требований к его подготовке, так как в представленном межевом плане имеется обоснование местоположения границ земельного участка (изменения площади) в виде связного текста в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера», была вся исчерпывающая информация, устраняющая последний недочет, препятствующий, по мнению административного ответчика, государственному кадастровому учету.
Таким образом, все причины, препятствующие, по мнению административного ответчика, осуществлению государственного кадастрового учета были устранены; межевой план был оформлен в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
После устранения причин, послуживших поводом приостановления государственного кадастрового учета, 12.07.2021, административный истец вновь подала собранные подтверждающие документы с новым межевым планом, через МАУ МФЦ в Росреестр для осуществления кадастрового учета земельного участка, но получила уведомление об отказе государственного кадастрового учета №КУВД-001/2021-13512474/3 от 16.07.2021 с указанием на истечение срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, указанных в уведомлении от 16.04.2021.
Административный истец считает, что на дату подачи дополнительных документов все требуемые ответчиком к устранению недостатки по факту были устранены и поданы в установленный срок, в связи с чем считает решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка незаконным, неправомерным и необоснованным, противоречащим требованиям действующего законодательства РФ, нарушающим ее права и законные интересы.
Административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований. Представитель административного истца полагал, оспариваемое решение административного ответчика незаконным, поскольку все недостатки, указанные в уведомлении о приостановлении кадастрового учета были устранены, документы представлены административному ответчику 12.07.2021, уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета административным истцом получено не было. Также пояснил, что спорный земельный участок с момента предоставления его правопредшественнику административного истца и до настоящего времени имеет неизменные фактические границы, непосредственно примыкает к окружному забору СНТ. Отображенной в генеральном плане дороги, проходящей между окружным забором СНТ и спорным земельным участком, фактически не существовало и не существует в настоящее время. Однако изменения в генеральный план не вносились. При формировании земельных участков измерения производились приблизительно, в связи с чем произошло смещение границ. Земельный участок истца является крайним, приращение площади вызвано его расположением. В настоящее время границы земельных участков, расположенных в одном ряду со спорным земельным участком, поставлены на кадастровый учет. В случае отказа в осуществлении кадастрового учета границ земельного участка административного истца в соответствии с представленным межевым планом, неизбежно возникновение споров о границах иных земельных участков в СНТ. Административный истец будет вынужден обращаться в суд с иском о признании права собственности на данный земельный участок в силу приобретательной давности.
Представители административного ответчика ФИО4, ФИО3 в судебном заседании возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (т.1, л.д.123-131).
Представитель заинтересованного лица СНТ «Энергия» в судебное заседание не явился, извещен, каких-либо ходатайств, возражений по иску не представил.
При изложенных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.
Выслушав административного истца и ее представителя, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 03.02.1993 ПТО ГХ г.Серпухова выдано свидетельство МО-32-15-418 на право бессрочного (постоянного) пользования землей в <адрес> для коллективного садоводства площадью 6,7 га (т.1, л.д. 17).
16.05.1997 Л. подарила ФИО1 принадлежащий ей по праву собственности земельный участок с кадастровым номером № МО-32-15-418-32, в границах плана (чертежа), прилагаемого к договору дарения земельного участка, площадью 600 кв.м, находящийся в садоводческом товариществе «Энергия», участок <номер>, расположенном в <адрес> на землях запаса, находящийся в ведении Администрации Серпуховского района Московской области, предоставленный для садоводства (т.1, л.д. 11 – копия договора дарения земельного участка, л.д. 12 – копия плана). ФИО1 было выдано свидетельство на право собственности на землю Серии РФ XXVI 50-32-15 №083288 (т.1, л.д. 10).
Из выписки из ЕГРН от 06.12.2018 усматривается, что граница земельного участка с кадастровым <номер> не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; правообладатель ФИО1, площадь 600 кв.м, номер кадастрового квартала <номер> (т.1, л.д. 13).
Кадастровым инженером В. составлен акт согласования местоположения границы земельного участка с кадастровым <номер>, площадь – 759 кв.м (т.1, л.д. 14).
Из справки председателя СНТ «Энергия» от 15.09.2020 усматривается, что граница принадлежащего члену СНТ «Энергия» ФИО1 земельного участка <номер>, принадлежащего ей праве собственности и расположенного в пределах границ СНТ «Энергия» по <адрес>, установленные и обозначенные кадастровым инженером ООО «МОБИТС «ЗЕМЛЕМЕР» с к.н. <номер>, соответствуют фактически переданному собственнику земельному участку в 1994 году на основании Постановления Главы Администрации Серпуховского района № 642 от 17.06.1994 г. Межевание и измерение площади переданного в 1994 году земельного участка не производились. Для получения правоустанавливающих документов применялась заявленная площадь в размере 600 кв.м, которая являлась приблизительной из-за его крайнего расположения. СНТ «Энергия» признает право собственности на весь земельный участок ФИО1 с к.н. <номер> в границах межевания, зафиксированных ООО «МОБИТС «ЗЕМЛЕМЕР». Внешняя граница земельного участка совпадает с окружным забором, принадлежащим СНТ «Энергия». Весь земельный участок с к.н. <номер>, имеющий фактическую площадь 762 м2, находится в границах СНТ «Энергия» (т.1, л.д. 32).
Решением Общего собрания СНТ «Энергия» от 15.05.2021 подтверждены полномочия председателя СНТ «Энергия» С. подписывать акты согласования местоположения границ и согласовывать местоположения границ земельного участка общего пользования СНТ и смежных с ним земельных участков в соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», а также в соответствии со ст. 19 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и Уставом на выдачу и согласование документов и справок, касающихся земельных участков, принадлежащих СНТ «Энергия» и его членам для предоставления в любые государственные и иные органы по месту требования, в том числе по ранее подписанным документам. Также подтверждены члену СНТ «Энергия» ФИО1 уточненные границы земельного участка <номер> с к.н. <номер>, принадлежащего ей на праве собственности согласно свидетельству серия РФ XXVI 50-32-15 №0083288, расположенного в пределах границ СНТ «Энергия» по <адрес>, установленных и обозначенных кадастровым инженером ООО «МОБИТС «ЗЕМЛЕМЕР» в Акте согласования местоположения границ земельного участка с уточненной площадью не 0,6 га, как было ранее без измерения приблизительно указано в документах, а 0,762 га, с учетом того, что внешняя граница данного земельного участка совпадают с окружным ограничительным забором, принадлежащим СНТ «Энергия», а также, что эти границы земельного участка соответствуют границам фактически переданного собственнику земельного участка в 1994 году на основании Постановления Главы Администрации Серпуховского района № 642 от 17.17.1994, межевание и измерение площади переданного в 1994 году земельного участка не производилось из-за крайнего его расположения, с момента определения и установления границ данного земельного участка до сегодняшнего дня они не были изменены, а также подтверждение факта владения ФИО1 данным земельным участком более 15-ти лет (т.1, л.д. 33-34).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 05.10.21020 №КУВД-001/2020-16463465/1 о приостановлении государственного кадастрового учета до 05.01.2021 усматривается, что причиной приостановления послужило следующее:
п. 20, 20.1 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: Равенство координат смежных ЗУ;
Уточняемый Земельный участок <номер>: Точка [2188799.97, 378752.11] не совпадает с точкой [2188799.97, 378752.10] ЗУ <номер>(1);
п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: Полное вхождение в кадастровый квартал;
Уточняемый Земельный участок <номер> : ЗУ не полностью входит в границу КК <номер>. ЗУ пересекает КК: <номер>. Точность проведения проверки: 0.10;
п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: - в соответствии с актуальными сведениями Единого государственного реестра недвижимости декларированная площадь земельного участка с кадастровым <номер> - 600 кв.м, исходя из сведений межевого плана уточненная площадь участка составила -762 кв.м (т.1, л.д. 40).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 05.11.2020 № КУВД-001/2020-21257388/1 усматривается, что возвращены без рассмотрения документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 26.10.2020, представленных для государственного кадастрового учета, в связи со следующим: заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования: уточняемый Земельный участок <номер> Обнаружено пересечение с ЗУ <номер> в обращении КУВД-001/2020-16463465 по сведениям из Межевого плана (т.1, л.д. 41).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 22.12.2020 №КУВД-001/2020-16463465/2 усматривается, что не устранены причины приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка, с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, документы для осуществления которого были представлены в орган регистрации прав с заявлением от 24.09.2020 № КУВД-001/2020-16463465, указано о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету до 11.01.20211 (т.1, л.д. 42).
В уведомлении административного ответчика в адрес административного истца от 11.01.2021 №КУВД-001/2020-16463465/4 указано об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с истечением 11.01.2021 срока приостановления, указанного в направленном заявителю уведомлении от 30 декабря 2020 КУВД-001/2020-16463465/3 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) <номер>, и неустранением приведенных в данном уведомлении причины (причин), препятствующей(их) осуществлению государственного кадастрового учета, в том числе:
п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: Полное вхождение в кадастровый квартал;
Уточняемый Земельный участок <номер> : ЗУ не полностью входит в границу КК <номер>. ЗУ пересекает КК: <номер>. Точность проведения проверки: 0,10;
п. 7 ч. 1 ст. 26 218-ФЗ: - в соответствии с актуальными сведениями Единого государственного реестра недвижимости декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером 50:32:0040251:75 - 600 кв.м, исходя из сведений межевого плана уточненная площадь участка составила-762 кв.м (т.1, л.д. 43).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 23.03.2021 №КУВД-001/2021-9512433/1 усматривается, что возвращены без рассмотрения документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации права от 16.03.2021, поскольку заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования (т.1, л.д. 44).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 16.04.2021 № КУВД-001/2021-13512474/1 усматривается, что до 16.07.2021 приостановлен государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) <номер>, документы на который были представлены с заявлением от 08.04.2021, поскольку: в нарушение части 4 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», представленный протокол общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ), не подтверждает полномочия председателя действовать в интересах членов СНТ по вопросам согласования местоположения границ земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования. Межевой план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее - Требования). В представленном межевом плане отсутствует обоснование местоположения границ земельного участка (изменение площади) в виде связного текста в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера». В соответствии с п.70 Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документе приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территорий сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карг (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. В соответствии с п. 20 Требований, для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка). Указано, что документы, включенные в состав Приложения межевого плана, не подтверждают обоснование происхождения местоположения уточненных границ земельного участка (т.1, л.д. 45).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 13.07.2021 №КУВД-001/2021-13512474/2 усматривается, что в связи с представлением заявления и документов от 12.07.2021 №КУВД-001/2021-28497415 для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, заявитель уведомляется о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес>, документы на который (которые) были представлены вместе с заявлением от 08.04.2021 КУВД-001/2021-13512474 (т.2, л.д. 3). Данное уведомление передано в МАУ МФЦ согласно акту приема-передачи документов от 13.07.2021 (т.1, л.д. 133).
Из уведомления административного ответчика в адрес административного истца от 16.07.2021 №КУВД-001/2021-13512474/3 усматривается, что отказано в государственном кадастровом учете в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала (смежных кадастровых кварталов) <номер>, документы на который (которые) были представлены вместе с заявлением от 08.04.2021 КУВД-001/2021-13512474, в связи с истечением 16.07.2021 срока приостановления, указанного в уведомлении от 16.04.2021 (л.д. 46).
В материалы дела представлены выписка из ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Энергия» (т.1, л.д. 18-21), копии постановлений Главы Серпуховского района Московской области от 05.04.2005 №455 (т.1, л.д. 22), от 02.02.1993 №105 (т.1, л.д. 23), от 09.07.1993 №823 (т.1, л.д. 24), от 17.06.1994 №642 (т.1, л.д. 25, 26-28), копия протокола общего собрания членов садоводческого товарищества «Энергия» от 27.10.93 (т.1, л.д. 28об-29), копия плана территории из проекта планировки и застройки коллективного садоводства ПТО городского хозяйства в <адрес> от 1992 года (т.1, л.д. 30-31, 119). Копия реестрового дела <номер> (т.1, л.д.135-236, т.2, л.д. 1-100).
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как следует из частей 1, 2 и 9 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, указанных статье 26 Федерального закона № 218-ФЗ, является основанием в силу статьи 27 этого закона к принятию органом регистрации прав решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 43 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка). Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Правила настоящей части применяются также в случае, если в связи с образованием земельных участков одновременно осуществлено уточнение местоположения части (частей) границ других земельных участков, которая является общей частью (которые являются общими частями) границ образуемого земельного участка.
Основания для проведения кадастрового учета являются в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования). В соответствии с п.70 Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.
Согласно требованиям ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно п.4.2, ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон о кадастровой деятельности), при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.
В соответствии с ч.10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч.3 ст.39 Закона о кадастровой деятельности согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Из представленных документов, сведений ЕГРН следует, что административному истцу принадлежит земельный участок с кадастровым <номер> площадью 600 кв.м., его границы и характеристики определены в соответствии с договором Дарения от 16.05.1997 и прилагаемым к нему планом, в соответствии с которым земельный участок имеет границы смежные с земельными участками физических лиц и СНТ «Энергия». Вместе с тем в представленном межевом плане земельный участок имеет смежную границу от т.н1 до т.2, от т.5 до т.н6, от т.н6 до т.н7, от т.н7 до т.н.1 с земельным участком с кадастровым <номер>.
В акте согласования местоположения границ земельного участка кадастровым инженером согласована граница от т.н1 до т.2, от т.5 до т.н6, от т.н6 до т.н7, от т.н7 до т.н.1 с председателем СНТ «Энергия». При этом в ЕГРН отсутствуют сведения о земельном участке с кадастровым <номер>, СНТ «Энергия» не является лицом, обладающим указанным смежным участком.
СНТ «Энергия» является правообладателем земельного участка с кадастровым <номер> (от т. 4 до т.5), который, по сведениям межевого плана, является смежным к земельному участку с кадастровым <номер> от т. 4 до т.5, что не соответствует сведениям о смежных земельных участках, содержащихся в плане, прилагаемом к Договору дарения земельного участка от 16.05.1997 и Генеральному плану СНТ «Энергия», представленному заявителем совместно с межевым планом.
В заключении кадастрового инженера и Справке СНТ «Энергия» от 15.09.2020 указано, что внешняя граница земельного участка административного истца совпадает с окружным забором СНТ «Энергия». Однако, в соответствии планом, прилагаемом к Договору дарения земельного участка от 16.05.1997 и Генеральным планом СНТ «Энергия» указанная граница земельного участка имеет смежным земельный участок, относящийся к землям СНТ «Энергия».
Таким образом, представленные документы не обосновывают изменение площади и конфигурации земельного участка в связи с уточнением местоположения его границ.
По результатам рассмотрения представленных ФИО1 документов административным ответчиком было вынесено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.04.2021 № КУВД-001/2021-13512474/1, с целью устранения указанных в данном уведомлении недостатков 12.07.2021 ФИО1 в адрес административного ответчика были представлены документы. Однако 13.07.2021 административным ответчиком вынесено Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета. Указанные уведомления от 16.04.2021 и от 12.07.2021 административным истцом не оспаривались и не являются предметом рассмотрения в рамках настоящего административного дела.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 16.04.2021, Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области в соответствии с положениями ст.27 Федерального закона №218-ФЗ вынесено оспариваемое решение от 16.07.2021 №КУВД-001/2021-13512474/3 об отказе государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Таким образом, разрешая настоящий спор, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемое решение вынесено административным ответчиком в пределах своих полномочий, в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. В связи с изложенными обстоятельствами не имеется оснований для признания незаконным решения Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области КУВД-001-2021-13512474/3 от 16.07.2021 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер>.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ отказ в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области исключает возможность возложения на административного ответчика каких-либо обязанностей по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению.
В связи с вышеизложенным, суд также отказывает в удовлетворении требований административного истца об обязании Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер> согласно представленному межевому плану.
Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемого решения административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, постольку суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 о признании незаконным решения Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области КУВД-001-2021-13512474/3 от 16.07.2021 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер>; обязании Межмуниципального отдела по Серпуховскому и Ступинскому районам Управления Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет уточненной площади и описания местоположения границ земельного участка с кадастровым <номер> согласно представленному межевому плану – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: С.Ю.Мусатова
Мотивированное решение составлено 14.02.2022