РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2016 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Бирюковой Ю.В.,
при секретаре Соколовой Е.А.,
с участием административного истца – адвоката коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области Яковлева Е.И.,
представителя административного ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы административное дело №2а-3348/16 по административному исковому заявлению адвоката коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области Яковлева ФИО9 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании действий об отказе в предоставлении информации незаконными и обязании предоставить информацию,
установил:
Яковлев Е.И., являясь адвокатом коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании действий об отказе в предоставлении информации незаконными и обязании предоставить информацию по направленному им запросу. Свои требования мотивировал тем, что им, в рамках защиты гр.ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ и на основании ст.6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», был направлен запрос в Управление ГИБДД УМВД России по Тульской области о количестве стоящих на учете автомобилей марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, с начальными цифрами регистрационного знака «<данные изъяты> Указанные сведения необходимы ему для составления и приобщения их к жалобе на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. На его запрос о предоставлении указанной информации Управление УМВД России по Тульской области ответило отказом, сославшись на положения Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Федерального закона «О персональных данных». Считает данный отказ незаконным, поскольку нормы перечисленных административным ответчиком законов не содержат запрета на предоставление подобной информации и не предоставляют права органам ГИБДД отказывать в предоставлении подобной информации по адвокатскому запросу. Учитывая, что запрос не содержал просьбы сообщить сведения о владельцах транспортных средств, ссылка органов ГИБДД на Федеральный закон «О персональных данных» также является неправомерной. Считает, что своим отказом в предоставлении перечисленных сведений административный ответчик нарушил его права на возможность сбора сведений, необходимых для оказания юридической помощи, предусмотренных ч.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и в целом на доступ к правосудию.
Административный истец – адвокат коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области Яковлев Е.И. в судебном заседании заявленные им административные исковые требований поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании действий об отказе в предоставлении информации незаконными и обязании предоставить информацию, возражала, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав объяснения административного истца, мнение представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (часть 4 статьи 218 КАС РФ).
Согласно подп.1 п.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.
Статьей 6.1 упомянутого Федерального закона установлено, что адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.
Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.
В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если: субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями; нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке; запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Яковлев Е.И., являясь адвокатом коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области, на основании п.3 ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ направил в УГИБДД УМВД России по Тульской области адвокатский запрос о количестве стоящих на учете автомобилей марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, с начальными цифрами регистрационного знака «<данные изъяты>».
Из содержания запроса следует, что данные сведения необходимы для представления интересов гр.ФИО7 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ.
К адвокатскому запросу был приложен ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого представлена в материалы административного дела.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ за подписью начальника РОИО ГИБДД УМВД России по Тульской области ФИО6 в предоставлении данных сведений отказано со ссылкой на ст.ст.8, 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ст.7 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
В силу приведенных положений ст.ст.8, 9 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч.1 ст.8).
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч.2 названной правовой нормы).
В соответствии с п.10 ст.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
На основании ст.7 Федерального закона «О персональных данных» в обязанность операторов и иных лиц, получивших доступ к персональным данным, входит не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188, к сведениям конфиденциального характера относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
Кроме того, к персональным данным относятся сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий. В отношении данной информации законодательством установлен особый порядок ее раскрытия.
Так, в силу пункта 52 Приказа МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 «О порядке регистрации транспортных средств», сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий, на основании письменного запроса выдаются: судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации; подразделениям Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них задач.
Проверяя правомерность отказа в удовлетворении адвокатского запроса, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемые адвокатом сведения относятся к персональным данным, конфиденциальность которых обеспечивается в соответствии со ст.7 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Положения ст.6 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» предоставляют адвокатам право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, однако данное правомочие должно реализовываться с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, охраняемых в частности Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Учитывая, что в материалах отсутствуют и стороной административного истца не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что собственники транспортных средств марки «<данные изъяты>», <данные изъяты> года выпуска, с начальными цифрами регистрационного знака «<данные изъяты>» дали согласие на распространение и предоставление информации о них и принадлежащем им имуществе третьим лицам, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа должностного лица ГИБДД УМВД России по Тульской области.
Кроме того, отказ должностного лица ГИБДД УМВД России по Тульской области в исполнении адвокатского запроса не препятствовал реализации адвокатом Яковлевым Е.И. права на оказание юридической помощи, не нарушает такого права, поскольку он не был лишен возможности при рассмотрении судом конкретного дела ходатайствовать об истребовании доказательств, в том числе указанных сведений.
При указанных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений правовых норм суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований адвоката коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области Яковлева Е.И. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании действий об отказе в предоставлении информации незаконными и обязании предоставить указанную информацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований адвоката коллегии адвокатов Советского района города Тулы Тульской области Яковлева ФИО11 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области о признании действий об отказе в предоставлении информации незаконными и обязании предоставить информацию, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательно форме.
Председательствующий Ю.В.Бирюкова
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2016 года.
Председательствующий Ю.В.Бирюкова