ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-334/2022 от 13.01.2022 Раменского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-334/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2022 года г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Аладина Д.А.,

при секретаре Громовой Е.В.,

с участием представителя административного истца Аталиковой Э.А., представителя административного ответчика Овчаровой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Рыжак О. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации права и обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения об отказе государственной регистрации права и обязании осуществить государственную регистрацию перехода права собственности.

В обоснование административного иска указано, что <дата>. между административным истцом и Чорна О.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью <...>., с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилой дом. Участок находится примерно в <...>., по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: участок <номер>. Обременений объекта недвижимости не имеется. <дата>. административный истец через Люберецкий МФЦ МУ городского округа Люберцы Московской области обратился в Управление Росреестра по МО с заявлением <номер> о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок, представив к заявлению договор купли-продажи земельного участка от <дата>., брачный договор от <дата>. <дата>. административным ответчиком вынесено уведомление <номер> об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении, а именно: в базе технологических предупреждений ЕГРН содержится запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, с кадастровым номером <номер> Уведомлять налоговый орган (Управление ФНС России по г. Москве) о поступающих заявлениях об изменении собственника вышеперечисленного имущества или о его обремени правами третьих лиц. Указанное воздействие до настоящего времени не прекращено, что препятствует государственной регистрации перехода права собственности. Полагает, что указанное решение является незаконным, поскольку противоречит ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 26, 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Административный истец Рыжак О.С. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Представитель административного истца Аталикова Э.А. в судебном заседании поддержала административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по доверенности Овчарова Е.Г., возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо – Чорна О.Н. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, представила письменный отзыв, которым поддержала административный иск по основаниям, изложенным в заявлении.

Исследовав материалы дела, выслушав явившиеся стороны, суд приходит к выводу об обоснованности требований административного истца по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 13 ГК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта или решения, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как указано в ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, <дата>. между Рыжак О.С. и Чорна О.Н. заключен договор купли-продажи земельного участка, площадью <...> с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилой дом. Участок находится примерно в <...>., по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: участок <номер>.

<дата>. административный истец через Люберецкий МФЦ МУ городского округа Люберцы Московской области обратился в Управление Росреестра по МО с заявлением <номер> о государственной регистрации перехода права собственности на вышеуказанный земельный участок, представив к заявлению договор купли-продажи земельного участка от <дата>., брачный договор от <...>

<дата>. административным ответчиком вынесено уведомление <номер> об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, ввиду не устранения недостатков, указанных в уведомлении, а именно: в базе технологических предупреждений ЕГРН содержится запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, с кадастровым номером <номер> Уведомлять налоговый орган (Управление ФНС России по г. Москве) о поступающих заявлениях об изменении собственника вышеперечисленного имущества или о его обремени правами третьих лиц. Указанное воздействие до настоящего времени не прекращено, что препятствует государственной регистрации перехода права собственности.

Конституция РФ в ст. 35 провозглашает, что право частной собственности охраняется законом (ч. 1), что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2), что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3).

Данные законоположения развиваются в нормах ГК РФ, закрепляющих в ст. 209, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1), что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имуществов собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2), а в ст. 212, - что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1), что имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (п. 2).

В п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам отнесены, в частности, жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

На основании п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Согласно п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

При этом порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 ГК РФ), которым является Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

Государственная регистрация перехода права собственности по заявлению административного истца была приостановлена административным ответчиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с ч. 9 ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.

В соответствии с п. 3 ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по основанию, указанному в п. 9 ч. 1 ст. 26, приостанавливается на срок до устранения причин, препятствующих их осуществлению, но не более чем на один месяц.

Как следует из представленной административным ответчиком копии дела правоустанавливающих документов, документом, послужившим основанием для приостановления (и последующего отказа в осуществлении) государственной регистрации, Управление ФНС России по г. Москве обратилось к административному ответчику с письмом, в котором сообщили о наличии имущественного спора в отношении вышеуказанного имущества, а так же обратились с просьбой внести в ЕГРН запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на указанный объект недвижимости и уведомлять налоговый орган о поступающих заявлениях об изменении собственника указанного имущества

Административный ответчик на основании указанного письма приостановил государственную регистрацию на срок до <дата>., направил запрос в Управление ФНС России по г. Москве о предоставлении акта об отмене обеспечительных мер, а по истечении срока приостановления, не получив ответ на запрос - отказал административному истцу в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

В силу прямого указания в п. 8 ст. 8.1 ГК РФ отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Согласно части 1 статьи 35 данного Федерального закона запись о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости вносится в Единый государственный реестр недвижимости на основании заявления лица, право собственности которого в Едином государственном реестре недвижимости было зарегистрировано ранее (далее в настоящей статье - предшествующий правообладатель), в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления.

В соответствии с частью 2 статьи 37 указанного Федерального закона в случаях, если право на объект недвижимости оспаривается в судебном порядке, в Единый государственный реестр недвижимости в срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись о том, что в отношении такого права заявлено право требования со стороны конкретного лица.

Вместе с тем, в силу ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости при отсутствии иных причин, препятствующих государственной регистрации прав на него, не является основанием для приостановления государственной регистрации прав на него и отказа в ее осуществлении.

Таким образом, суд приходит к выводу о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца отказом административного ответчика в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу п. 1 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Пунктом 2 ст. 14 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания для осуществления государственной регистрации прав, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества.

Заключенный административным истцом и Чорна О.Н. договор купли-продажи недвижимого имущества является действующим, никем не оспорен, его стороны путем подачи соответствующих заявлений обратились к административному ответчику за государственной регистрацией перехода прав собственности.

В соответствии со ст. 29 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.

Ст. 26 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает основания и сроки приостановления осуществления государственной регистрации прав.

В соответствии со ст. 27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 ФЗ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из материалов дела, основанием для приостановления государственной регистрации и последующего отказа в государственной регистрации явилось письмо Управления ФНС России по г. Москве. Запись в ЕГРН о наличии в отношении недвижимого имущества ограничений прав и обременений имущества (прав на имущество) отсутствует, о чем свидетельствует представленная административным истцом выписка из ЕГРН.

Принимая во внимание, что ограничения прав на недвижимое имущество и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации по предусмотренным законодательством основаниям, суд оценивает действия административного ответчика по отказу в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество на основании письменного обращения Управления ФНС России по г. Москве без представления им доказательств наложения обеспечительных мер на недвижимое имущество в установленном законодательством порядке как незаконные.

Более того, как следует из представленной копии дела правоустанавливающих документов определением Арбитражного суда г. Москвы от <дата>. в удовлетворении ходатайства Управления ФНС России по г. Москве о применении обеспечительных мер по делу <номер>, отказано.

При таких обстоятельствах действия административного ответчика нельзя признать законными.

Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Рыжак О.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от <дата>. № <номер> об отказе государственного регистрации права.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности объекта недвижимости – земельного участка, площадью <...> с кадастровым номером <номер>, вид разрешенного использования: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: жилой дом. Участок находится примерно в <...>., по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: участок <номер>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Раменский городской суд Московской области в течение месяца после составления мотивированного решения.

В окончательной форме решение изготовлено 26.01.2022г.

Судья