ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-334/2022 от 18.03.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-334/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 марта 2021г. г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Нистратовой Т.М.,

при секретаре Мизакаримове М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, уточнив заявленные требования, обратился с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу:

Заявленные требования мотивированы тем, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости. Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2021г. № RU50531000-0636-2021; уведомление администрации городского округа Солнечногорск Московской области о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 27 апреля 2021г. № RU50531000-255-2021 и решение администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 27 апреля 2021 года № RU50531000-1392-2021, представленные административным истцом для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности подтверждают необоснованность обжалуемого решения административного ответчика.

Административный истец и представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направив в адрес суда возражения в письменной форме.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на основании договора дарения от 24 августа 2018г. является собственником земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с кадастровым номером , площадью 580 кв. м, расположенного по адресу:

На указанном земельном участке административным истцом возведен жилой дом. При этом строительству указанного объекта недвижимого имущества предшествовало обращение в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с уведомлением о планируемом строительстве.

В апреле 2021г. от администрации городского округа Солнечногорск Московской области в адрес административного истца поступило Уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 26 апреля 2021г. № RU50531000-0636-2021.

По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства администрацией городского округа Солнечногорск Московской области административному истцу выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 27 апреля 2021 года № RU50531000-255-2021.

Решением Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 27 апреля 2021г. № RU50531000-1392-2021 жилому дому, построенному на земельном участке с кадастровым номером , площадью 580 кв. м, расположенном по адресу:

25 августа 2021г. в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 отказано, уведомление № КУВД-001/2021-18782493/3, в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав, состоявших в следующем.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу положений ч. 6 ст. 30, ч. 1 ст. 38 ГрК РФ для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде: предельных размеров земельных участков, в том числе их площадь; ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка».

Таким образом, указано административным ответчиком, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка) действующим законодательством не предусмотрено.

В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором, при измерении расстояния от места расположения жилого дома до границ земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, установлено, что возведенный административным истцом жилой дом (ОКС) находится на расстоянии от 1 м до 1,81 м до границы земельного участка, что является нарушением и не соответствует постановлению администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 28 апреля 2021г. № 639 «О внесении изменения в постановление администрации городского округа Солнечногорск от 21 апреля 2021г. № 592 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Солнечногорск Московской области», с учетом которого минимальные отступы от границ земельного участка, если иное не установлено регламентами зоны, документацией по планировке территории, для застройки индивидуального жилищного строительства составляют 3 м.

Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии предельных параметров разрешенного строительства (минимальных отступов от границ земельного участка), явились основанием для приостановления и последующего отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на жилой дом.

При этом ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на объекты недвижимости в отдельных случаях.

В соответствии с ч. 12 названной статьи до 1 марта 2026г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст. 1 ГрК РФ, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в ч. 11 ст. 24 Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29 июля 2017г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 13 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015г. № 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 названной статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 ч. 1 ст. 26 данного Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: 1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости; 2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

С учетом приведенных положений закона органу по регистрации прав в рамках проведения правовой экспертизы на предмет наличия оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» надлежало проверять соответствие строения параметрам объекта недвижимого имущества, а не предельным параметрам разрешенного строительства.

В соответствии с п. п. 2-4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Параметры объекта индивидуального жилищного строительства определены в п. 39 ст. 1 ГрК РФ, согласно которой объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Таким образом, параметрами объекта индивидуального жилищного строительства, которые должны указываться в техническом плане объекта недвижимости, являются: количество надземных этажей не более чем три; высота не более двадцати метров; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

В уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 25 мая 2021г. № КУВД-001/2021-18782493/1 и в последующем в уведомлении об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 25 августа 2021г. № КУВД-001/2021-18782493/3 административным ответчиком указано на несоответствие жилого дома предельным параметрам разрешенного строительства - нарушение минимальных отступов от границ земельных участков. При этом несоответствия жилого дома параметрам, определенным ст. 39 ГрК РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что орган по регистрации прав полномочиями по проверке соответствия жилого дома параметрам разрешенного строительства не наделен, проверка соблюдения застройщиками предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства, установленных правилами землепользования и застройки, законодателем отнесены к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, однако административным ответчиком в нарушение приведенных выше правовых норм принято оспариваемое решение, что повлекло нарушение прав административного истца, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности от 25 августа 2021г. № КУВД-001/2021-18782493/3.

Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на жилой дом, возведенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу:

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 25 марта 2022г.

Судья Нистратова Т.М.