РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Балтийск 18 июля 2022 г.
Балтийский городской суд Калининградской области в лице судьи Чолий Л.Л.,
при секретаре Берестовой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» о признании незаконным решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, незаконным бездействия по подготовке проекта договора аренды земельного участка и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратилась с вышеуказанным административным иском к администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» (далее также – администрация МО «БГО»).
В обоснование требований административный истец, указала, что 27 октября 2021 года (вх. № от 27.10.2021) она, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером №, площадью кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для иных видов сельскохозяйственного использования; местоположение: .
Администрация муниципального образования «Балтийский городской округ» разместила 11.11.2021 извещение о предоставлении земельного участка для крестьянского фермерского хозяйства на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области, опубликовала в газете «Вестник Балтийска» N 44 от 11.11.2021, а также разместила 11.11.2021 на сайте https:// baltijsk.gov39.ru.
Срок окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по данному извещению, размещенному в газете «Вестник Балтийска» № 44 от 11.11.2021 (не менее 30 дней), истек 10.12.2021 в 17-00 часов по местному времени.
Вместе с тем, заявлений о намерении на участие в аукционе не поступило, после чего, на сайте администрации был опубликован Протокол N 21 заседания комиссии о результатах рассмотрения заявок о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для крестьянского фермерского хозяйства на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области от 13 декабря 2021 г. Устно по телефону заявителю так же сообщили, что готовится проект договора.
Как следует из опубликованного на сайте администрации протокола: на основании ст. 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации комиссия приняла решение о предоставлении в аренду, сроком на 10 (десять) лет земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности — для сельскохозяйственного производства без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного Кодекса, и устно сотрудником администрации было сообщено ФИО1 о подготовке проекта соответствующего договора.
Однако, по истечении установленного п. 5 ст. 39.18. ЗК РФ срока, проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером № так и не был направлен заявителю, и, более того, 15.03.2022 административным ответчиком было принято решение об отказе в заключении вышеуказанного договора (уведомлением №).
С данным решением административный истец не согласен, считая его незаконным, поскольку действующим земельным законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в аренду без торгов.
Административный истец в судебное заседание не явился, уведомлен о дате и времени судебного разбирательства должным образом, в суд направил своего представителя, который полностью поддержал позицию административного истца, указанную в административном иске, дополнив тем, что ФИО1 после того, как поняла, что в предусмотренные действующим законодательством сроки ей не поступил проект договора аренды, обратилась в администрацию, и административный ответчик 12.01.2022, не имея законных к тому оснований, потребовал от ФИО1 представить информацию о виде однолетних культур, которые она планирует выращивать на другом земельном участке с кадастровым номером №, площадью кв.м, представленный ей по договору аренды земельного участка № от 28.07.2021.
Также представитель административного истца указала, что ФИО1, несмотря на то, что обязанности по предоставлению информации о ее хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером № при решении вопроса о заключении договора аренды спорного земельного участка у нее не было, направила в адрес администрации требуемую информацию, однако и после получения такой информации, по надуманным причинам с ней до настоящего времени договор аренды так и не заключен, что, по мнению представителя административного истца, свидетельствует о незаконности отказа в заключении договора аренды земельного участка и бездействиях, допущенных сотрудниками администрации в непредставлении проекта договора и его заключении.
Представитель административного ответчика в суд не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав в своих письменных возражениях, что основания к отказу ФИО1 в заключении договора аренды земельного участка указаны в уведомлении № от 15.03.2022.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Согласно части 1 статьи 51 названного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии со ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Как установлено судом, спорный земельный участок с кадастровым номером № сформирован, имеет определенные границы, не требующие уточнения, и информация о нем содержится в государственном кадастре недвижимости, что свидетельствует о том, что предварительное согласование по такому земельному участку не требуется (выписка из ЕГРН от 27.04.2022).
Также из материалов дела следует, что ФИО1 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 04.04.2022.
В силу пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
Как следует из материалов дела, 27 октября 2021 г. (вх. № от 27.10.2021) ФИО1, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для иных видов сельскохозяйственного использования; местоположение: .
Судом установлено, что администрация муниципального образования «Балтийский городской округ» разместила 11.11.2021 извещение о предоставлении земельного участка для крестьянского фермерского хозяйства на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области, опубликовала в газете «Вестник Балтийска» N 44 от 11.11.2021, а также разместила 11.11.2021 на сайте https:// baltijsk.gov39.ru.
Срок окончания приема заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка по данному извещению, размещенному в газете «Вестник Балтийска» № 44 от 11.11.2021 (не менее 30 дней), истек 10.12.2021 в 17-00 часов по местному времени.
Подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
В силу подпункта 1 пункта 7 вышеназванной статьи предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Судом установлено, что заявлений о намерении на участие в аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка не поступило, что подтверждается Протоколом № заседания комиссии о результатах рассмотрения заявок о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № для крестьянского фермерского хозяйства на территории муниципального образования «Балтийский городской округ» Калининградской области от 13 декабря 2021 г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что у административного ответчика отсутствовали законные основания для отказа ФИО1 в заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером №
Как выше указано, не имея оснований к отказу ФИО1 в заключении договора аренды земельного участка, администрация обязана была на основании пункта 5 статьи 39.18 ЗК РФ подготовить проект договора, подписать его и направить на подписание ФИО1. Вместе с тем, администрация МО БГО до 15.03.2022 проект договора административному истцу не направила, более того, затребовала в январе 2022 года от ФИО1 документы, которые не имеют правового значения для заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером № (информацию о хозяйственной деятельности ФИО1 в рамках договора аренды земельного участка с кадастровым номером №) и, не имея законных к тому оснований, приняла решение за исх. № от 15.03.2022 не заключать договор аренды земельного участка с кадастровым номером № до представления ФИО1 отчета по сбору урожая 2022 года на земельном участке с кадастровым номером №.
Как следует из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение административного ответчика об отказе ФИО1 в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером № не соответствует вышеуказанным нормам права, и нарушает, в том числе путем бездействия по непредставлению административному истцу проекта договора аренды с 11.12.2021 по 15.03.2022, право ФИО1 на заключение соответствующего договора, в связи с чем суд полагает, что имеются основания для удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными решение администрации муниципального образования «Балтийский городской округ» за исх. № от 15.03.2022 об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка с кадастровым номером № в аренду и бездействие по подготовке проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, его подписанию и направлению ФИО1
Возложить на администрацию муниципального образования «Балтийский городской округ» обязанность не позднее одного месяца с даты вступления настоящего решения в законную силу подготовить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах, подписать договор аренды, а также направить проекты указанных договоров для подписания ФИО1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области Л.Л. Чолий
Мотивированное решение изготовлено 26.07.2022.