ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-334/2023 от 27.09.2023 Октябрьского районного суда (Курская область)

АД №2а-334/2023

УИД 46RS0017-01-2023-000428-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«27» сентября 2023 года п.Прямицыно

Октябрьский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Гузенкова Д.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района Курской области Ирмаковой Д.А.,

при секретаре Стремоухове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района Курской области обратился в суд (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, обязании устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой Октябрьского района в соответствии с заданием прокуратуры Курской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о собственности, законодательства о теплоснабжении, законодательства о защите конкуренции, в ходе которой установлено, что в муниципальной собственности и на балансе района, имеются объекты теплоснабжения, дата ввода в эксплуатацию который превышает пять лет, следовательно, передача которых должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения, а именно:

Нежилое здание (котельная) МКОУ «Артюховская ООШ», Курская область, Октябрьский район, д.Артюховка, д.10а, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/002/2013-294 от 11.02.2013, кадастровый номер 46:17:021003:56;

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Котельная (35,8 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Ванина, ул.Садовая, д.1, МКОУ «Ванинская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/001/2012-319 от 05.03.2012 г., Кадастровый номер котельной 46:17:030402:105,

Нежилое здание, 149,1 кв.м (котельная) МКОУ «Дьяконовская СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Ломакина» и МКДОУ «Детский сад «Дюймовочка», Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:040215:730- 46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер 46:17:040215:730,

Тепловые сети, МКОУ «Дьяконовская Октябрьский СОШ» Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д 1,

Котельная (161,3 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63, МКОУ «Залининская СОШ», Кадастровый номер котельной 46:17:040206:232,

Тепловые сети (протяженность 245 м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63,

Котельная (137,0 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Лобазовка, д 77, МКОУ «Лобазовская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:060103:96-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер котельной 46:17:060103:96,

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, МКОУ «Половневская СОШ», и МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», Кадастровый номер котельной 46:17:050501:279,

Котельная, Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:110304:544-46/018/2020-1 от 13.07.2020, Кадастровый номер 46:17:110304:544,

Тепловые сети, (110 м.), Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 05.09.2023 г. №46:17:110304:676-46/062-2021-1 от 24.12.2021, Кадастровый номер 46:17:110304:676,

Одноэтажное нежилое здание (котельная), Курская область, Октябрьский район, п.Прямицыно, ул.Октябрьская, д.185, ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области и МКУК «Районным дом народного творчества», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:010108:148-46/062/2021-2 от 30.03.2021, Кадастровый номер котельной 46:17:010108:148.

В мае 2023 года прокурором района проведена проверка соблюдения требований законодательства о собственности, законодательства о теплоснабжении, законодательства о защите конкуренции, в ходе которой выявлены факты неконцессионной передачи данных объектов, неприятия мер к заключению в отношении них концессионного соглашения, по результатам чего 25.05.2023 года главе администрации Октябрьского района прокурором внесено преставление о принятии меры к заключению концессионного соглашения на передачу объектов теплоснабжения, которое до настоящего времени фактически не исполнено, мер о введении объектов в концессионный оборот не принято.

Одновременно установлено, что право собственности на часть объектов муниципальным образованием не зарегистрировано, что в том числе препятствует передаче объектов в пользование по концессионному соглашению.

Так, право собственности не оформлено на следующие объекты:

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, Кадастровый номер котельной 16:17:050501:279.

Бездействие администрации Октябрьского района Курской области препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, развитию малого и среднего предпринимательства, конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров, а также свидетельствует о создании незаконной преференции обществу.

Выявленные нарушения создают благоприятную почву для коррупционных проявлений в сфере распоряжения муниципальной собственностью со стороны должностных лиц администрации Октябрьского района Курской области.

Не введение в концессионный оборот объектов теплоснабжения создаёт условия для срыва отопительного сезона 2023-2024 г.г.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на объекты теплоснабжения и передаче прав на объекты теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

- обязать администрацию Октябрьского района Курской области в течении 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные законом действия для регистрации права собственности в Управлении Росреестра Курской области на следующее недвижимое имущество:

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, Кадастровый номер котельной 16:17:050501:279;

- обязать администрацию Октябрьского района Курской области в течении 1 года со дня регистрации права собственности на объекты теплоснабжения в Управлении Росреестра Курской области передать право пользования объектами теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении следующих объектов:

Нежилое здание (котельная) МКОУ «Артюховская ООШ», Курская область, Октябрьский район, д.Артюховка, д.10а, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/002/2013-294 от 11.02.2013, кадастровый номер 46:17:021003:56;

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Котельная (35,8 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Ванина, ул.Садовая, д.1, МКОУ «Ванинская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/001/2012-319 от 05.03.2012 г., Кадастровый номер котельной 46:17:030402:105,

Нежилое здание, 149,1 кв.м (котельная) МКОУ «Дьяконовская СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Ломакина» и МКДОУ «Детский сад «Дюймовочка», Курская область, Октябрьский район, с. Дьяконово, ул.Школьная, д.1, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:040215:730-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер 46:17:040215:730,

Тепловые сети, МКОУ «Дьяконовская Октябрьский СОШ», Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1,

Котельная (161,3 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63, МКОУ «Залининская СОШ», Кадастровый номер котельной 46:17:040206:232,

Тепловые сети (протяженность 245 м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63,

Котельная (137,0 кв.м) Курская область, Октябрьский район, д.Лобазовка, д.77, МКОУ «Лобазовская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:060103:96-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер котельной 46:17:060103:96,

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, МКОУ «Половневская СОШ», и МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», Кадастровый номер котельной 16:17:050501:279,

Котельная, Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:110304:544-46/018/2020-1 от 13.07.2020, Кадастровый номер 46:17:110304:544,

Тепловые сети, (110 м.) Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 05.09.2023 г. №46:17:110304:676-46/062-2021-1 от 24.12.2021, Кадастровый номер 46:17:110304:676,

Одноэтажное нежилое здание (котельная), Курская область, Октябрьский район, п.Прямицыно, ул.Октябрьская, д.185, ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области и МКУК «Районным дом народного творчества», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:010108:148-46/062/2021-2 от 30.03.2021, Кадастровый номер котельной 46:17:010108:148.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Октябрьского района Курской области Ирмакова Д.А. поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика Администрации Октябрьского района Курской области в судебное заседание не явились, о дне, времени, месте слушания дела были извещены своевременно надлежащим образом, представили суду заявление, просили дело рассмотреть в их отсутствие, в удовлетворении искового заявления не возражают.

С учетом мнения представителя административного истца, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со статьей 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

На основании ст.ст.14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения органов местного самоуправления относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.1 и п. 2 ст.28. 1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В силу изложенного специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Таким образом, права владения и пользования системами и (или) объектами водоснабжения и водоотведения могут быть переданы только по договорам аренды или концессии с проведением конкурса, а передача их по договорам безвозмездного пользования без проведения конкурса не допускается.

Как установлено частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Закона.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» принятие решения о заключении концессионного соглашения на объекты, принадлежащие муниципальному образованию с учетом лимитов бюджетных обязательств, относится к исключительной компетенции муниципального образования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

С момента официального опубликования (08.05.2013) Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральном законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Проведенным прокуратурой Октябрьского района установлено, что в муниципальной собственности и на балансе района, имеются объекты теплоснабжения, дата ввода в эксплуатацию который превышает пять лет, следовательно, передача которых должна осуществляться путем проведения конкурсных процедур с целью заключения концессионного соглашения, а именно:

Нежилое здание (котельная) МКОУ «Артюховская ООШ», Курская область, Октябрьский район, д.Артюховка, д.10а, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/002/2013-294 от 11.02.2013, кадастровый номер 46:17:021003:56;

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м) Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Котельная (35,8 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Ванина, ул.Садовая, д.1, МКОУ «Ванинская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/001/2012-319 от 05.03.2012 г., Кадастровый номер котельной 46:17:030402:105,

Нежилое здание, 149,1 кв.м (котельная) МКОУ «Дьяконовская СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Ломакина» и МКДОУ «Детский сад «Дюймовочка», Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:040215:730-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер 46:17:040215:730,

Тепловые сети, МКОУ «Дьяконовская Октябрьский СОШ», Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1,

Котельная (161,3 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63, МКОУ «Залининская СОШ», Кадастровый номер котельной 46:17:040206:232,

Тепловые сети (протяженность 245 м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д. 63,

Котельная (137,0 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Лобазовка, д.77, МКОУ «Лобазовская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:060103:96-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер котельной 46:17:060103:96,

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, МКОУ «Половневская СОШ», и МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», Кадастровый номер котельной 46:17:050501:279,

Котельная, Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:110304:544-46/018/2020-1 от 13.07.2020, Кадастровый номер 46:17:110304:544,

Тепловые сети, (110 м.), Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 05.09.2023 г. №46:17:110304:676-46/062-2021-1 от 24.12.2021, Кадастровый номер 46:17:110304:676,

Одноэтажное нежилое здание (котельная), Курская область, Октябрьский район, п.Прямицыно, ул.Октябрьская, д.185, ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» комитета здравоохранения Курской области и МКУК «Районным дом народного творчества», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:010108:148-46/062/2021-2 от 30.03.2021, Кадастровый номер котельной 46:17:010108:148.

В мае 2023 года прокурором района проведена проверка соблюдения требований законодательства о собственности, законодательства о теплоснабжении, законодательства о защите конкуренции, в ходе которой выявлены факты неконцессионной передачи данных объектов, неприятия мер к заключению в отношении них концессионного соглашения, по результатам чего 25.05.2023 главе администрации Октябрьского района прокурором внесено преставление о принятии меры к заключению концессионного соглашения на передачу объектов теплоснабжения, которое до настоящего времени фактически не исполнено, мер о введении объектов в концессионный оборот не принято.

Одновременно установлено, что право собственности на часть объектов муниципальным образованием не зарегистрировано, что в том числе препятствует передаче объектов в пользование по концессионному соглашению.

Так, право собственности не оформлено на следующие объекты:

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, Кадастровый номер котельной 16:17:050501:279.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Пунктами 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2, 5 ч.2 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации среди прочих являются: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации среди других является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

Бездействие администрации Октябрьского района Курской области препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, развитию малого и среднего предпринимательства, конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров, а также свидетельствует о создании незаконной преференции обществу.

Выявленные нарушения создают благоприятную почву для коррупционных проявлений в сфере распоряжения муниципальной собственностью со стороны должностных лиц Администрации Октябрьского района Курской области.

Не введение в концессионный оборот объектов теплоснабжения создаёт условия для срыва отопительного сезона 2023-2024 г.г.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из поданного, в порядке ст.39 КАС РФ, в суд административного иска прокурором Октябрьского района Курской области, административный иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствие со ст.46 Конституции РФ, защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

С учетом изложенного прокурор обоснованно, в соответствии со ст.39 КАС РФ, обратился в суд с данным административным иском, при этом им был избран надлежащий способ защиты права.

При таких обстоятельствах, требование прокурора Октябрьского района Курской области к Администрации Октябрьского района Курской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, подлежит удовлетворению.

Сроки для устранения выявленных нарушений законодательства, соответственно,- 2 месяца и 1 год отвечают требованиям разумности, являются достаточными для исполнения возложенных обязанностей. Доказательств необходимости установления более длительного срока для исполнения требований прокурора суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает требования административного истца обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.218-228, 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Октябрьского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Октябрьского района Курской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Октябрьского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по оформлению права собственности на объекты теплоснабжения и передаче прав на объекты теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Обязать Администрацию Октябрьского района Курской области в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные законом действия для регистрации права собственности в Управлении Росреестра Курской области на следующее недвижимое имущество:

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м, Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, Кадастровый номер котельной 16:17:050501:279.

Обязать администрацию Октябрьского района Курской области в течении 1 (одного) года со дня регистрации права собственности на объекты теплоснабжения в Управлении Росреестра Курской области передать право пользования объектами теплоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в отношении следующих объектов:

Нежилое здание (котельная) МКОУ «Артюховская ООШ» Курская область, Октябрьский район, д. Артюховка, д. 10а, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023г. №46-46-18/002/2013-294 от 11.02.2013, кадастровый номер 46:17:021003:56;

Помещение (31,4 кв.м) в здании котельной (137,6 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Большое Долженково, ул.Новая, д.3, МКОУ «Большедолженковская СОШ», Кадастровый номер здания 46:17:030303:368;

Котельная (35,8 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Ванина, ул.Садовая, д.1, МКОУ «Ванинская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46-46-18/001/2012-319 от 05.03.2012г., Кадастровый номер котельной 46:17:030402:105,

Нежилое здание, 149,1 кв.м (котельная) МКОУ «Дьяконовская СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Ломакина» и МКДОУ «Детский сад «Дюймовочка», Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1, Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023 г. №46:17:040215:730-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер 46:17:040215:730,

Тепловые сети, МКОУ «Дьяконовская Октябрьский СОШ» Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Школьная, д.1,

Котельная (161,3 кв.м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63, МКОУ «Залининская СОШ», Кадастровый номер котельной 46:17:040206:232,

Тепловые сети (протяженность 245 м), Курская область, Октябрьский район, с.Дьяконово, ул.Победы, д.63,

Котельная (137,0 кв.м), Курская область, Октябрьский район, д.Лобазовка, д.77, МКОУ «Лобазовская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023г. №46:17:060103:96-46/018/2020-1 от 07.07.2020, Кадастровый номер котельной 46:17:060103:96,

Помещение котельной (64,9 кв.м) в нежилом здании площадью 134,7 кв.м., Курская область, Октябрьский район, д.Митрофанова, д.116, МКОУ «Половневская СОШ», и МКДОУ «Детский сад «Колокольчик», Кадастровый номер котельной 46:17:050501:279,

Котельная, Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023г. №46:17:110304:544-46/018/2020-1 от 13.07.2020, Кадастровый номер 46:17:110304:544,

Тепловые сети, (110 м.) Курская область, Октябрьский район, с.Черницыно, ул.Октябрьская, д.458-a, МКОУ «Черницынская СОШ», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 05.09.2023г. №46:17:110304:676-46/062-2021-1 от 24.12.2021, Кадастровый номер 46:17:110304:676,

Одноэтажное нежилое здание (котельная), Курская область, Октябрьский район, п.Прямицыно, ул.Октябрьская, д.185, ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ» Комитета здравоохранения Курской области и МКУК «Районным дом народного творчества», Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости от 07.08.2023г. №46:17:010108:148-46/062/2021-2 от 30.03.2021, Кадастровый номер котельной 46:17:010108:148.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено «27» сентября 2023 года.

Судья (подпись).