ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3350/18 от 11.12.2018 Рубцовского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а –3350/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Яркович Н.Г.

при секретаре Абдулиной Ю.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Балтика» к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Главе города Рубцовска Фельдману Дмитрию Зайвелевичу об оспаривании действий (бездействий)

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Балтика» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края об оспаривании действий (бездействий). С учетом уточненного административного иска истец просил признать действия Администрации города Рубцовска по согласованию осуществления демонтажа (сноса) части эксплуатируемого здания по адресу: ... с собственниками помещения с кадастровым номером *** Подопригориным В.А., Воробьевой Н.П. на основании «Проекта организации по сносу и демонтажу (шифр: О-09-18)», выполненного ООО «Аркада» с нарушениями действующего законодательства, незаконными; признать бездействие Администрации города Рубцовска по не исполнению п. 11 ст. 55.24 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, не установлению порядка проведения осмотра зданий (сооружений), не проведению осмотра эксплуатируемого здания по адресу: ... в целях оценки его технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, по не направлению ОАО «Балтика», собственнику, ответственному за эксплуатацию части данного здания, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.

В обоснование своих уточненных требований административный истец указал, что в ЕГРП зарегистрированы права Подопригорина В.А., Воробьевой Н.П. на нежилое помещение площадью *** кв.м в северной трехэтажной части, и ОАО «Балтика» на нежилое помещения площадью *** кв.м в южной двухэтажной части здания по адресу: .... Других собственников помещений в здании не имеется. Порядок пользования общим имуществом, находящимся в долевой собственности Подопригорина В.А., Воробьевой Н.П. и ОАО «Балтика», соглашением участников и/или судом не устанавливался. В ЕГРП 25.05.2010 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок, площадью *** кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка *** в размере *** доли за № *** за ОАО «Балтика» на основании договора купли-продажи земельного участка №*** от 13.05.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.05.2010, в размере *** долей за № *** за Подопригориным В.А. на основании договора купли-продажи от 30.05.2016, и в размере *** долей за № *** за Воробьевой Н.П.на основании договора купли-продажи от 30.05.2016. Северная трехэтажная часть здания, в которой находилось нежилое помещение, принадлежащее Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П. с 2000 года не эксплуатировалась. В этой части отсутствовали окна и двери, система отопления была разморожена.

В 2018 году Подопригорин В.А. и Воробьева Н.П. обратились к административному ответчику с заявлением о согласовании демонтажа части здания. Письмом от 24.05.2018 Администрация города Рубцовска согласовала осуществление демонтажа, при этом осмотр здания на предмет его технического состояния и надлежащего технического обслуживания не производился, и, соответственно, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений собственникам здания не выдавались. Основанием на согласование демонтажа части здания послужил «Проект организации по сносу и демонтажу (шифр: О-09-18)», выполненный ООО «Аркада» с нарушениями. В период с мая 2018 по август 2018 Подопригорин В.А., Воробьева Н.П. произвели демонтаж части здания, разрушив капитальную стену с северной стороны, соединяющую помещение ОАО «Балтика» и помещение Подопригорина В.А. и Воробьевой Н.П., появились трещины в капитальных стенах ОАО «Балтика», произошло частичное обрушение перекрытий, перераспределение нагрузки на ленточный фундамент, разрушена стропильная система двухэтажной части здания. В результате чего был причинен материальный ущерб АО «Балтика». Факт причинения перечисленных повреждений и приведения в аварийное состояние помещений ОАО «Балтика» после сноса (демонтажа) северной части здания подтверждается заключением №1372-3-123-18, выполненного АО «Проектный институт «Алтайкоммунпроект», осмотр здания произведен в августе 2018.

Административный истец указывает, ссылаясь на комплексный анализ нормативных актов, приведенных в иске, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта. Перечень документов, необходимых для утверждения органом местного самоуправления, решения о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. В частности к таким документам относятся: решение собственника(ов) о сносе (демонтаже) объекта капитального строительства, проект организации работ по сносу или демонтажу такого объекта, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу (демонтажу), а также утилизации отходов. Согласование демонтажа части эксплуатируемого здания на основании проекта, изготовленного с нарушениями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 21,04.2018) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в том числе к одним из нарушений относится отсутствие актов (решения) собственников здания о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства, отсутствие правоустанавливающих документов на всех собственников здания и земельного участка и т.д.), является незаконным.

Административный истец полагает, что Администрация города Рубцовска Алтайского края не наделена полномочиями выдавать согласование на демонтаж части здания. В случае поступления в орган местного самоуправления подобного рода заявления со стороны физических лиц, содержащих просьбу согласовать демонтаж части здания в виду ее аварийного состояния, Администрация города Рубцовска должна была принять указанное заявление в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и направить ответ заявителю со ссылкой на отсутствие оснований и полномочий согласовывать данный вид строительных работ. При этом административным ответчиком должны быть даны разъяснения о необходимости подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства (демонтаж) с приложением к нему обязательной документации.

А так же после поступления заявления Подопригорина В.А., Воробьевой Н.П. в адрес органа местного самоуправления об аварийности части здания административным ответчиком должно было быть организовано обследование здания и направление в адрес собственника здания ОАО «Балтика» уведомление об аварийности части здания и рекомендации по устранению выявленных нарушений, заключающихся в принятии решения (составлении акта) всеми собственниками здания о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства либо о необходимости реконструкции или капитального ремонта части здания.

Административный истец указал, что незаконные действия и бездействия административного ответчика привели к грубейшему нарушению имущественных прав ОАО «Балтика», приведению принадлежащего ОАО «Балтика» нежилого помещения в аварийное состояние, потере прибыли акционерного общества, причинению ущерба, возникновению убытков, невозможности своевременно оспорить «проект организации по сносу и демонтажу», выполненному ООО «Аркада».

Незаконные действия административного ответчика выразились в незаконном согласовании демонтажа части эксплуатируемого здания на основании проекта, изготовленного с нарушениями Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 21.04.2018) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (в том числе к одним из нарушений относится отсутствие актов (решения) собственников здания о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства, отсутствие правоустанавливающих документов на всех собственников здания и земельного участка и т.д.).

Бездействие административного ответчика выразилось:

в отсутствии установленного порядка осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов;

в не направлении в адрес ОАО «Балтика»- сособственника здания №*** по ..., ответственного за эксплуатацию здания, сведений о состоянии здания и рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.

В ходе рассмотрения дела в качестве административного ответчика привлечено должностное лицо Глава города Рубцовска Фельдман Д.З., в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Гамалеев П.П., председатель комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Рубцовска Деревянко Н.Т.

Представители административного истца генеральный директор ОАО «Балтика» Бурмицких О.П., Бордачева Е.А., действующая на основании нотариальной доверенности, в судебном заседании требования и доводы иска поддержали в полном объеме. Бордачева Е.А. пояснила, что незаконными действиями ответчика причинен непоправимый ущерб, двухэтажное здание находится в аварийном состоянии, что подтверждается экспертными заключениями, приобщенными к делу. Администрация г. Рубцовска не имела права согласовывать демонтаж части здания, не получив согласие на это от всех собственников объекта капитального строительства. Техническими документами подтверждается, что по адресу ... в г. Рубцовске расположено одно здание, которое состоит из двухэтажного помещения и трехэтажного помещения. В сведениях, предоставленных Росреестром (выписки из ЕГР недвижимости) указано, что Подопригорину и Воробьевой принадлежит помещение по ... в г. Рубцовске, а не здание. Администрация города Рубцовска должна была выдать разрешение на демонтаж части здания, при этом запросить у Подопригорина и Воробьевой согласование на данные работы у всех владельцев здания, в том числе ОАО «Балтика». Считала проектную документацию по демонтажу (сносу) части здания выданной с нарушение закона, данной проектной документацией предусмотрен демонтаж не только трехэтажной части здания, но и частично двухэтажной части здания, принадлежащей ОАО «Балтика». Кроме того, считала, что в соответствии с п. 11 ст. 55.24 ГрК РФ Администрация г. Рубцовска обязана была произвести смотр всего здания, и выдать всем собственникам здания рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений, чего сделано не было.

Бурмицких О.П. пояснила, что они не знали о дате производства работ по демонтажу трехэтажной части здания. Когда начались работы по демонтажу в помещении, принадлежащем ОАО «Балтика» находились люди, рабочий персонал, что представляло опасность жизни и здоровью этих людей. В день когда начались работы они вызвали полицию, сотрудникам полиции было предъявлено письменное согласование, после чего они уехали, так как нарушений установлено не было. В результате демонтажа трехэтажной части здания помещение, принадлежащее ОАО «Балтика», находится в аварийном состоянии. Полагала, что Администрация г. Рубцовска должна была выдать разрешение на демонтаж северной части здания, при этом согласование на указанные работы обязательно со всеми собственниками здания.

Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Шевченко Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения, в которых изложила свою позицию, считала требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Согласно сведениям Росреестра имеется два объекта недвижимости, принадлежащие Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П. - северная трехэтажная часть здания, и южная двухэтажная часть здания - ОАО «Балтика». Подопригорин В.А. и Воробьева Н.П. обратились в Администрацию г. Рубцовска с заявлением о согласовании демонтажа их помещения- трехэтажной части здания, приложили все необходимые документы, включая техническое заключение о том, что здание находится в аварийном состоянии, проект организации работ по сносу и демонтажу объекта недвижимости. С заявлением о выдаче разрешения на производство указанных работ они не обращались. Потому разрешение не выдавалось. На основании этого, Администрация г. Рубцовска согласовало производство работ по демонтажу части здания с Подопригориным и Воробьевой. Поскольку законом не определен порядок производства работ по демонтажу и сносу зданий, при этом, не установлен запрет органу местного самоуправления согласовывать демонтаж, снос зданий, в действиях Администрации г. Рубцовска Алтайского края нарушений закона не имеется, права административного истца не нарушены. Полагала, что законных оснований для проведения осмотра здания с целью его технического состояния и выдаче собственникам здания рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений не имеется.

Административный ответчик Глава г. Рубцовска Фельдман Д.З. в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен.

Заинтересованные лица Подопригорин В.А., Воробьева Н.П., представитель ООО «Аркада», представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в судебном заседании отсутствовали, извещались в установленном законом порядке.

Представитель заинтересованных лиц Подопригорина В.А., Воробьевой Н.П., Ощепков Д.В., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснил, что административным истцом не указано какой нормативно-правовой акт нарушен действиями административного ответчика. Трехэтажное здание находилось в аварийном состоянии, что являлось основаниям для его демонтажа. Законом не запрещено административному ответчику согласовывать демонтаж объекта недвижимости с собственником. Указанное согласование с Администрацией города Рубцовска носило уведомительный характер. Демонтаж производился на основании технического заключения, а не на основании согласования, выданного Администрацией города Рубцовска. Действиями ответчиков права административного истца не нарушены.

Заинтересованное лицо Гамалеев П.П. в судебном заседании считал действия Администрации города Рубцовска незаконными, утверждал, что по ... в г. Рубцовске находится одно здание, состоящее из двух частей принадлежащих Подопригорину В.А. с Воробьевой Н.П. и ОАО «Балтика». Это здание было построено в 1942 году, что подтверждается технических паспортом, и представляло единый капитальный объект строительства, ранее в трехэтажной части здания располагался родильный дом, в двухэтажной части здания – жилые помещения. Эти помещения между собой не разделены, у них общая стена. Демонтаж одной части здания повлечет разрушение другой его части. Если бы было согласование на демонтаж со всеми собственниками здания, они прежде всего прекратили бы эксплуатацию своего помещения, произвели бы предварительные работы по укреплению строительных конструкций во избежание обрушения южной части здания либо иного ущерба, и такого ущерба ОАО «Балтика» демонтаж помещения не причинило бы. В технической документации на здание и в сведениях Росреестра указано о наличии единого здания, состоящего из двухэтажной части и трехэтажной части, Подопригорину и Воробьевой принадлежит на праве собственности помещение, а не здание. О работах по демонтажу части здания они заранее уведомлены не были. Увидели, что в трехэтажной части здания работники стали разбирать крышу, решили, что Подопригорин с Воробьевой будут ее ремонтировать. Когда увидели, что стали разбирать стены, они обратились в суд за применением ограничительных мер. Судом приняты меры о запрете производства строительных работ. Однако, Подопригорин с Воробьевой на запрет не реагировали и демонтаж их части здания продолжался. 09.07.2018 было возбуждено исполнительное производство по факту запрета строительных работ, а 04.08.2018 демонтаж части здания был закончен, развалили оставшуюся капитальную стену, соединяющую с помещением ОАО «Балтика». При этом, развалили стены помещения двухэтажной части здания, не согласовав с представителями ОАО «Балтика». Стены валили с помощью экскаватора, ударным методом, в помещении ОАО «Балтика» провис потолок, местами ввалился пол, в тот день в помещении находились люди- сотрудники и рабочие на рабочих местах, все повыскакивали из помещения. В отношении Подопригорина В.А. и Воробьевой Н.П. возбуждено уголовное дело. Полагал, что Администрация г. Рубцовска не имела права выдавать согласование на демонтаж части здания, без согласования на эти работы со всеми собственниками здания. В связи с чем, Администрация г. Рубцовска нарушила закон, а так же права ОАО «Балтика», ее действиями причинен ущерб ОАО «Балтика».

Заинтересованное лицо председатель комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Рубцовска Деревянко Н.Т. в судебном заседании считал требования не подлежащими удовлетворению, пояснил, что согласно сведениям Росреестра за Подопригориным В.А. и Воробьевой Н.П. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости- трехэтажное здание по ул. Октябрьская, 88 в г. Рубцовске. Их объект недвижимости имеет свой кадастровый номер. ОАО «Балтика» принадлежит двухэтажное здание по ул. Октябрьская, 88 в г. Рубцовске, состоящее на кадастровом учете, имеющее свой кадастровый номер. Это два разных здания. Полагал, что понятия объект недвижимости и объект капитального строительства это одно и то же понятие. У Подопригорина с Воробьевой и ОАО «Балтика» имеются два разных объекта капитального строительства, т.е. один адрес, но два здания. Разрешение на строительные работы и согласование на производство строительных работ это два разных документа. На основании согласования, выданного Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П., они имели право на демонтаж своего объекта недвижимости. Согласование было выдано в связи с тем, что Подопригорин и Воробьева обратились в Администрацию г. Рубцовска с соответствующим заявлением, приложив все необходимые документы: техническое заключение об аварийном состоянии здания, проект организации по сносу и демонтажу объекта недвижимости, копии паспортов, сведения с Росреестра. Полагал, что для производства работ по демонтажу, сносу здания выдача разрешения органом местного самоуправления не требуется. Согласование демонтажа трехэтажной части здания было произведено в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данное согласование носило уведомительный характер. Полагал, что в действиях Администрации г. Рубцовска не имеется нарушений требований закона, и права административного истца не нарушены.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) градостроительная деятельность осуществляется с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРП Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 06.10.2016 за Подопригориным В.А. и Воробьевой Н.П. зарегистрировано право общей долевой собственности (по *** доли за каждым) на нежилое помещение, площадью *** кв.м., кадастровый номер ***, расположенное в северной трехэтажной части здания по ... в г. Рубцовске.

За ОАО «Балтика» 07.10.2009 зарегистрировано право собственности на нежилое здание, площадью *** кв.м., кадастровый номер ***, расположенное в южной двухэтажной части здания расположенного по ... в г. Рубцовске.

Кроме того, в ЕГРП 25.05.2010 зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1970 кв.м., расположенный по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка *** за ОАО «Балтика» в размере *** доли за № *** на основании договора купли-продажи земельного участка № 2107 от 13.05.2010,

за Подопригориным В.А. в размере *** долей за № *** на основании договора купли-продажи от 30.05.2016

за Воробьевой Н.П. в размере *** долей за № *** на основании договора купли-продажи от 30.05.2016.

Под строительством в пункте 13 статьи 1 ГрК РФ понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) в силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ является изменением параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В силу п.6 ст. 2 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Установлено, что ОАО «Балтика», а так же Подопригорин В.А. и Воробьева Н.П. являются собственниками объектов недвижимости, каждый из которых поставлен на кадастровый учет и имеющий свой кадастровый номер: северная трехэтажная часть здания по ... в г. Рубцовске кадастровый номер *** (принадлежит Подопригорину и Воробьевой); южная двухэтажная часть здания по *** в г. Рубцовске кадастровый номер *** (принадлежит ОАО «Балтика»), которые расположены в одном здании по адресу: ..., представляющим собой единый объект капитального строительства.

Указанное следует из предоставленных стороной административного истца документов:

технического паспорта по состоянию на 21.12.1988, технического паспорта по состоянию на 09.09.2009, где видно, что здание стоит из двух частей – двухэтажной части и трехэтажной части, их разделяет одна общая стена, эти два помещения являются частями одного здания (объекта капитального строительства);

из постановления Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края от 30.11.2000 № 112 «О приватизации трехэтажного нежилого помещения по ...»,

свидетельства о государственной регистрации права от 10.08.2001 г., согласно которому трехэтажное нежилое помещение, площадью *** кв.м., принадлежало на праве собственности МО «Город Рубцовск».

Таким образом, Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П. принадлежало на праве собственности нежилое трехэтажное помещение, расположенное в здании по ... в г. Рубцовске. Вопреки доводам Деревянко Н.Т., доказательств обратному материалы дела не содержат.

Подопригорин В.А., Воробьева Н.П. обратились с заявлением 04.04.2018 в Администрацию города Рубцовска, в котором просили согласовать демонтаж части здания, расположенного по ул. Октябрьская, 88 в г. Рубцовске в виду ее аварийного состояния согласно технического заключения шифр 0-10-18, выполненного ООО «Аркада». В заявлении указано, что демонтаж будет произведен в соответствии с проектом организации по сносу и демонтажу шифр 0-09-18 выполненного ООО «Аркада».

К заявлению были приложены: техническое заключение шифр О-10-18 ПЗ, выполненное ООО «Аркада», проектная документация по сносу и демонтажу шифр О-09-18 ПОД, выписка из ЕГРП, подтверждающая право общей долевой собственности на нежилое помещение, площадью *** кв.м., кадастровый номер ***, Подопригорина В.А. и Воробьевой Н.П. (по *** доли за каждым), расположенное в здании по ... в г. Рубцовске.

Администрация города

Рубцовска Алтайского края в лице главы города Фельдмана Д.З. дала письменное согласие от 04.05.2018 № 267/ПОГ/351/ на демонтаж части здания по указанному адресу.

Согласно ч.2 ст. 51 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Письмом от 16.04.2015 № Д23и-1663 Министерства экономического развития Российской Федерации разъяснено следующее: снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности. При этом порядок сноса и демонтажа объектов капитального строительства регулируется законодательством субъектов Российской Федерации… Комплексный анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства является распоряжение органа местного самоуправления о сносе такого объекта, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта. Осуществление самовольного сноса объектов капитального строительства не допускается.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В силу ч.17 ст. 51 ГрК РФ (редакции рот 31.12.2017 N 506-ФЗ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Уставом муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (п.13 ч.2 ст. 56) к полномочиям Администрации города в области градостроительства и землеустройства отнесена выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.

Таким образом, исходя из приведенных выше правовых норм основанием для сноса (демонтажа) объекта капитального строительства на территории муниципального образования город Рубцовск является распоряжение (разрешение) Администрации города Рубцовска Алтайского края о сносе (демонтаже) такого объекта.

Демонтаж северной трехэтажной части здания по ... в г. Рубцовске не относится к случаям, в которых в соответствии с ч.17 ст. 51 ГрК РФ, ст. 51 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
такое разрешение не требуется.

Снос и демонтаж зданий градостроительным законодательством рассматриваются как разновидность строительной деятельности" (Письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 "О рассмотрении обращения") и являются неотъемлемой частью строительного процесса. Так, например, проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства является седьмым разделом Проекта организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства.

Таким образом, снос или демонтаж объектов капитального строительства имеет разрешительную природу и осуществляется на основании распоряжения уполномоченного органа местного самоуправления о сносе, которым в том числе определяются порядок и сроки осуществления сноса такого объекта (письмо Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. N Д23и-1663 "О рассмотрении обращения").

Лица, нарушившие порядок сноса объектов капитального строительства несут установленную законом ответственность (в частности по ст. 9.5 КоАП РФ).

Порядок выдачи разрешения на строительство предусмотрен ст. 51 ГрК РФ, а так же Административным регламентом предоставления администрацией города Рубцовска Алтайского края муниципальной услуги «выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию», утвержденным Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 06.06.2016 № 2383 (далее Административный регламент, Регламент).

В соответствии с ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".

К указанному заявлению прилагаются документы, перечисленные в ч.7 ст. 51 ГрК РФ, в из числе: согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

Согласно ч.11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч 13 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Административным регламентом предоставления Администрацией города Рубцовска Алтайского края муниципальной услуги «выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию», утвержденным Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 06.06.2016 № 2383, предусмотрено, что предоставление муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию" осуществляется Администрацией города Рубцовска по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, указанных в частях 5 - 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и других федеральных законов. Процедуры приема документов от заявителя, рассмотрения документов и выдачи результата предоставления муниципальной услуги осуществляются специалистами комитета Администрации города Рубцовска по архитектуре и градостроительству (п. 2.2 Регламента).

Результатом предоставления муниципальной услуги является: 1) выдача разрешения на строительство объекта (п.п.1 п.1 Регламента).

Основанием для предоставления муниципальной услуги является направленное в Администрацию города Рубцовска заявление в письменной форме, представленное на личном приеме, направленное почтой или в форме электронного документа через Единый портал, либо поданное через Многофункциональный центр по форме согласно приложениям NN 6, 7, 8, 9 к Административному регламенту (п. 2.7.1 Регламента).

Согласно п.п.6 п. 2.7.2 Регламента в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства к заявлению о выдаче разрешения на строительство (приложение N 6 к Административному регламенту) заявителем или его уполномоченным представителем прилагается согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 7 настоящего пункта случаев реконструкции многоквартирного дома.

Руководствуясь указанными нормами права, заявление Подопригорина В.А., Воробьевой Е.П. о согласовании демонтажа части здания надлежало Администрации города Рубцовска Алтайского края рассмотреть в рамках муниципальной услуги «выдача разрешения на строительство», порядок которой предусмотрен Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 06.06.2016 № 2383, в соответствии со ст. 51 ГрК РФ.

Демонтаж северной трехэтажной части здания, расположенного по ул.Октябрьская, 88 в г. Рубцовске, по сути является реконструкцией объекта капитального строительства, так как влечет изменение параметров всего объекта (пункт 14 статьи 1 ГрК РФ).

Поскольку такой порядок как согласование сноса (демонтажа) части здания, т.е. реконструкции всего объекта капитального строительства, без согласования со всеми владельцами данного объекта капитального строительства, законом не предусмотрен, суд не может признать оспариваемые действия Администрации города Рубцовска Алтайского края законными.

В соответствии с п.п. 2.13.1 п. 2.13 Регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является отсутствие документов, указанных в пунктах 2.7.2,2.7.32 настоящего Административного регламента.

В связи с указанным, при отсутствии согласования со всеми владельцами объекта капитального строительства (ОАО «Балтика») надлежало отказать Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П. в выдаче разрешения на снос (демонтаж) части здания.

Генеральный директор ОАО «Балтика» Бурмицких, учредитель Гамалеев П.П. поясняли, что Подопригорин В.А. и Воробьева Н.П. не согласовывали с представителями ОАО «Балтика» предстоящие работы по сносу (демонтажу) северной части здания, об этом она узнала, когда начались сами работы. В период начала работ по сносу (демонтажу) части здания, в помещении ОАО «Балтика» находились люди, так как помещение находилось в эксплуатации, что представляло определенную опасность для жизни и здоровья людей. При надлежащем согласовании, собственник южной части здания (ОАО «Балтика») прежде всего прекратил бы эксплуатацию помещения, произвел бы предварительные работы по укреплению строительных конструкций во избежание обрушения южной части здания либо иного ущерба. В настоящее время помещение в северной части здания, принадлежащее Подопригорину В.А. и Воробьевой Н.П., полностью снесено, что повлекло частичное повреждение помещения, принадлежащего ОАО «Балтика».

Административным истцом в августе 2018 года было проведено обследование технического состояния южной части здания по ул. Октябрьская, 88 в г. Рубцовске после произведенного сноса (демонтажа) северной части здания, по итогам которого АО «Проектный институт «Алтайкоммунпроект» было составлено заключению № 1372-3-123-18. Согласно указанному заключению в результате сноса трехэтажной части здания (лит А1) с северной стороны обследуемого нежилого помещения отсутствуют наружная стена, ограждающих функций внутренние перегородки не выполняют. Кирпичные перегородки в результате сноса части здания получили серьезные повреждения: трещины, выпадение и выдавливание кирпича, потерю устойчивости. Часть несущей стены с западной стороны находится в аварийном состоянии. Кирпичная кладка дымовентиляционной шахты с северной стороны разрушена. Техническое состояние наружных и внутренних кирпичных несущих стен оценивается как аварийное (раздел 5, подраздел 5.1.2).

Стропильная система крыши в результате сноса трехэтажного помещения (лит.А1) получила серьезные повреждения: обрешетка и стропила имеют недопустимые прогибы, стойка не опирается на лежень, отсутствует подкос под стропильную ногу, часть стропильной конструкции не опирается на несущие стены. Элементы безопасности кровли отсутствуют. Стропильная конструкция крыши имеет видимый прогиб. Техническое состояние стропильной конструкции крыши оценивается как аварийное, кровли- удовлетворительное (Раздел 5, подраздел 5.1.7).

Таким образом, работы по демонтажу трехэтажного помещения в северной части здания повлекли определенный ущерб конструкции помещения в южной части здания по ... в г. Рубцовске.

А, поскольку в силу закона основанием для демонтажа (сноса) объекта капитального строительства (части объекта) является распоряжение органа местного самоуправления о демонтаже (сносе) такого объекта, при этом, выдача согласования на демонтаж части здания (без согласия всех владельцев объекта капитального строительства), имеющего лишь уведомительный характер, не предусмотрена законом,

суд полагает, что действия Администрации города Рубцовска Алтайского края в указанной части являются не законными и нарушающими права и законные интересы административного истца ОАО «Балтика».

В соответствии с ч.1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В связи с изложенным, суд считает необходимым признать незаконными действия Администрации города Рубцовска Алтайского края по согласованию демонтажа трехэтажного нежилого помещения, с кадастровым номером 22:70:020719:316, расположенного в северной части здания по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ..., с собственниками помещения Подопригориным В.А., Воробьевой Н.П., в отсутствие согласования со всеми владельцами объекта капитального строительства.

В виду полного демонтажа северной части здания, принадлежащего Подопригорину В.А., Воробьевой Н.П., на момент рассмотрения настоящего административного дела, суд не возлагает на административного ответчика обязанность совершить определенные действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Доводы административного истца о незаконности Проекта организации по сносу и демонтажу, шифр О-09-18, выполненного ООО «Аркада», судом отклоняются. Поскольку это не являлось предметом судебного разбирательства в настоящем административном деле. Законность указанного Проекта ранее в судебном порядке не оспаривалась.

Требования в части признания бездействия Администрации города Рубцовска по не исполнению п. 11 ст. 55.24 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, не установлению порядка проведения осмотра зданий (сооружений), не проведению осмотра эксплуатируемого здания по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ... в целях оценки его технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, по не направлению ОАО «Балтика», собственнику, ответственному за эксплуатацию части данного здания, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 11 ст. 55.24 ГрК РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

ОАО «Балтика», а так же Подопригорин В.А. с Воробьева Н.П. в Администрацию города Рубцовска с заявлениями о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации здания, о возникновении аварийных ситуаций в здании, или возникновении угрозы разрушения здания, не обращались.

При выдаче разрешения на строительство, в данном случае снос (демонтаж) части здания, законом не возложена обязанность на орган местного самоуправления проводить такие осмотры и направлять лицам, ответственным за эксплуатацию здания рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 51 ГрК РФ в перечне документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство, документы такого осмотра здания, сооружения органом местного самоуправления отсутствуют.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что Администрация города Рубцовска Алтайского края в отсутствие заявлений собственников здания в данном случае не обязана была проводить осмотр здания по ... в г. Рубцовске и направлять ОАО «Балтика», как собственнику, ответственному за эксплуатацию части здания, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений.

В удовлетворении указанной части требований административного иска суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования ОАО «Балтика» к Администрации города Рубцовска Алтайского края, Главе города Рубцовска Алтайского края Фельдману Дмитрию Зайвелевичу об оспаривании действий (бездействия) удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Администрации города Рубцовска Алтайского края в лице Главы города Рубцовска Фельдмана Дмитрия Зайвелевича по согласованию демонтажа трехэтажного нежилого помещения, с кадастровым номером ***, расположенного в северной части здания по адресу: Алтайский край, г. Рубцовск, ..., с собственниками помещения Подопригориным В.А., Воробьевой Н.П., в отсутствие согласования со всеми владельцами объекта капитального строительства.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.Г. Яркович