РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Рязань 21 февраля 2018 года
Советский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Горбатенко Е.Ю.,
при секретаре Полуэктовой А.С.,
с участием представителя административного истца Юдиной А.И., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя административного ответчика Алямовской О.А., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - Карпицкого И.Г., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному иску Захаровой Елены Викторовны к администрации г.Рязани о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Захарова Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г.Рязани о признании незаконными действий.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что она обратилась в администрацию г.Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка. 14.09.2017 года Захаровой Е.В. был выдан градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, местонахождение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м. Указанная в градостроительном плане дата выдачи - 06.09.2017 года. В выданном Захаровой Е.В. градостроительном плане в п.2 (информация о градостроительном регламенте), в п.2.2 (Информация о видах разрешенного использования земельного участка) содержится недостоверная, не соответствующая источникам информация, а именно указано, что градостроительный план на земельный участок не распространяется, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка не имеются. В п.2.4 градостроительного плана в п.1 таблицы указаны причины отнесения земельного участка к виду земельного участка на который действие градостроительного регламента не распространяется «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Между тем, в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 года №, принадлежащий административному истцу земельный участок находится в территориальной зоне <данные изъяты> (Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами <данные изъяты>, что подтверждается также сообщением градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани от 15.08.2017 года № на обращение Захаровой Е.В. Согласно п.1 Приказа от 17.09.2015 года № Министерства культуры Российской Федерации выявленный объект культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» является достопримечательным местом. На достопримечательные места градостроительный регламент распространяется. Принадлежащий административному истцу земельный участок не попадает ни под одну из категорий земельных участков, на который градостроительный регламент не распространяется. Таким образом, на принадлежащий земельный участок должен распространяться градостроительный регламент, установленный для территориальной зоны <данные изъяты>. Таким образом, по мнению истца действия администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана № земельного участка с кадастровым номером №, местонахождение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, включающего недостоверную, не соответствующую источникам информацию о том, что градостроительный регламент на земельный участок не распространяется по причине отнесения земельного участка к виду земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина» являются незаконными, нарушающими права и законные интересы Захаровой Е.В. на строительство жилья на земельном участке и получение градостроительного плана, содержащего достоверную информацию.
С учетом уточнения исковых требований, Захарова Е.В. просила признать незаконными действия администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана № RU № земельного участка с кадастровым номером №, местонахождение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, содержащего недостоверную, не соответствующую источникам информацию о том, что градостроительный регламент на земельный участок не распространяется по причине отнесения земельного участка к виду земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», а также о том, что градостроительный регламент не утвержден. В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Захаровой Е.В. обязать администрацию г.Рязани выдать Захаровой Е.В. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, содержащий информацию в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны <данные изъяты>, предусмотренным Правилами землепользования и застройки в г.Рязани.
В судебном заседании представитель административного истца Юдина А.И. заявленные требования поддержала, в дополнение пояснив, что земельный участок находится в зоне жилой застройки территориальной зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3этажа) (Ж3), для которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки установлены градостроительные регламенты. До настоящего времени требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены. Таким образом, действующие утвержденные градостроительные регламенты для зоны расположения земельного участка не изменены. Установленный градостроительными регламентами правовой режим использования земельного участка на противоречит Закону об охране объектов культурного наследия, поскольку указанный закон строительства на территории достопримечательных мест не запрещает. Ограничения в использовании земельного участка отсутствуют.
Представитель административного ответчика Алямовская О.М. против удовлетворения административного иска возражала, пояснив, что требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения. До настоящего времени соответствующие акты Министерства культуры Российской Федерации не утверждены. Порядок заполнения формы градостроительного плана земельного участка не содержит положений, регламентирующих подготовку ГПЗУ в случае отсутствия градостроительных регламентов зон с особыми условиями использования при обязательности их наличия. Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне <данные изъяты> Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами <данные изъяты>, предназначенной для размещения усадебных, коттеджных и жилых домов блокированной застройки на одну семью малой этажности (до <данные изъяты> этажей) с приусадебными участками. Предметом охраны достопримечательного места являются его градостроительные, геологические, ландшафтные, объемно-пространственные, планировочные, архитектурно-стилистические характеристики, ценные элементы застройки и благоустройства, совместные творения человека и природы, объекты, представляющие интерес с точки зрения архитектуры, истории, археологии, этнологии и экологии, функциональное назначение и мемориальное значение указанного достопримечательного места. Указание в ГПЗУ градостроительного регламента территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, не будет соответствовать решению задач поставленных Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках культуры) народов Российской Федерации».
Представитель заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области Карпицкий И.Г. против удовлетворения административного иска также возражал.
Суд, выслушав объяснения представителя административного истца Юдиной А.И., представителя административного ответчика Алямовской О.М., представителя заинтересованного лица Карпицкого И.Г., посчитав возможным, на основании положений ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца Захаровой Е.В., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства и об его отложении не просившей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и (или) организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и (или) должностное лицо; в свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, а так же факт соблюдения сроков обращения в суд (ст. ст. 62, 226 КАС РФ).
Поскольку ГПЗУ № от 06.09.2017 года не мог быть получен ранее 14.09.2017 года, о чем свидетельствует письмо начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани от 14.09.2017 года №, истец обратилась в суд 12.12.2017 года, срок для обращения истца в суд с настоящими требованиями не пропущен.
В соответствии со ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:
1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;
2) в границах территорий общего пользования;
3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;
4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.
Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 27.07.2017 года ФИО3, действующая на основании доверенности от имени Захаровой Е.В. обратилась в администрацию г.Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, местонахождение <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м.
14.09.2017 года Захаровой Е.В. был выдан градостроительный план №. Указанная в градостроительном плане дата выдачи - 06.09.2017 года.
В выданном Захаровой Е.В. градостроительном плане в п.2 (информация о градостроительном регламенте), в п.2.2 (Информация о видах разрешенного использования земельного участка) указано, что градостроительный план на земельный участок не распространяется, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка не имеются. В п.2.4 градостроительного плана в п.1 таблицы указаны причины отнесения земельного участка к виду земельного участка на который действие градостроительного регламента не распространяется «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина».
Постановлением Правительства Рязанской области № от 14.03.2006 года утверждены границы государственного музея-заповедника С.А. Есенина на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника С.А. Есенина.
На основании приказа Министерства культуры РФ № от 17.09.2015 года в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения включен выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Данным приказом утверждены границы указанного объекта культурного наследия.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> и принадлежащий Захаровой Е.В. расположен в границах выявленного объекта культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством С.А. Есенина».
В ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, приводится перечень земельных участков на которые градостроительный регламент не распространяется. Между тем, из содержания данной статьи следует, что земельные участки в границах достопримечательного места к данной категории земельных участков не относятся.
В силу п.2 ч.1 ст.5.1 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места - разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.
На основании ч.3 ст.5.1 указанного Федерального закона, Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
В настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории достопримечательного места федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.
Из пояснений представителя ответчика и представителя заинтересованного лица следует, что в настоящее время Министерством культуры Российской Федерации разработан проект Приказа «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место - «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина». Однако, указанный приказ до настоящего времени не утвержден.
Судом установлено, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 года №, принадлежащий административному истцу спорный земельный участок находится в территориальной зоне <данные изъяты> (Зона жилой застройки индивидуальными жилыми домами <данные изъяты>, для которого градостроительный регламент установлен что подтверждается также сообщением градостроительства и архитектуры администрации г.Рязани от 15.08.2017 года № на обращение Захаровой Е.В. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места до настоящего времени не установлены.
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
При таких обстоятельствах, суд полагает, что указание в градостроительном плане на то, что на спорный земельный участок градостроительный регламент не распространяется и градостроительный регламент не устанавливается по причине отнесения земельного участка к виду земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», а также о том, что градостроительный регламент не утвержден является незаконным.
Доводы представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица со ссылками на письмо Министерства Культуры Российской Федерации № от 22.02.2017 года, направленное в адрес Врио Губернатора Рязанской области ФИО12 о необходимости приостановления выдачи разрешений на строительство в границах территории достопримечательного места, являются необоснованными, поскольку указанное письмо не содержит каких-либо разъяснений, касающихся порядка выдачи ГПЗУ, кроме того, из пояснений представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица следует, что данное письмо носит рекомендательный характер.
На основании изложенного суд полагает, что поскольку оспариваемый градостроительный план не основан на законе и администрацией г.Рязани в полном объеме не исследованы обстоятельства, имеющие значение по спорному вопросу, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет повторное рассмотрение ранее поданного ФИО3 действующей от Захаровой Елены Викторовны заявления от 27.07.2017 года о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 172-180, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Захаровой Елены Викторовны к администрации г.Рязани о признании незаконными действий удовлетворить частично.
Признать незаконным градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, выданный администрацией г.Рязани в части указания на то, что на причиной отнесения земельного участка к виду земельного участка на который градостроительный регламент не распространяется или градостроительный регламент не устанавливается является «Есенинская Русь-место связанное с жизнью и творчеством поэта С.А. Есенина», а также в части указания на то, что градостроительный регламент не утвержден.
Обязать администрацию г.Рязани в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО3 действующей от Захаровой Елены Викторовны от 27 июля 2017 года о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части требований Захаровой Елены Викторовны отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья