ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3358/19 от 24.12.2019 Приморского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №2а-3358/19 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новороссийск 24 декабря 2019 года

Приморский районный суд г. Новороссийска в составе:

судьи Семенова Н.С.,

при секретаре Мазур А.М.,

с участием представителей: административного истца – Эксарова С.П., административного ответчика – Зеленской Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дюгаевой Варвары Сергеевны к государственной жилищной инспекции Краснодарского края об оспаривании бездействия должностных лиц,

УСТАНОВИЛ:

Дюгаева В.С. обратилась в суд с иском, в котором указала на то, что 14.10.2019 г. посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее «ГИС ЖКХ») её представитель по доверенности Эксаров С.П., действуя от её имени, обратился в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края (далее «ГЖИ») с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении АО «Новороссийская управляющая компания» (далее «НУК») к административной ответственности. На указанное заявление, ГЖИ направила в адрес Эксарова С.П. письмо, в котором сообщалось об отсутствии у Эксарова С.П. полномочий на обращение от имени Дюгаевой В.С. в ГЖИ.

Считает, что ГЖИ незаконно уклонилось от принятия решения по заявлению о привлечении к административной ответственности НУК, чем нарушило требования КоАП РФ. При обращении в ГЖИ, Эксаровым С.П. предоставлена копия нотариально удостоверенной доверенности, предусматривающая полномочия Эксарова С.П. предоставлять интересы Дюгаевой В.С. по делам об административных правонарушениях. ГЖИ является государственным органом, наделенным правом рассматривать дела об административных правонарушениях, в связи с чем обязана была принять решение по заявлению Дюгаевой В.С. в соответствии с требованиями главы 28 КоАП РФ.

Просит суд признать незаконным бездействие ГЖИ, выразившееся в не рассмотрении её заявления от 14.10.2019 г. в соответствии с требованиями главы 28 КоАП РФ и обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение её прав путем рассмотрения её заявления от 14.10.2019 г. в соответствии с главой 28 КоАП РФ.

В судебном заседании Эксаров С.П. поддержал требования Дюгаевой В.С., ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Зеленская Т.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Дюгаевой В.С., пояснив, что обращение от имени Дюгаевой В.С. поступило в ГЖИ по ГИС ЖКХ от Эксарова С.П., с приложение доверенности, выданной Дюгаевой В.С. на представление её интересов во всех судебных, административных и правоохранительных органах. Поскольку в доверенности отсутствовали полномочия Эксарова С.П. на обращения от имени Дюгаевой В.С. в государственные органы, в том числе и в ГЖИ, учитывая невозможность установления лица, обращающегося посредством информационно-коммуникационных технологий с заявлением о проведении проверки, поскольку заявление Дюгаевой В.С. отправлено с личного кабинета Эксарова С.П., ГЖИ был направлен в адрес заявителя соответствующий письменный ответ.

Выслушав стороны по делу, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд признает требования Дюгаевой В.С. законными и обоснованными, в связи с чем считает возможным их удовлетворить.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.

В судебном заседании установлен и не оспаривается административным ответчиком факт направления Дюгаевой В.С. 14.10.2019 г. в адрес ГЖИ, через личный кабинет Эксарова С.П. в ГИС ЖКХ, заявления №23-2019-6927 о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении НУК. В указанном заявлении Дюгаева В.С. просила возбудить в отношении НУК дело об административном правонарушении, признать её потерпевшей по делу об административном правонарушении, о чем внести соответствующие сведения в протокол об административном правонарушении, копию которого направить в её адрес. Кроме того, в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, просила вынести мотивированное определение, копию которого направить ей по электронной почте в системе ГИС ЖКХ с указание конкретного адреса. Заявление подписано представителем Дюгаевой В.С. Эксаровым С.П. и, к заявлению прикреплены файлы – скан доверенности Дюгаевой В.С. от 07.08.2019 г.

Как видно из письменного сообщения, подписанного начальником отдела правового обеспечения ГЖИ, датированного 22.10.2019 г. и адресованного Эксарову С.П. для сообщения Дюгаевой В.С., ГЖИ рассмотрено заявление Эксарова С.П., поданное в интересах Дюгаевой В.С. о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ. ГЖИ указала, что не усматривает оснований для направления Эксаровым С.П., действующим в интересах Дюгаевой В.С. на основании доверенности 23 АА9720593 от 07.08.2019 г., обращений в государственные органы, в том числе в ГЖИ, от имени Дюгаевой В.С. Заявителю рекомендовано предоставить в ГЖИ надлежаще оформленную доверенность, с указанием на полномочия от Дюгаевой В.С. на обращение от её имени в органы исполнительной власти Краснодарского края.

Как установлено ч. 1 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», (далее «Федеральный закон») настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с ч. 2 этой же статьи, установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно п.3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ сообщения и заявления физических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения, являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Право ГЖИ рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, закреплено частями 1 и 2 ст.23.55 КоАП РФ.

Как установлено ч. 1 ст.25.2 КоАП РФ, потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Согласно разъяснений, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п. 11 постановления от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», исходя из части 3 статьи 25.2 КоАП РФ право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

Поскольку Дюгаева В.С. является владельцем квартиры в многоквартирном <адрес>, который находится на обслуживании НУК, и в её заявлении от 14.10.2019 г. №23-2019-6927 она просит возбудить в отношении НУК дело об административном правонарушении за не размещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения недостоверной информации необходимой для предоставления коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что в спорных отношениях Дюгаева В.С. безусловно является потерпевшей, на которую распространяются права, установленные КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 25.2 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Частью 3 настоящей статьи установлено, что полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

Как установлено п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

В судебном заседании установлено, что, направляя в адрес ГЖИ письменное обращение Дюгаевой В.С., Эксаров С.П. приложил к обращению доверенность 23 АА9720593.

Из указанной доверенности, удостоверенной нотариусом 07.08.2019 г., видно, что Дюгаева В.С. уполномочила Эксарова С.П. представлять её интересы во всех судебных, административных и правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре и иных правоохранительных органах, в том числе по делам об административном правонарушении. Доверенность выдана сроком на один год.

Суд признает несостоятельными доводы административного ответчика об отсутствии у Эксарова С.П. полномочий на представительство интересов Дюгаевой В.С. в органах исполнительной сласти Краснодарского края, в том числе и в ГЖИ.

Исходя из основ административного права, подадминистративным органомследует понимать созданную в установленном административным законодательством порядке государственную или муниципальную организацию, которые уполномочены на осуществление в пределах предоставленной им компетенции административно-публичной деятельности от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и наделены соответствующими административными полномочиями нормотворческого, регулятивного и (или) охранительно-защитного характера.

Согласно ст. 4 Положения «О государственном жилищном надзоре», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.

Принимая во внимание, что ГЖИ осуществляет региональный государственный жилищный надзор в процессе осуществления собственниками, арендаторами, нанимателями жилых помещений, а также управляющими организациями, жилищно-эксплуатационными организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами либо иными специализированными потребительскими кооперативами функций по управлению и (или) эксплуатации жилищного фонда, а также по предоставлению гражданам коммунальных услуг, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик является административным органом, в связи с чем, нотариально удостоверенная доверенность <№> наделяет Эксарова С.П. соответствующими полномочиями по обращению в ГЖИ от имени Дюгаевой В.С., и указанное обращение подлежало рассмотрению ГЖИ в установленном законом порядке.

Рассматривая доводы административного ответчика о том, что обращение Дюгаевой В.С., адресованное ГЖИ, отправленное Эксаровым С.П. по системе ГИС ЖКХ, не может быть основанием для проведения внеплановой проверки, по причине наличия сомнений в авторстве обращения, суд считает их необоснованными по следующим основаниям.

Как установлено ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

Организация и проведение внеплановой проверки регламентированы ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 г. №294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении».

В соответствии с п.п «в» п. 2 ч. 2 указанной статьи одним из оснований для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующем факте - нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Как установлено ч. 3 этой же статьи Федерального закона обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 настоящей статьи, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Порядок работы с обращениями граждан в государственной жилищной инспекции Краснодарского края, установлен приказам государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 12.03.2018 г. №26 от 12 марта 2018 года № 26 «О порядке рассмотрения обращений граждан в государственной жилищной инспекции Краснодарского края».

В соответствии с п. 2.3.2 указанного порядка, обращение, поступившее в Инспекцию в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом и Порядком. В обращении заявитель в обязательном порядке указывает: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии); адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме. Каких-либо других требований к обращениям граждан, направляемым в адрес ГЖИ в форме электронного документа, указанный порядок не предъявляет.

Принимая во внимание, что в своем обращении от 14.10.2019 г. Дюгаева В.С. не просила ГЖИ провести внеплановую проверку в отношении НУК, а рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности НУК, предусматривающий возможность, в том числе, вынесение по заявлению определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении без проведения проверки, суд признает не основанными на законе доводы ГЖИ об отказе в рассмотрении по существу заявления Дюгаевой В.С. от 14.10.2019 г., в связи с чем, данное бездействие административного ответчика является незаконным и нарушает права Дюгаевой В.С.

С целью устранения нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть по существу заявление Дюгаевой В.С., датированное 14.10.2019 г., в соответствии с требованиями главы 28 КоАП Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Дюгаевой Варвары Сергеевны удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностных лиц государственной жилищной инспекции Краснодарского края, выразившееся в не рассмотрении в порядке главы 28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, заявления Дюгаевой Варвары Сергеевны от 14.10.2019 г. №23-2019-6927, направленное посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении АО «Новороссийская управляющая компания».

Обязать государственную жилищную инспекции Краснодарского края рассмотреть в порядке главы 28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, заявление Дюгаевой Варвары Сергеевны от 14.10.2019 г. №23-2019-6927, направленное посредством государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ в отношении АО «Новороссийская управляющая компания».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение вступило в законную силу «_____» ______________ 2020 года

Судья Н.С. Семенов