Мотивированное решение составлено 03.06.2022
№ 2а-3359/22
50RS0035-01-2022-001937-09
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 мая 2022 года г. Подольск
Подольский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Минтиненко Н.С.,
при секретаре судебного заседания Шитовой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к УМВД России по г.о. Подольск о признании незаконным и отмене решения Климовского отдела полиции УМВД России по г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ о постановке несовершеннолетней ФИО2 на профилактический учет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, уточнив требования, обратился в суд с административным иском к УМВД России по г.о. Подольск о признании незаконным и отмене заключения инспектора ПДН ФИО3, утверждённого начальником Климовского отдела полиции ДД.ММ.ГГГГ о постановке на профилактический учет его дочери ФИО2.
В обоснование требований сослался на то, что его дочь к антиобщественной деятельности не склонна, один раз не ночевала дома, он волновался, поэтому обращался в полицию. Дочь пришла сама, полиция ее не нашла. Считает законных оснований для ее постановки на профилактический учет не было, это нарушает ее права и может отрицательно сказаться на будущем.
Административный истец ФИО1 и его представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика к УМВД России по г.о. Подольск не явился, извещен.
Представитель заинтересованного лица КДН г.о. Подольск не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 является отцом несовершеннолетней ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения инспектора ПДН ФИО3, утверждённого начальником Климовского отдела полиции несовершеннолетняя ФИО2 была поставлена на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки в порядке установленном п. 49.1.4 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России №от ДД.ММ.ГГГГ, как совершившая антиобщественное действие.
Согласно содержанию оспариваемого заключения, в качестве основания постановки ФИО2 на профилактический учет послужило то, что она ДД.ММ.ГГГГ самовольно покинула дом и ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ вернулась домой. Противоправных действий в отношении нее не совершалось. Несовершеннолетняя ФИО2 признана склонной к совершению антиобщественных действий.
Из объяснений ФИО1 следует, что вся семья тяжело болела, дочери было тяжело находится дома и она переночевала у подружки.
Согласно статье 2 Закона N 120-ФЗ основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц (статья 1 Закона N 120-ФЗ).
Пункты 1 и 2 части 5 Закона N 120-ФЗ содержит перечень категорий лиц, в отношении органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа.
Пункт 3 статьи 5, подпункт 1 пункта 1 статьи 21 Закона N 120-ФЗ, содержат положения о том, что в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальная профилактическая работа может проводиться с лицами, которые не указаны в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.2 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 845 (далее - Инструкция) подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации проводят индивидуальную профилактическую работу в пределах своей компетенции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, которые не указаны в подпунктах 2.1.1 и 2.1.2 настоящей Инструкции, при необходимости профилактики совершения ими правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации или его заместителя.
В этом случае, основанием для постановки на профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей является заключение о постановке несовершеннолетнего, родителя, иного законного представителя на профилактический учет в подразделении по делам несовершеннолетних и заведении учетно-профилактической карточки (приложение N 15 к настоящей Инструкции) (пункт 42.4 Инструкции).
На профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки ставятся несовершеннолетние совершившие антиобщественное действие (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 49.1.1 - 49.1.3 настоящей Инструкции) (пункт 49.1.4 Инструкции).
В случае однократного совершения несовершеннолетним антиобщественного действия, при наличии информации об особенностях его личности, условиях жизни и воспитания, родителях или иных законных представителях сотрудником ПДН может быть внесено начальнику территориального органа МВД России мотивированное предложение о нецелесообразности постановки на профилактический учет, за исключением правонарушений, связанных, в том числе с употреблением алкогольной или спиртосодержащей продукции (пункт 51.1 Инструкции).
Таким образом, по смыслу вышеприведенных нормативно-правовых предписаний необходимость постановки несовершеннолетнего на профилактический учет должна обосновываться реальным проявлением противоправного, антиобщественного поведения подростка или выраженного им намерения совершить антиобщественное деяние и само по себе совершение несовершеннолетним однократного антиобщественного проступка, достаточным основанием для указанных мер профилактики не является.
Доказательств, свидетельствующих о необходимости постановки несовершеннолетней ФИО2 на профилактический учет, равно как и сведений о том, что последняя с учетом особенности личности, условий жизни и воспитания, данных о родителях, склонна к совершению общественно опасных деяний, в материалы дела не представлено.
Суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном размере.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить,
Признать незаконным и отменить решение Климовского отдела полиции УМВД России по г.о. Подольск от ДД.ММ.ГГГГ о постановке несовершеннолетней ФИО2 на профилактический учет.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд <адрес> в течение месяца.
Председательствующий: Н.С. Минтиненко