ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-335/2016 от 21.03.2016 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-335/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Мостовской 21 марта 2016 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Сыроватской М.А.,

с участием

административного истца главы Ярославского сельского поселения Субботина А.Ю., представителя административного ответчика ОМВД России по Мостовскому району Безшапошного Р.В.,

при секретаре Черной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению главы Ярославского сельского поселения Субботина А.Ю. к ОМВД России по Мостовскому району о признании незаконными действий по истребованию документов,

УСТАНОВИЛ:

Глава Ярославского сельского поселения Мостовского района Краснодарского края Субботин А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ОМВД России по Мостовскому району, в котором просит признать незаконными действия административного ответчика по истребованию в срок не позднее 09.03.2016 документов, подтверждающих благоустройство прилегающей территории реконструированного детского сада по <...> в <...> ( с приложением заверенных копий документов, подтверждающих целевое расходование средств, в том числе, договора, дополнительные соглашения, проектную документацию, платежные поручения, формы КС-2,КС-3 и т.д.), со ссылкой на ст. 11 ФЗ РФ "О полиции" и ст. 6 ФЗ РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", считая запрос необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства, а также превышающим должностные полномочия инициатора требования, обосновывая свой административный иск тем, что ст. 11 ФЗ РФ от 07.02.2011 "О полиции", на которую ссылается должностное лицо в запросах <...><...> от 29.02.2016, содержит положения об обязанности полиции в своей деятельности использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, что не может иметь отношение к запросу документации по реконструкции детского сада.

Статья 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" содержит перечень оперативно - розыскных мероприятий, а именно: 1.Опрос; 2.Наведение справок; 3.Сбор образцов для сравнительного исследования; 4. Проверочная закупка; 5. Исследование предметов и документов; 6. Наблюдение; 7.Отождествление личности; 8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; 9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; 10. Прослушивание телефонных переговоров; 11. Снятие информации с технических каналов связи;12. Оперативное вндрение;13 Контролируемая поставка; 14 Оперативный эксперимент.

Однако из фабулы запроса административному истцу неясно, о каком именно оперативно-розыскном мероприятии идет речь, и на основании чего проводится оперативно-розыскное мероприятие, поскольку в запросе отсутствует ссылка на номер уголовного дела или на номер материала КУСП.

В судебном заседании глава Ярославского сельского поселения Субботин А.Ю. поддержал свои требования, просил их удовлетворить, приведя в обоснование вышеизложенные доводы, и полагая, что в случае запроса в рамках ОРД административный ответчик вправе предоставить в суд в обоснование законности запроса материалы оперативного дела.

Представитель административного ответчика по доверенности Безшапошный Р.В. административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в возражении и в дополнении к возражению, указывая на то, что согласно должностным инструкциям на сотрудников ОЭБ и ПК (Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) отдела МВД России по Мостовскому району возложены обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений экономической и налоговой направленности. Оспариваемый административным истцом запрос был направлен за подписью врио начальника полиции И.С. Кларк, имеющего доступ к оперативным документам.

Согласно п.1 ч.2 ст. 7 ФЗ РФ № 144 "Об оперативно-розыскной деятельности" основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий служат сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

При проведении оперативных мероприятий согласно п.2 ч.1 ст. 6 ФЗ РФ № 144 от 12.08.1995 ""Об оперативно-розыскной деятельности" сотрудники полиции имеют право наводить справки, такое же право сотрудников полиции предусмотрено п.4 ч.1 ст. 13 Закона "О полиции" при проведении проверки.

Оперативно-розыскное мероприятие - наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для решения задач ОРД путем непосредственного изучения документов( в том чисел архивных), а также направление запросов в любые органы, физическим и юридическим лицам, имеющим информационные системы. Запросы о предоставлении сведений, которые могут подтвердить или опровергнуть факт совершения правонарушения или преступления, сотрудники полиции вправе направлять и в государственные органы. Запрос главе Ярославского сельского поселения был по детскому саду в рамках ОРД, имеющей гриф "секретно", поэтому этот материал не может быть представлен в суд. Ссылка в запросе на ст. 11 вместо ст. 13 Закона "О полиции" приведена ошибочно.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление главы Ярославского сельского поселения Субботина А.Ю. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы, законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В адрес административного истца 29.03.2016 <...> за подписью врио начальника полиции И.С. Кларк, как указано, в связи с возникшей служебной необходимостью, был направлен оспариваемый главой администрации Ярославского сельского поселения запрос.

Административный истец полагает, что на него незаконно возложена обязанность по предоставлению ответа на запрос, ввиду отсутствия ссылки на номер уголовного дела или № материла КУСП.

Однако позицию административного истца суд считает ошибочной.

Согласно ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе, предусмотренные п.1 ч.2 указанной статьи, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Как установлено в судебном заседании и следует из запроса, он был направлен в рамках ОРД, осуществляемой органами МВД России, о чем свидетельствует ссылка на ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривающую, в том числе, гласное оперативно-розыскное мероприятие - наведение справок.

Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, бухгалтерские, кадровые и т.п.), а также места их получения(предприятия, учреждения, учебные заведения и другие) определяются должностным лицом оперативного аппарата. При направлении запроса в рамках ОРД (работа по делам оперативного учета) в запросе не может содержаться ссылка на номер уголовного дела либо материалы КУСП, поскольку таковые отсутствуют, а дела оперативного учета имеют гриф "секретно".

В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и пп.7,10.11 Перечня оперативных подразделений системы МВД России, правомочных осуществлять оперативно -розыскную деятельность, утвержденных Приказом МВД России от 19.06.2012 <...>, подразделения экономической деятельности и противодействия коррупции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Запрос направлен за подписью руководителя - врио начальника полиции.

Следовательно, утверждение административного истца о превышении инициатором требований должностных полномочий, незаконности запроса является несостоятельным.

Ошибочное указание в запросе ст. 11 ФЗ РФ "О полиции" вместо ст. 13 данного закона само по себе не влечет незаконности запроса.

Довод административного истца о необходимости проверки судом материалов оперативного учета противоречит ст. 12 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", предусматривающей, что сведения, в том числе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную <...> и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление главы Ярославского сельского поселения Субботина А.Ю. к ОМВД России по Мостовскому району о признании незаконными действий по истребованию документов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: