ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-335/2021 от 23.06.2021 Солнечного районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2 а – 335/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Солнечный 23 июня 2021 г.

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Вовченко Е.В.,

при секретаре судебного заседания Шульгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания от 14.04.2021 № П2021-02.2-0587 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в адрес администрации Солнечного муниципального района внесено предписание № П2021-02.2-0587 от 14.04.2021, которым до 14.05.2021 предписано устранить выявленные нарушения путем размещения достоверных сведений в ГИС ЖКХ в полном объеме, выявленные нарушения требований законодательства сформулированы следующим образом:

в рамках проведения внеплановой документарной проверки исследовалось раскрытие администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информации, подлежащей размещению в соответствии с разд. 6 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 29.02.2016 №74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства” (далее - Приказ № 74/114/пр).

Главным управлением проанализирован отчет ГИС ЖКХ "Размещение информации по жилым домам", содержащий информацию о наличии нарушений при размещении информации в отношении следующих объектов жилищного фонда в Солнечном муниципальном районе Хабаровского края:

далее приводятся адреса домов, расположенных в Солнечном районе Хабаровского края.

Главным управлением проведен выборочный мониторинг раскрытия информации в ГИС ЖКХ, в ходе которого установлено нарушение п.9.1.4 Приказа №74/114/пр в части размещения недостоверной информации о виде (типе) здания в отношении следующих объектов жилищного фонда:

далее приводятся адреса домов, расположенных в Солнечном районе Хабаровского края.

По результатам проверки выявлены нарушения требований п. 9 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 6 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 3, ч. 16, ч. 17 ст. 7. ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства"; п. 9.1.4 разд. 6 Приказа № 74/114/пр, выразившиеся в размещении администрацией Солнечного муниципального ""‘района Хабаровского края недостоверных сведений в отношении вышеуказанных объектов жилищного фонда.

Не согласившись с указанным предписанием администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд настоящим с административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края (далее - край), осуществляющим полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) и лицензирования, декларирования на территории края, согласно п. 1.1 Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Постановление Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371 -пр(далее по тексту - Положение).

На основании пункта 3.1.2.10 Положения, управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ определены полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора, которые вправе, в том числе: выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдению обязательных требований.

По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы и содержать конкретные указания, конкретные выявленные нарушения обязательных требований и норм законодательства, с указанием конкретных норм права, которые были нарушены, о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и конкретными. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа юридическому лицу и содержащий требования по устранению выявленных нарушений.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.

Также, при вынесении предписания контролирующему органу необходимо обеспечить соблюдение не только норм законодательства, но и законных интересов нарушителя, не превышая разумно необходимые меры воздействия на него. В числе прочих, подразумевается, что предписание должно быть реально исполнимым.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.

Таким образом, предписание должностного лица должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Администрация муниципального района считает, что в оспариваемом предписании административный орган не конкретизировал какой вид (тип) здания в отношении перечисленных объектов жилищного фонда был с нарушением внесен в ГИС ЖКХ и какой именно вид (тип) здания в соответствии с п. 9.1.4 Приказа № 74/114/пр администрация муниципального района для устранения допущенных нарушений должна была внести.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно- коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) органы местного самоуправления обязаны размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту - ГИС ЖКХ) сведения об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

Согласно п. 9.1 раздела 6 Приказа 74/114/пр органами местного самоуправления размещается информация в отношении жилых домов блокированной застройки, а также объектов индивидуального жилищного строительства, данная информация размещается не позднее 15 дней со дня ввода жилого дома в эксплуатацию либо со дня произошедших изменений.

Перечень объектов жилого фонда в предписании содержит дома, которые являются многоквартирными, п. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что информацию по техническим характеристикам и состоянию многоквартирных домов в системе, размещают лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг.

Организационно-правовые механизмы поэтапного начала функционирования ГИС ЖКХ определяются ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 209-ФЗ по истечении четырех месяцев со дня вступления в силу соглашения об опытной эксплуатации системы на территории субъекта Российской Федерации, заключившего соглашение, поставщики информации обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную Федеральным законом № 209-ФЗ, но не позднее 1 июля 2016 года.

На вышеуказанную дату полномочия, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в силу Закона Хабаровского края от 26.1 1.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения» были закреплены за городскими и сельскими поселениями Солнечного муниципального района, тем самым ответственными поставщиками за внесение информации являлись администрации городских и сельских поселений.

Главным управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края в предписании не указана дата, основания и исполнитель внесения недостоверной информации, тем самым не установлена вина администрации Солнечного муниципального района, как юридического лица ответственного за внесение информации, так как вышеуказанными нормами, определены четкие сроки и основания внесения информации в ГИС ЖКХ.

В судебное заседание представители административного истца и административного ответчика не явились, об отложении не ходатайствовали.

Представитель административного ответчика ФИО1 представила письменный отзыв, согласно которому, Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - главное управление) не согласно с требованием администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее также - администрация) о признании незаконным выданного главным управлением предписания от 14.04.2021 № П2021-02.2-0587.

В соответствии с п. 3.1.2.10. Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, главное управление уполномочено на осуществление регионального государственного жилищного надзора (далее - жилищный надзор).

Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к отношениям, связанным с осуществлением жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 2 ЖК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 №209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в ГИС ЖКХ.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 6, пункту 2 части 16 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ органы местного самоуправления обязаны размещать в ГИС ЖКХ информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние.

В соответствии с подпунктом 9.1.4 подпункта 9.1 пункта 9 раздела 6 (далее пункт 9.1.4 раздела 6) приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2016 № 74/1 14/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Приказ № 74/114/пр) органы местного самоуправления не позднее 15 дней со дня ввода жилого дома в эксплуатацию либо со дня произошедших изменений обязаны разместить в ГИС ЖКХ информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние, в частности общие сведения о жилом доме, в том числе о виде здания.

В рамках осуществления жилищного надзора в связи с поступлением поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО2 от 22.03.2021 № МХ-П16-3531 на основании распоряжения главного управления № 1756-р от 31.03.2021 (далее - Распоряжение) проведена внеплановая документарная проверка в отношении администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края.

В соответствии с пунктами 10, 11 Распоряжения в процессе проверки главным управлением исследован вопрос размещения администрацией в ГИС ЖКХ информации в отношении многоквартирных домов, в которых определена непосредственная форма управления либо способ управления много-квартирным домом отсутствует, подлежащей размещению в соответствии с разделом 6 Приказа № 74/114/пр.

Главным управлением проанализирован отчет ГИС ЖКХ "Размещение информации по жилым домам", сформированный ГИС ЖКХ и содержащий информацию о наличии нарушений при размещении информации в отношении объектов жилого фонда (далее - Отчет ГИС ЖКХ) (прилагается), а также проведен выборочный мониторинг раскрытия информации в ГИС ЖКХ, в ходе которого установлено нарушение пункта 9.1.4 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, а именно размещение недостоверной информации о виде (типе) здания, в отношении объектов жилищного фонда, указанных в Отчете ГИС ЖКХ как многоквартирные дома.

Так, например, как следует из пункта 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования являются жилыми домами блокированной застройки. По Отчету ГИС ЖКХ жилой дом № 5 по ул. Амгуньской и жилой дом № 1 по ул. Торговой в п. Березовый Солнечного района (далее - МКД № 15, 1) являются 1-этажными с двумя помещениями, при этом в ГИС ЖКХ тип этих домов указан как многоквартирный дом, что является недостоверным, так как МКД № 5, 1 являются жилыми домами блокированной застройки в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, по результатам проверки выявлены нарушения требований пункта 9 статьи 2 ЖК РФ, пункта 6 части 1 статьи 6, пункта 2 части 16 статьи 7, части 3 статьи 8 Федерального закона № 209-ФЗ, пункта 9.1.4 раздела 6 Приказа № 74/114/пр, выразившиеся в размещении администрацией недостоверных сведений в отношении объектов жилого фонда, указанных в Отчете ГИС ЖКХ.По результатам проверки составлен акт проверки от 14.04.2021 № П2021-02.2-0587. Администрации выдано предписание от 14.04.2021 № П2021-02.2-0587 (далее - Предписание), согласно которому необходимо устранить выявленные нарушения путем размещения достоверных сведений в ГИС ЖКХ в полном объеме в срок до 14.05.2021.

Оспаривая Предписание, администрация в заявлении указывает на то, что в Предписании не конкретизирован какой вид (тип) здания в отношении перечисленных объектов жилищного фонда с нарушением внесен в ГИС ЖКХ и какой именно вид (тип) здания в соответствии с пунктом 9.1.4 раздела 6 Приказа № 74/1 14/пр администрация должна внести для устранения нарушения.

С данным доводом главное управление не согласно, так как из реестров ГИС ЖКХ следует, что все указанные в Предписании дома внесены в ГИС ЖКХ как многоквартирные. Кроме того, тот факт, что главное управление проверяло размещение сведений о многоквартирных домах следует из пункта 1 1 Распоряжения.

В связи с тем, что данные ГИС ЖКХ открыты, данными государственного учета жилищного фонда администрация располагает, поставщиком информации в ГИС ЖКХ об объектах государственного учета жилищного фонда о виде здания являются органы местного самоуправления (пункт 9.1.4 раздела 6 Приказа № 74/114/пр), администрации для устранения выявленного нарушения не требуется указание в Предписании дополнительной информации.

В заявлении администрация ссылается на пункт 18 статьи 7 Федерального закона № 209-ФЗ о том, что информацию об объектах государственного учета жилищного фонда (включая их технические характеристики и состояние), предусмотренную пунктом 6 части 1 Федерального закона № 209-ФЗ, в ГИС ЖКХ размещают лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг (далее - управляющие организации).

Данную ссылку главное управление считает несостоятельной в связи с тем, что в пункте 2 раздела 10 Приказа № 74/1 14/пр указан перечень информации об объектах государственного учета жилищного фонда (включая их технические характеристики и состояние), который в ГИС ЖКХ обязаны размещать управляющие организации, в данный перечень не входит информация о виде здания.

Также главное управление считает несостоятельной ссылку администрации на то, что в соответствии с Законом Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" (далее - Закон края № 16) ответственными поставщиками в ГИС ЖКХ информации являлись администрации городских и сельских поселений.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (далее - полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3), относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЭ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ).

Законом Хабаровского края от 26.11.2014 N 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения" в редакции, действовавшей до 31.03.2019, полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3) были закреплены за сельскими поселениями Хабаровского края.

С 01.04.2019 действуют изменения, внесенные Законом Хабаровского края от 27.03.2019 № 403 "О внесении изменений в статью 10 Закона Хабаровского края "О Законодательной Думе Хабаровского края" и статью 1 Закона Хабаровского края "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения", в соответствии с которыми исключены из сферы компетенции сельских поселений Хабаровского края полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Таким образом, в Хабаровском крае с 01.04.2019 полномочия в соответствии с жилищным законодательством (пункт 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3), в том числе обязанность по размещению соответствующей информации в ГИС ЖКХ, являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Кроме того, согласно пункту 1.1 части 1.1 статьи 5 Устава Солнечного муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 11.05.2005 № 26 (пункт 1.1 введен решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района от 19.08.2019 № 122) к вопросам местного значения муниципального района, предусмотренным частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3 для городских поселений и не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-Ф3, в числе прочих относится вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

На основании изложенного, Предписание выдано лицу (администрации), уполномоченному на устранение нарушений, связанных с размещением информации в ГИС ЖКХ.

Кроме того, главное управление считает несостоятельными доводы администрации о том, что в Предписании не указана дата, основания и исполнитель внесения недостоверной информации, тем самым не установлена вина администрации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Указание в предписании на дату, основания и исполнителя внесения недостоверной информации законодательством не предусмотрено.

Представителем административного истца ФИО3, в дополнении к административному исковому заявлению указано, что до настоящего времени законодательно не урегулированы определения жилого дома, жилого дома блокированной застройки и многоквартирного дома, что подтверждается письмами Росреестра от 03.04.2017 № 14-04075-ГЕ/17 «О жилых домах блокированной застройки» (вместе с «Письмом» Минэкономразвития России от 14.03.2017 № Д23и-1328 «О жилых домах блокированной застройки»), письмом Минфина России от 19.05.2020 № 03-05-04-01/40957 «Об исчислении налога на имущество физических лиц в отношении жилого блока в доме блокированной застройки/блокированном доме» (вместе с письмом Росреестра от 27.04.2020 № 14-05253/20) в которых говорится о том, что Минстроем России, как уполномоченным органом в сфере строительства и жилищной политики, ведется работа по законодательному определению понятий «многоквартирный дом», «жилой дом блокированной застройки», а также порядку приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства вида, назначения, разрешенного использования таких объектов недвижимости, в том числе земельных участков, на которых они расположены.

По причине того, что признаки дома блокированной застройки не определены достаточно четко, жилой дом может быть отнесен либо к жилому дому блокированной жилой застройки, либо к многоквартирному дому, в зависимости от того, каким образом квалифицировать образованные в результате реального раздела жилого дома объекты. В этом случае конструктивные особенности зданий и их назначение (жилой дом блокированной застройки или многоквартирный дом) Росреестр рекомендует определять в соответствии с проектной документацией.

Кроме того, перечень, указанный в предписании содержит дома, которые являются многоквартирными и сведения по ним не требуют внесение изменений, например дом, расположенный по адресу: ул. Геологов, 18, п. Солнечный, Солнечный район, Хабаровский край согласно сведениям из ЕГРН является многоквартирным, состоит из 5 этажей в ГИС ЖКХ указанный выше дом внесен как многоквартирный, количество этажей 5, количество помещений 56. Уже исходя из этажности здания, данный дом не попадает под понятие жилой дом блокированной застройки.

Предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Представителем административного истца ФИО3 подано заявление, согласно которому в п. Солнечный дом по ул. Геологов 18 многоквартирный (по сведениям ЕГРН), а по смыслу отзыва, его требуют указать как дом блокированной застройки, дом в <...> был указан как многоквартирный, вид изменен на дом блокированной застройки, по данным ЕГРН жилой, по ул.Торговой 1, был внесен как многоквартирный, в настоящее время указан как жилой, по ул.Комсомольской 18 является 2 квартирным жилым домом, в ЕГРН это жилой дом.

У контролирующего органа отсутствует правовая определённость относительно критериев отнесения двухквартирных домов и домов блокированной застройки к многоквартирным домам, о чем говорится в разделе 3 протокола от 02.04.2021, утвержденного заместителем министра края по вопросам ТЭК и ЖКХ.

Согласно п.9.1.4 приказа №74/114/пр предписано размещать соответствующую информацию только в отношении индивидуальной жилой застройки и домов блокированной застройки, МКД сюда не отнесены.

В соответствии со ст.7 ч.18 ФЗ от 21.07.2014 №209-ФЗ, обязанность внесения информации возложена на управляющие компании, а не на администрацию района.

Администрация Солнечного района заключила с поселениями соглашения, которым передала последним полномочия по внесению сведений в ГИС ЖКХ.

В отношении главы района был составлен протокол об административном правонарушении, который возвращен, как составленный с нарушением требований ст.28.2 КоАП РФ, в части не указания события правоанрушения.

Суд, изучив доводы административных истца и ответчика, а также материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Сторонами не оспаривается и судом признается верным, что государственный жилищный инспектор вправе вносить предписание об устранении выявленных нарушений.

Не смотря на то, что законом не предусмотрены требования к структуре предписания, его внесение может влечь за собой правовые последствия:

- выдача предписания является мерой, принимаемой должностными лицами органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки;

- выполнение предписаний об устранении нарушений является предметом внеплановой проверки, документарной проверки;

- истечение срока исполнения ранее выданного предписания является одним из оснований для проведения внеплановой проверки;

- за неисполнение в установленный срок предписаний юридические лица и индивидуальные предприниматели несут юридическую ответственность.

Исходя из чего, предписание должностного лица должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

В предписании должен быть указан вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, требования которого нарушены, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Обжалуемое предписание данным требованиям не отвечает поскольку в нем (а также в акте проверки) не указано к какому виду зданий отнесен каждый дом, указанный в предписании по сведениям в ГИС ЖКХ, к какому виду зданий он относится фактически и какую информацию необходимо разместить (изменить) в ГИС ЖКХ.

Указанные нарушения (не указание фактического вида зданий) также не позволяют суду проверить доводы административного истца о том, что предписание внесено не надлежащему лицу, что также влечет признание предписания незаконным.

Руководствуясь ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края о признании незаконным предписания № П2021-02.2-0587 от 14.04.2021 внесенного в адрес администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края – удовлетворить.

предписание главного управлением регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края № П2021-02.2-0587 от 14.04.2021 внесенное в адрес администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края - признать незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение одного месяца со дня его составления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Вовченко

Решение в окончательной форме составлено 27.06.2021.