ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-335/2021 от 28.09.2021 Уйского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-335/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Уйский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Неежлевой Л.С., при секретаре судебного заседания Выдриной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 К. к администрации Уйского муниципального района Челябинской области, МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» об оспаривании постановления органа местного самоуправления о резервировании земельного участка, решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности,

с участием представителя административного истца ФИО1 к. - ФИО2, представителя административного ответчика МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» ФИО3,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 к. обратилась в суд с административным иском к администрации Уйского муниципального района Челябинской области, МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» о признании незаконными постановления администрации Уйского муниципального района от "Дата" «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Уйского муниципального района» и решения администрации Уйского муниципального района от "Дата" об отказе в предоставлении земельного участка и возложении на ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м..

Требования мотивированы тем, что административный истец обратилась в администрацию Уйского муниципального района с заявлением от "Дата" об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым , находящегося в ее собственности, с землями, государственная собственность на которые не разграничена.. Администрация Уйского муниципального района в утверждении данной схемы отказала письмом от "Дата". Данный отказ административный истец обжаловала в суд. Решением Уйского районного суда от 19.04.2021 года признан незаконным отказ администрации Уйского муниципального района, выраженный в письме от "Дата". Данным решением на администрацию Уйского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 к. об утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения, решение вступило в законную силу "Дата". При повторном рассмотрении принято решение об отказе в предоставлении земельного участка от "Дата". Отказ мотивирован тем, что указанный в заявлении земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд на основании постановления администрации Уйского муниципального района от "Дата" «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Уйского муниципального района». Считает данные решения незаконными, нарушающими ее права и законные интересы. Само по себе издание "Дата" постановления не свидетельствует о законности отказа. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального или объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от "Дата" №116-ФЗ, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных и муниципальных нужд территорий. В отсутствие документов, предусмотренных ст.41 Градостроительного кодекса РФ, принятие решения о резервировании земель для муниципальных нужд является незаконным. Более того, постановление о резервировании земель издано в день вынесения решения об отказе, что свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны ответчиков(т.1 л.д.7-10).

Административный истец ФИО1 к. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом(т.1 л.д.147).

Представитель административного истца ФИО1 к. - ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске.

Представитель административного ответчика «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» - ФИО3 административный иск не признал, указал на доводы, изложенные в письменных возражениях, полагает, что истцу было отказано в предоставлении земельного участка законно и обоснованно, поскольку испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд Уйского муниципального района.

Представители административного ответчика администрации Уйского муниципального района, заинтересованного лица администрации Уйского сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом(т.1 л.д.149,150).

Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом надлежащего извещения административного истца, заинтересованных лиц, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, принявших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы сторон, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, ФИО1 к. принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования для размещений объектов предпринимательской деятельности, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования - для размещения магазина (т.1 л.д. 154-177,183-189).

"Дата" ФИО1 к. обратилась к главе Уйского муниципального района с заявлением (вх. от "Дата" МКУ «КЗИЗО») об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка путем перераспределения с землями находящимися в государственной или муниципальной собственности, площадью <данные изъяты> кв.м., в соответствии с приложенными схемами (т.1 л.д.63).

Ответом, выраженным в письме МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» от "Дата" полученным административным истцом, отказано в удовлетворении ее заявления о перераспределении земельных участков на основании пп. 2 п. 8 ст. 39.15, п. 5 ст. 39.29, п. 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, а также на основании того, что образование вышеуказанного земельного участка нарушает требования п. 5.3.4 СП-30-102-99 «Свода правил проектирования и строительства», так как до границы соседнего участка расстояние по санитарно-бытовым условиям должны быть не менее 3 метров от одно - двухквартирного и блокированного дома с учетом требований п. 4.1.5 настоящего Свода правил, что решением отдела архитектуры администрации Уйского муниципального района от "Дата" отказано в согласовании схемы расположения земельного участка со ссылкой на то, что по территории испрашиваемого земельного участка осуществляется доступ к сети канализации здания, находящегося в муниципальной собственности, что на указанном в заявлении участке расположено здание, находящееся в муниципальной собственности(т.1 л.д.72-73).

Также специалистами отдела муниципального земельного контроля МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района Челябинской области» "Дата" проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства физическим лицом, обследованы земельные участки с кадастровыми номерами площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. Общая площадь земельных участков, принадлежащих ФИО1 к. на основании правоустанавливающих документов составляет <данные изъяты> кв.м. В результате

проверки установлено, что административным истцом используется дополнительный земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. без оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на землю, на котором расположен забор и строительные материалы (т.1 л.д. 88-89,90-91).

Решением Уйского районного суда Челябинской области от "Дата" признан незаконным отказ администрации Уйского муниципального района, выраженный письмом от "Дата" МКУ «Комитет землеустройства и земельных отношений Уйского муниципального района», в предоставлении ФИО1 к. путем перераспределения земельного участка с кадастровым с прилегающим к ее земельному участку земельным участком Уйского муниципального района согласно схеме перераспределения. На администрацию Уйского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 к. от "Дата" об утверждении схемы расположения земельного участка(о перераспределении земель и(или) земельных участков), расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером с прилегающим к ее земельному участку земельным участком Уйского муниципального района согласно схеме перераспределения(т.1 л.д. 12-21).

Указанным судебным актом установлены обстоятельства, свидетельствующие о возможности предоставления вновь образованного земельного участка с соблюдением нормативных положений о предельных(максимальных и минимальных) размерах земельных участков, в том числе, с учетом заключения кадастрового инженера, а также того, что испрашиваемый земельный участок не обеспечивается доступом к землям общего пользования, что на испрашиваемом земельном участке расположены инженерные сооружения, относящиеся к объектам общего пользования, или расположены здания, находящиеся в муниципальной собственности, а также, что перераспределение земельных участков нарушает субъективные права иных лиц, которые могут приобрести права на образованный самостоятельный земельный участок, что требования к образуемому земельному участку соблюдены. При этом, в решении также указано, что к моменту рассмотрения спора судом могут существовать иные основания для отказа в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, которые могут учитываться при повторном рассмотрении соответствующим органом данного заявления.

Постановлением и.о. Главы Уйского муниципального района от "Дата" «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Уйского муниципального района» был зарезервирован для муниципальных нужд земельный участок, из земель населенных пунктов, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в соответствии с прилагаемой схемой резервируемого земельного участка, для создания резерва площади в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Срок резервирования установлен-до "Дата". Установлены ограничения прав, предусмотренных п.п.2 и 3 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ на вышеуказанный земельный участок(т.1л.д.23-24).

Повторно рассмотрев заявление административного истца на основании решения Уйского районного суда Челябинской области от "Дата", решением и.о. главы Уйского муниципального района от "Дата" ФИО1 к. вновь отказано в предоставлении путем перераспределения земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, с прилегающим к ее земельному участку Уйского муниципального района, согласно схеме перераспределения на основании п.2 ст.39.15 и п.7 ст.39.16 Земельного кодекса РФ(т.1 л.д.22).

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка послужило то, что в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года №561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд» и Уставом Уйского муниципального района на основании постановления и.о. Главы Уйского муниципального района зарезервирован для муниципальных нужд Уйского муниципального района.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст.ст. 39.27 - 39.29) настоящего Кодекса.

Подпункт 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ допускает перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

На основании п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ).

Пунктом 8 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.

При этом в силу п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

В пункте 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Как установлено в судебном заседании, основанием для отказа в предоставлении административному истцу испрашиваемого земельного участка послужило то, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд Уйского муниципального района, что подтверждается постановлением от "Дата"(т.1 л.д.23-24).

В соответствии с пунктами 1,2 ст.70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земельных участков может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Согласно п.3 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 года №561 решение о резервировании земель принимается в случаях, указанных в ст.70.1 Земельного кодекса на основании следующих документов: документации по планировке территории; документов территориального планирования в целях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденных в установленном порядке.

В силу п.5 вышеуказанного Положения решение о резервировании земель должно содержать: а) цели и сроки резервирования земель; б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексомРоссийской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

В соответствии со ст.41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

В отсутствие данных документов принятия решения о резервировании земель для муниципальных нужд не может являться законным.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, решение о разработке проекта планировки и проекта межевания территории для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур было принято Главой Уйского муниципального района "Дата", что подтверждается постановлением « О разработке проекта планировки и проекта межевания территории для размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»(т.2 л.д.29).

Представленный ответчиками Проект планировки и проект межевания территории для объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры датирован 0т "Дата" года( т.1 л.д.191-227, т.2 л.д.1-30).

Таким образом, установлено, что постановление и.о. главы Уйского муниципального района от "Дата" было издано преждевременно, то есть до разработки проекта планировки и проекта межевания территории, с нарушением действующего законодательства, приуказанных обстоятельствах оспариваемое и.о. главы Уйского муниципального района от "Дата" нельзя признать соответствующим нормативно правовым актам.

В связи с этим, поскольку основанием для отказа ФИО1 к, положенное в основу решения от "Дата" об отказе предоставлении земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым по адресу: <адрес>, с прилегающим к ее земельному участку Уйского муниципального района, согласно схеме перераспределения, явилось резервирование спорного земельного участка для муниципальных нужд Уйского района, в связи с чем данное решение также нельзя признать законным и оно подлежит отмене.

В силу положений ст.ст. 226, 227 КАС РФ для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суду необходимо установить совокупность условий, а именно нарушение данными решениями прав, свобод и законных интересов административного истца, своевременность его обращения в суд, несоответствие решений нормативным правовым актам.

В связи с тем, что оспариваемые решения административного ответчика не соответствуют нормативным правовым актам и свидетельствуют о нарушении прав административного истца на перераспределение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, решая вопрос об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд, исходя из того, что суд не вправе принимать решение, входящее в полномочия иного органа, в частности органа местного самоуправления и обязывать административного ответчика принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, считает возможным возложить на административного ответчика обязать устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления административного истца и принятия по результатам рассмотрения решения в соответствии с требованиями закона.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов дела видно, что административным истцом ФИО1 к. при подаче административного иска оплачена государственная пошлина, что подтверждается чеком-ордером от "Дата" на сумму 300 рублей (л.д. 11).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с административного ответчика администрации Уйского муниципального района Челябинской области подлежат взысканию судебные расходы в пользу административного истца ФИО1 к. по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 К. удовлетворить.

Признать незаконными постановление и.о. главы Администрации Уйского муниципального района от "Дата" «О резервировании земельного участка для муниципальных нужд Уйского муниципального района» и решение и.о. главы Уйского муниципального района от "Дата" об отказе ФИО1 К. в предоставлении путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с прилегающим к ее участку земельному участку Уйского муниципального района, согласно схеме перераспределения.

Возложить на администрацию Уйского муниципального района Челябинской области обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 К. о перераспределении земельных участков и принять по результатам рассмотрения решение в соответствии с требованиями закона, известив об исполнении решения суд, ФИО1 Ш.А.К. в течение 1 месяца со дня вынесения настоящего решения.

Взыскать с администрации Уйского муниципального района Челябинской области в пользу ФИО1 К. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Уйский районный суд Челябинской области.

Председательствующий: Неежлева Л.С.

Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2021 года