ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3360/2022 от 20.07.2022 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 года город Иркутск

Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Лазаревой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Соловьевой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0036-01-2022-003445-97 (2а-3360/2022) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Иркутской области к ФИО5 о взыскании задолженности по налогам, пени,

У С Т А Н О В И Л:

МИФНС России № 22 по Иркутской области (далее также – Инспекция, Налоговая инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным иском к Денисовой Н.П. о взыскании задолженности по пени. В обоснование иска указано следующее. Денисова Н.П. состоит на учете в МИФНС России № 22 по Иркутской области в качестве налогоплательщика. Административный ответчик является собственником транспортного средства Хонда Кросстур г/н . Согласно данным КРСБ, налогоплательщик оплачивал транспортный налог за 2016 год в размере 3 134, 36 рублей 30.10.2018, в размере 3 858,43 рубля 02.12.2018, в размере 410,65 рублей 02.12.2018, в размере 3 134,36 рубля 02.12.2018, в размере 219,71 рубль 25.12.2018, в размере 2 086,32 рублей 25.12.2018, в размере 2 299,81 рублей 15.02.2019, в размере 1 949,20 рублей 20.06.2019, в размере 2 728,48 рублей 18.03.2020, в размере 9 053,66 рублей 30.03.2020. За 2017 год налогоплательщик оплачивал транспортный налог в размере 514,94 рубля 30.03.2020, приостановление начисления пени в размере 28 875 рублей 11.04.2022. Согласно данным КРС, налогоплательщик оплачивал транспортный налога за 2018 год в размере 773,52 рубля 09.10.2021, в размере 669,41 рубль 09.10.2021, в размере 305,43 рубля 09.10.2021, в размере 3 251,95 рублей 09.10.2021, в размере 1 932,17 рублей 09.10.2021, в размере 13 174,21 рубля 09.10.2021, в размере 2,15 рублей 09.10.2021, в размере 84,62 рубля 09.10.2021, в размере 8 651,54 рубля 09.10.2021. В случае просрочки владельцем транспортного средства исполнения обязанности по уплате транспортного налога, в соответствии со ст.75НК РФ, начисляется пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени начислены 02.05.2016 в размере 4 872,17 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, 07.06.2017 в размере 3 569,99 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, 26.05.2018 в размере 3 133,95 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, 29.05.2019 в размере 1 068,30 рублей за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, 02.06.2020 в размере 948,63 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год. Административный ответчик является собственником земельного участка признанного объектом налогообложения в соответствии с п.1 ст.389 НК РФ. Согласно данным КРСБ, налогоплательщик оплачивал земельный налог ОКТМО25612431 за 2017 год в размере 59,4 рубля 30.12.2020, в размере 731,97 рублей 30.12.2020, в размере 0,94 рубля 03.06.2021, в размере 3 132,69 рубля 20.08.2021. Пени начислены за период с 17.12.2018 по 20.08.2021 в размере 672,00 рубля за неуплату земельного налога за 2017 год. Административному ответчику направлялось требование по состоянию на 08.09.2021 № 381241372 об уплате недоимки по налогам, пени, которым предложено уплатить задолженность в добровольном порядке в срок до 02.11.2021. В связи с тем, что указанное требование налогоплательщиком не было исполнено, Инспекцией принимались меры по взысканию задолженности путем обращения в мировому судье судебного участка № 14 Свердловского района г.Иркутска с заявлением о вынесении судебного приказа. При этом, вынесенный 13.12.2021 мировым судьей судебный приказ № 2а-3859/2021 о взыскании задолженности, отменен 29.12.2021 в связи с поступлением от налогоплательщика возражений относительно его исполнения.

На основании вышеизложенного просит суд, взыскать с Денисовой Н.П. сумму пени в размере 11 576, 61 рубль начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2017 годы, сумму пени в размере 2 016,93 рубля начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018-2019 годы, сумму пени в размере 672,00 рублей, начисленную за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год. Всего взыскать 14 265,04 рубля.

В судебное заседание представитель административного истца не явился о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Денисова Н.П. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещенной о дате и месте судебного заседания в соответствии со ст. 96 КАС РФ путем направления судебной повестки заказным письмом с уведомлением о вручении. Причины неявки ответчика суду не известны.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд, считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся сторон по представленным административным истцом доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно пункту 3 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также – НК РФ) налоговыми органами являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Функции по контролю и надзору в области налогов и сборов в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, возложены на Федеральную налоговую службу.

На основании пунктов 1,3, 5 Положения об Управлении Федеральной налоговой службы по Иркутской области, утвержденного ФНС России 22.02.2019, Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) в Иркутской области и входит в единую централизованную систему налоговых органов, является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов,

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.

Положениями ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее-НК РФ) установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых согласно НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 362 НК РФ предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Из представленных истцом сведений об имуществе налогоплательщика, а также ответа на запрос ГУ МВД России по Иркутской области № от у Денисовой Н.П в собственности имеется транспортное средство Хонда Кросстур г/н ( период владения с 24.05.2012 по настоящее время). Согласно данным КРСБ, налогоплательщик оплачивал транспортный налог за 2016 год в размере 3 134, 36 рублей 30.10.2018, в размере 3 858,43 рубля 02.12.2018, в размере 410,65 рублей 02.12.2018, в размере 3 134,36 рубля 02.12.2018, в размере 219,71 рубль 25.12.2018, в размере 2 086,32 рублей 25.12.2018, в размере 2 299,81 рублей 15.02.2019, в размере 1 949,20 рублей 20.06.2019, в размере 2 728,48 рублей 18.03.2020, в размере 9 053,66 рублей 30.03.2020. За 2017 год налогоплательщик оплачивал транспортный налог в размере 514,94 рубля 30.03.2020, приостановление начисления пени в размере 28 875 рублей 11.04.2022. Согласно данным КРС, налогоплательщик оплачивал транспортный налога за 2018 год в размере 773,52 рубля 09.10.2021, в размере 669,41 рубль 09.10.2021, в размере 305,43 рубля 09.10.2021, в размере 3 251,95 рублей 09.10.2021, в размере 1 932,17 рублей 09.10.2021, в размере 13 174,21 рубля 09.10.2021, в размере 2,15 рублей 09.10.2021, в размере 84,62 рубля 09.10.2021, в размере 8 651,54 рубля 09.10.2021. В случае просрочки владельцем транспортного средства исполнения обязанности по уплате транспортного налога, в соответствии со ст.75НК РФ, начисляется пени за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени начислены 02.05.2016 в размере 4 872,17 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, 07.06.2017 в размере 3 569,99 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, 26.05.2018 в размере 3 133,95 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, 29.05.2019 в размере 1 068,30 рублей за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, 02.06.2020 в размере 948,63 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год.

Пунктом 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п.2 ст.52 НК РФ).

Исходя из пункта 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Судом установлено, что в соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщику Денисовой Н.П. инспекцией направлено налоговые уведомления №№ от которыми сообщалось о необходимости уплаты транспортного налога, налога на имущество, отправка которых подтверждается скрин-шотом личного кабинета налогоплательщика, согласно которому налоговое уведомление было получено , а также списками заказных писем № от , № от .

Как следует из пояснений представителя административного истца задолженность по, транспортному налогу за 2015-2020 год, земельному налогу за 2017 год были оплачены должником с нарушением срока, в связи с чем начислены пени.

Пунктом 6 статьи 58 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с п. 1. ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

В связи с несвоевременной уплатой налогов Денисовой Н.П. в установленный срок инспекцией начислена сумма пени в размере 14 265,04 рублей, в том числе: 02.05.2016 в размере 4 872,17 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 год, 07.06.2017 в размере 3 569,99 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, 26.05.2018 в размере 3 133,95 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год, 29.05.2019 в размере 1 068,30 рублей за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год, 02.06.2020 в размере 948,63 рубля за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год, Пени начислены за период с 17.12.2018 по 20.08.2021 в размере 672,00 рубля за неуплату земельного налога за 2017 год.

Так как в установленный законом и налоговом уведомлении срок налогоплательщик Денисова Н.П. не уплатила пени, налоговым органом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ направлено требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов состоянию на 08.09.2021 - в срок до , получение которого подтверждается списком внутренних почтовых отправлений № 401 от .

При этом как следует из материалов дела, и не было опровергнуто административным ответчиком, в установленный срок данные требования Денисовой Н.П. не исполнены.

Неуплата административным ответчиком пени в сроки, указанные в требованиях об уплате налогов, пени, явилась основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о принудительном взыскании имеющейся у административного ответчика задолженности.

Представленный административным истцом расчёт пени за несвоевременную уплату по транспортному налогу за 2015-2017 годы, 2018-2019 годы, пени по земельному налогу за 2017 год, является арифметически верным, произведённым исходя из требований законодательства. Административным ответчиком расчёт не оспорен, собственный расчёт пени не представлен.

В силу требований п. 2 ст. 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, согласно пункту 2 которой, предусмотрена возможность подачи искового заявления о взыскании налога за счёт имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу положений п. 10 ст. 48 НК РФ положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.1 ст.70 НК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Исходя из содержания приведенных выше норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в ст. 70 НК РФ. Предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога включает в себя: срок уплаты налога, три месяца на направление требования, шесть месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки или пени.

Судом установлено, что в срок, указанный налоговым органом, требования об уплате налогов налогоплательщиком Денисовой Н.П. не исполнены.

В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате пени Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 14 Свердловского округа г. Иркутска 29.12.2021 отменен судебный приказ по административному делу № от о взыскании с Денисовой Н.П. задолженности по налогам, пени. Данные обстоятельства подтверждаются представленной в материалы дела копией определения об отмене судебного приказа по административному делу № от .

Административный иск к Денисовой Н.П. инспекцией подан в Свердловский районный суд г. Иркутска 02.06.2022, то есть до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 93 КАС РФ процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока.

Административным истцом соблюдён порядок и срок направления налогового уведомления, требования об уплате налога, соблюдён срок на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, в последующем соблюдён срок на обращение в суд с рассматриваемым административным иском, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у административного истца оснований для обращения в суд с административным иском.

Таким образом, учитывая требования закона, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Инспекции к Денисовой Н.П. о взыскании суммы пени в размере 11 576, 61 рубль начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2017 годы, сумму пени в размере 2 016,93 рубля начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018-2019 годы, сумму пени в размере 672,00 рублей, начисленную за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год. Всего на сумму 14 265,04 рубля, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В связи с удовлетворением требований истца о взыскании задолженности по налогу, пени с административного ответчика Денисовой Н.П. в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.19 НК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования города Иркутска размере 571,00 рубль.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО5, ( г.р., уроженки г.Томмот Якутской АССР, ИНН ) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Иркутской области сумму пени в размере 11 576, 61 рубль начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2017 годы, сумму пени в размере 2 016,93 рубля начисленную за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018-2019 годы, сумму пени в размере 672,00 рублей, начисленную за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год, а всего 14 265,04 рублей.

Взыскать с ФИО5 государственную пошлину в размере 571,00 рубль в бюджет муниципального образования города Иркутска.

Решение суда, принятое в порядке упрощённого (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.А.Лазарева

Мотивированный текст решения изготовлен: 03.08.2022.