ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3363/19 от 10.04.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-3363/2019г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 апреля 2019 года Вахитовский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Е.В.Зыбуновой,

при секретаре Э.И.Гайнуллиной,

с участием: представителя административного истца, представителя административного ответчика - Кабинета Министров РТ, представителя заинтересованного лица – Министерства земельных и имущественных отношений РТ, представителей заинтересованного лица- АО «Транснефть-Прикамье»,в отсутствие: административного истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИС к Кабинету Министров Республики Татарстано признании незаконным постановления ... от .... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИС обратился с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстано признании незаконным постановления ... от .... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан»,указав, что в соответствии с полученным уведомлением от ...г. от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, истец был проинформирован с ...г. о том, что Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от .... ... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан».

Считает, что данное постановление Кабинета Министров РТ от .... ... принято с нарушением норм Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса Российской Федерации, и не подлежит применению по следующим основаниям:

Статья 49 Земельного кодекса РФ закрепляет принцип изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд лишь в исключительных случаях. Кроме того, данная статья закрепляет возможность и основание изъятия земельных участков лишь при отсутствии других возможных вариантов строительства.

Согласно пп.2 п.1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. Однако в оспариваемом постановлении отсутствует ссылка на какой-либо проект планировки территории, кроме того отсутствуют данные об утверждении такого проекта.

Также, согласно текста обжалуемого постановления, с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обратилосьАкционерное общество «Транснефть-Прикамье».

Статьей 56.4 Земельного кодекса РФ установлен перечень организаций, которые вправе обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков. Указанная в оспариваемом постановлении организация, не относится к данному перечню и таким образом не вправе была обращаться с такого рода ходатайством.

Считает, что оспариваемое постановление об изъятии земельных участков не содержит законных оснований для изъятия, а также не подтверждается характер изъятия земельных участков именно для государственных нужд.

Истец просит признать Постановление Кабинета Министров РТ от .... ... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» недействующим с момента принятия и не подлежащим применению, восстановить срок для обжалования нормативно-правового акта.

Судом в качестве административных ответчиков былпривлечен Кабинета Министров РТ, в качестве заинтересованного лица МЗИО РТ, АО «Транснефть-Прикамье».

Административный истец в суд не явился.

Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал.

Представитель административного ответчика – КМ РТ в судебном заседании административный иск не признал.

Представители заинтересованных лиц АО «Транснефть-Прикамье», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что ... Кабинетом Министров Республики Татарстан, в целях строительства объекта регионального значения «...... в районе ...», в соответствии со статьей 49, главой VII Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан, вынесено постановление ... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», согласно которому принято предложение Министерства земельных и имущественных отноше­ний Республики Татарстан, АО «Транснефть - Прикамье» об изъятии для государ­ственных нужд Республики Татарстан, в целях строительства объекта регионального значения ...... в районе ...» за счет средств АО «Транснефть - Прикамье» земельных участков:

площадью 0,0299 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 2,7954 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., ..., находящегося в соб­ственности МИС;

площадью 0,2611 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,2690 гектара с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение, находящегося в соб­ственности МИС;

площадью 0,2742 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,7394 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., ..., находящегося в соб­ственности БИД;

площадью 0,2702 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,9945 гектара с кадастровым номером ...» расположенного по адресу: ...» ... находящегося в соб­ственности БИД;

площадью 0,8091 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,1974 гектара с кадастровым номером ...» расположенного по адресу: ...» ...» находящегося в соб­ственности: БИД;

площадью 0,0485 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью ОД 545 гектара с кадастровым номером ... расположенного по адресу: ..., находящегося в соб­ственности МИС;

площадью 2,7128 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 2,9773 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение, находящегося в соб­ственности МИС.

.... Кабинетом Министров Республики Татарстан вынесено постановление ... « О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», согласно которому в абзаце шестом пункта 1 слова «БИД» заменены словами «БИМ», в абзаце восьмом пункта 1 слова «МИС» заменены словами «БИМ».

Из материалов дела следует, что Акционерным обществом «Транснефть - Прикамье» в целях выполнения Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных трубопроводов запланировано строительство объекта ...» в границах ...... РТ.

Во исполнение Поручений Президента РТ Р.Н. Минниханова от ......, резолюции Премьер-министра РТ ПАС (вх. ... от ...) по вопросам реализации указанного объекта, в соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров РТ ... от ... «Об утверждении положения о перечне приоритетных инвестиционных проектов инвестиционного меморандума Республики Татарстан» Акционерным обществом «Транснефть - Прикамье»направлен Паспорт приоритетного инвестиционного проекта, для рассмотрения и включения объекта в инвестиционный меморандум Республики Татарстан.

На основании постановления Кабинета Министров РТ от .... ... объект .... Строительство» внесен в схему территориального планирования Республики Татарстан.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст.10 ЗК РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.10 Закона Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Подпунктом 2 ст. 49 ЗК РФ установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одним из которых является строительство, реконструкция объектов транспорта регионального значения. Обоснования принятия соответствующих решений предусмотрены ст. 56.3 ЗК РФ.

Согласно статье 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Из материалов дела следует, что изымаемые земельные участки отнесены к территории, на которой предполагается размещение ... в соответствии с постановлениемКабинета Министров Республики Татарстан от ...... «О внесении изменений в Схему территориального планирования Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от ...... «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Татарстан».

Как следует из п.3 подраздела 1.4.5 Схемы территориального планирования Республики Татарстан строительство ...1осуществляется с целью предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных нефтепроводов.

Таким образом, цель изъятия земельных участков, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств, с которыми в уполномоченные органы исполнительнойвласти вправе обратиться организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов, указанных в статье 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов.

В соответствии с ч. 4 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При этом ч. 2 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.08.1995 N2147 - ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В частности, к сферам деятельности субъектов естественных монополий, определенных пунктом 1 ст.4 указанного Федерального закона, отнесена транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

АО «Транснефть - Прикамье» включено в реестр субъектов естественных монополий (Решение ФЭК России от ......, Постановление ФЭК России от ......), которое осуществляет транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

В силу вышеуказанного, доводы истца о том, что АО «Транснефть - Прикамье» не вправе было обращаться с ходатайством об изъятии земельных участков, суд считает не состоятельным, поскольку АО «Транснефть - Прикамье» включен в реестр организаций, обладающих право обращения об изъятии.

Статьей 49 ЗК РФ установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Обоснования принятия ответствующих решений предусмотрены ст.56.3 ЗК РФ.

Обоснование изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд по основаниям, установленным пунктом 2 ст.49 ЗК РФ (в связи со строительством объектов регионального значения) предусмотрено в п.1 ст.56.3 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Согласно пункту 4 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

В соответствии с данной нормой изъятие земельных участков для государственных нужд в целях строительства допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.

Судом установлено, что на основании постановления Кабинета Министров РТ от ...... объект ...» внесен в схему территориального планирования Республики Татарстан.Постановление соответствует схеме территориального планирования.

Согласно п.7.5 классификатора, утвержденного приказом Министерства Экономического развития Российской Федерации от ......, для земельных участков, о которых идет речь в Постановлении, видом разрешенного использования определен транспорт.

Доводыадминистративного истца об отсутствии в Постановлении ссылки на проект панировки территории и данных об утверждении такого проекта несостоятельны, по вышеуказанным основаниям.

Согласно пункту 14 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Аналогичная норма существовала и на момент возникновения спорных правоотношений.

Административный истец просит восстановить трехмесячный срок для обжалования вышеуказанного постановления, указав, что определением от ... исковое заявление о признании недействующим постановления возвращено в связи с неподсудностью данному суду, поэтому срок пропущен по уважительной причине.

Вышеуказанное постановление вынесено Кабинетом Министров Республики Татарстан ..., которое было получено административным истцом ...., согласно отчету об отслеживании с почтовым идентификатором ....

Определением Вахитовского районого суда г.Казани от .... административное исковое заявление МИС к Кабинету Министров РТ о признании недействующим постановления от .... ... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», возращено, т.к. данные требования подлежат рассмотрению Верховным судом РТ.

...МИС обратился в Верховный суд Республики Татарстан.

В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, административный истец узнал о вынесенном постановлении, по средством почты .... Доказательств тому, что МИС объективно был лишен возможности оспорить указанное выше постановлениев установленный законом срок, и обратился лишь в суд ... Указанные обстоятельства пропуска срока не являются безусловным основанием для восстановления срока.

При установленных судом обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска МИС к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании незаконным постановления ... от .... «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.В.Зыбунова