Дело № 2а-3365/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владикавказ 25 октября 2017 года
Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Валиевой Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Надгериевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Агаевой Э.У. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу о признании недействительной записи об исключении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц и возложении обязанности восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об Обществе с ограниченной ответственностью <данные изъяты> как действующем юридическом лице,
установил:
... Агаева Э.У. обратилась в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу (далее Межрайонная ИФНС по г. Владикавказу) в порядке главы 22 КАС РФ, который обосновала следующим образом.
... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу за государственным регистрационным номером № из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) путем внесения в него соответствующей записи исключено как фактически недействующее ООО <данные изъяты> Однако признание ООО <данные изъяты> фактически недействующим, а следовательно, и его исключение из ЕГРЮЛ является незаконным, так как данные факты не соответствуют действительности по следующим причинам. ООО <данные изъяты> создано ... и зарегистрировано АМС г. Владикавказа за №. При этом ... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном до ... и присвоен ОГРН №. Вместе с тем, с момента регистрации и по настоящее время ООО <данные изъяты> осуществляло предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, а именно представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством по налогам и сборам, осуществляло операции по банковским счетам и т.д. В том числе организация сдавала налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход и др. По смыслу ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» правовым последствием внесения данной записи в ЕГРЮЛ является прекращение правоспособности юридического лица. В силу п. 8 ст. 22 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чья права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. При этом наличие формальных признаков, указанных в п. 1 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, не является достаточным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, так как основным квалифицирующим признаком на момент его исключения из ЕГРЮЛ является факт прекращения деятельности юридическим лицом. Согласно информации, размещенной на официальном сайте журнала «Вестник государственной регистрации» по ссылке http://www.vestnik-gosreg.ru/search/, о предстоящем исключении ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ, в публикации не содержится разъяснения о порядке и сроках направления в налоговый орган заявлений самим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение о своих возражениях на исключение юридического лица. В силу п. 4 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Согласно п. 3 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ порядок и сроки направления возражений подлежат обязательному опубликованию в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, то есть в журнале «Вестник государственной регистрации», и должны быть доведены до сведения заинтересованных лиц. По смыслу ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае неукоснительного соблюдения определенной установленной законом процедуры. Сведения об исключении ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ были обнаружены лишь ... после получения Агаевой Э.У. выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО <данные изъяты> из содержания которой она обнаружила записи от ... о прекращении правоспособности ООО <данные изъяты> В связи с этим Агаева Э.У. как директор ООО <данные изъяты> обратилась за информацией в Межрайонную ИФНС России по г. Владикавказу, где ей было разъяснено об исключении ООО <данные изъяты> как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. В силу ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от ... № 129-ФЗ необходимыми условиями для принятия решения в отношении юридического лица о признании его фактически прекратившим свою деятельность и исключении из ЕГРЮЛ являются: не представление данным юридическим лицом в течение последних двенадцать месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения документов отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах; не осуществление операции хотя бы по одному банковскому счету. Только при наличии одновременно всех указанных выше условий, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованием п. 1 и п. 2 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от ... № 129-ФЗ. При этом ООО <данные изъяты> является действующей организацией и признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно прекращение его правоспособности в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, также нарушаются права и законные интересы ее учредителей, одним из которых до момента исключения из ЕГРЮЛ являлась Агаева Э.У.
На основании изложенного Агаева Э.У., ссылаясь на положения п. п. 8 и 9 ст. 22 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, просила суд: признать недействительной запись об исключении ООО <данные изъяты> за № от ... из Единого государственного реестра юридических лиц, внесенной Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу; обязать Межрайонную ИФНС по г.Владикавказу восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об ООО <данные изъяты> (ОГРН №) как действующем юридическом лице.
Административный истец Агаева Э.У., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явилась, о причинах своей неявки в суд не сообщила.
В судебном заседании представитель административного истца Агаевой Э.У. - Кушнир С.В., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ... № № и диплома о высшем юридическом образовании: серия № о присуждении квалификации "юрист" по специальности "юриспруденция", выданного <данные изъяты> на основании решения государственной аттестационной комиссии от ..., заявленные Агаевой Э.У. исковые требования к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в самом административном иске.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу - Газдарова М.Т., состоящая в штате Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в должности главного <данные изъяты> действующая на основании доверенности от ...№ и диплома о высшем юридическом образовании № (регистрационный №), выданного ..., о присвоении квалификации "юрист" по специальности: 030501.65 "юриспруденция", выданного <данные изъяты> на основании решения государственной экзаменационной комиссии (протокол № от ...), заявленные исковые требования Агаевой Э.У. не признала, при этом оставила возможность разрешения по существу указанного административного иска Агаевой Э.У. на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства в зависимости от установленных судом обстоятельств. Вместе с тем, указанный представитель ответчика также дополнительно пояснила, что все действия Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу по внесению записи от ... о государственной регистрации прекращения деятельности ООО <данные изъяты> как юридического лица были произведены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Так, ... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> было вынесено решение № о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. При этом указанное решение Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> от ...№ было вынесено на основании справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии отрытых счетов от ...№ и справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от ...№ составленные в отношении ООО <данные изъяты>... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> в ЕГРЮЛ была внесена запись № о внесении сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Впоследствии ... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером: № о прекращении деятельности юридического лица, в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
С учетом изложенного суд счел возможным рассмотреть указанный административный иск в отсутствие самого административного истца Агаевой Э.У., с участием представителей административного истца Агаевой Э.У. и административного ответчика Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд считает, что административный иск Агаевой Э.У. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При исследовании материалов административного дела, в частности, сведений о юридическом лице (ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ по состоянию на ..., а также выписки из ЕГРЮЛ от ..., судом были установлены следующие обстоятельства.
... согласно свидетельству о регистрации № АМС г. Владикавказа было зарегистрировано юридическое лицо ООО <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес> при этом ООО <данные изъяты> было поставлено на налоговый учет ...
... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> в ЕГРЮЛ была внесена запись о юридическом лице, созданным и зарегистрированном до ..., а также был присвоен ОГРН №.
При этом с ... учредителями ООО <данные изъяты> являются Агаева Э.У. (размер доли <данные изъяты> и ФИО6 (размер доли <данные изъяты> вместе с тем, с ... лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени указанного юридического лица является Агаева Э.У. (по должности директор).
Впоследствии ... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> было вынесено решение № о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
При этом указанное решение Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> от ...№ было вынесено на основании справки об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии отрытых счетов от ...№ и справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от ...№, составленные в отношении ООО <данные изъяты>
... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО «Кристиан» в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером № о внесении сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
В «Вестнике государственной регистрации» часть № от ... / 619 регистрирующим органом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Владикавказу, расположенной по <адрес> было размещено сообщение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о принятии решения № от ... о предстоящем исключении ООО <данные изъяты> (ОГРН: № дата присвоения ОГРН: ..., ИНН: №
Впоследствии ... Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу в отношении ООО <данные изъяты> в ЕГРЮЛ была внесена запись за государственным регистрационным номером № о прекращении деятельности юридического лица, в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Закон о государственной регистрации).
Перечисленные обстоятельства сторонами в суде признавались и не оспаривались.
Агаева Э.У., полагая, что указанная запись в ЕГРЮЛ от ... о государственной регистрации прекращения деятельности ООО <данные изъяты> как юридического лица, произведенная Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу, не соответствует закону и нарушает ее права и охраняемые законом интересы, обратилась в суд заявлением в порядке главы 22 КАС РФ.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо соблюдение двух условий в совокупности: несоответствие закону или иному нормативному акту оспариваемых действий, ненормативного акта и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 2 ст. 69 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
При этом как установлено судом спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В силу п. 1 ст. 11 Закона о государственной регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ: При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Таким образом, только одновременное наличие двух вышеназванных условий может являться основаниями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
При этом наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учетом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств.
Согласно п. 3 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ: Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу п. 4 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ: Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Таким образом, по смыслу ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. правовым последствием внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ является прекращение правоспособности юридического лица.
Согласно ст. 22 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ:
1. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
3. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
4. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
6. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
7. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Таким образом, решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица является законным и обоснованным, если соблюден порядок, установленный указанными выше правовыми нормами.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что послужившими для исключения юридического лица (ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ основаниями являлись непредставление налоговой отчетности и отсутствия движения по банковским счетам в течение 12 месяцев, что подтверждается ссылками, содержащими в ЕГРЮЛ, на справку об отсутствии движения средств по счетам или отсутствии отрытых счетов от ...№ а также на справку о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности от ...№, составленных в отношении ООО <данные изъяты>
Материалами дела установлено, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, ООО <данные изъяты> действительно не представляло в налоговый орган документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, при этом операции по расчетному счету ООО <данные изъяты> также не производились.
Таким образом, формально имелись признаки того, ООО <данные изъяты> является недействующим юридическим лицом.
Однако наличие формальных признаков, приведенных в п. 1 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, не является достаточным основанием для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, так как основным квалифицирующим признаком на момент его исключения из ЕГРЮЛ является факт прекращения деятельности юридическим лицом.
Между тем, исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Федерального закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в названной норме, в связи с тем, что наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
Однако представленные в материалы дела доказательства, в частности, кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам и акты приема-передачи оказанных услуг (из МУП "Владикавказские водопроводные сети"), акты оказанных услуг и счета-фактуры (из МУП "Владсток"), кассовые чеки, счета и акты снятия показаний приборов учета электрической энергии (из Северо-Осетинского филиала ПАО "МРСК СК" Владикавказских городских электрических сетей) свидетельствуют о том, что ООО <данные изъяты> в календарный период с ... включительно фактически осуществляет свою хозяйственную деятельность, соответствующую целям его создания.
Кроме того, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 06.12.2011 г. № 26-П сформулировал правовую позицию о том, что применение указанной нормы (п. 1 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ) рассчитано в отношении тех участников гражданского оборота, деятельность которых большей частью локализована в области имущественных взаимоотношений и для которых проведение (или непроведение) операций по банковским счетам, по общему правилу, может служить определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация действующей.
С учетом изложенного, непредставление налоговой отчетности и неосуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим.
При этом, непредставление юридическим лицом налоговой отчетности в течение двенадцати месяцев может свидетельствовать о нарушении им требований налогового законодательства, и может являться основанием для возможного привлечения организации к налоговой ответственности, однако не всегда может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности и правомерной причиной для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем, помимо указанных иных оснований исключения ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ, а также доказательств, свидетельствующих о правомерности исключения общества из ЕГРЮЛ налоговым органом не представлено.
Государственный реестр как федеральный информационный ресурс должен формироваться на основании достоверных сведений (пункт 1 статьи 4, пункт "а" статьи 12, пункт 1 статьи 14, пункты 1, 2 статьи 17 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ).
Основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом (статьи 1, 11 Закона о государственной регистрации).
Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о государственной регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что указанное решение налоговой инспекции об исключении ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ принято на основании недостоверных сведений, при этом признание ООО <данные изъяты> фактически недействующим юридическим лицом не соответствуют действительности.
Оценив и исследовав в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что ООО <данные изъяты> не может быть признано прекратившим свою деятельность, поскольку такая деятельность в качестве самостоятельного субъекта гражданских правоотношений фактически осуществлялась в течение периода времени, предшествующего принятию решения об исключении из ЕГРЮЛ.
Поэтому действия Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу по исключению ООО <данные изъяты> из реестра юридических лиц не соответствуют положениям Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности, требованием п. п. 1 и 2 ст. 21.1 указанного Федерального закона РФ, а также нарушают права и законные интересы истца Агаевой Э.У., которая одновременно является учредителем и директором ООО <данные изъяты> при этом как установлено судом ООО <данные изъяты> является действующей организацией, и в данном конкретном случае признаки недействующего юридического лица отсутствуют, следовательно, прекращение правоспособности ООО <данные изъяты> в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ нарушает права и законные интересы указанной организации.
Поэтому проанализировав представленные сторонами доказательства, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Агаевой Э.У., поскольку ООО <данные изъяты> фактически осуществляло свою хозяйственную деятельность при наличии лишь формальных признаков недействующего юридического лица.
При этом лицо, полагающее нарушенным свое право, вправе самостоятельно выбрать способ его защиты из тех, что предусмотрены законом, вместе с тем, при доказанности нарушенного права суд должен предоставить этому лицу судебную защиту (статья 4 КАС РФ).
Согласно п. 8 указанного Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ: Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из этого следует, что течение срока на обжалование указанных действий не ставится в зависимость от даты опубликования решения о предстоящем исключении, в связи с чем, установленный годичный срок давности на обжалование действия регистрирующего органа по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должен течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Как утверждает административный истец Агаева Э.У., впервые о нарушении своего права она узнала лишь ..., а именно после получения ею выписки из ЕГРЮЛ, содержавшей сведения об исключении ООО <данные изъяты> из числа действующих юридических лиц, при этом со своим иском Агаева Э.У. обратилась в суд ..., то есть в пределах указанного годичного срока давности, установленного п. 8 упомянутого Федерального закона РФ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, и в силу изложенного подлежавшего исчислению с ..., в связи с чем, истцом Агаевой Э.У. не был пропущен указанный срок давности.
Данное обстоятельство ответчиком в суде не было опровергнуто, при этом в суд также не было представлено доказательств, свидетельствующих об обратном, как и не представлено доказательств того, что в адрес ООО <данные изъяты> либо в адрес Агаевой Э.У. (как директора ООО <данные изъяты> Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу направлялись, в частности, следующие документы: решение налогового органа от ...№ о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ; запись от ... за государственным регистрационным номером: № о внесении сведений о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также запись от ... о внесении в ЕГРЮЛ сведений за государственным регистрационным номером: № о прекращении деятельности юридического лица, принятых и произведенных в отношении ООО <данные изъяты>
При таких обстоятельствах следует признать недействительной запись об исключении ООО <данные изъяты> из ЕГРЮЛ за № от ..., внесенной Межрайонной ИФНС по г. Владикавказу.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, суд указывает на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Таким образом, с учетом требований п. 1) ч. 3 и ч. 9 ст. 227 КАС РФ следует обязать Межрайонную ИФНС по г. Владикавказу восстановить в ЕГРЮЛ сведения об ООО <данные изъяты> (ОГРН №) как о действующем юридическом лице.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 227-228 КАС РФ,
решил:
Административный иск Агаевой Э.У. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу о признании недействительной записи об исключении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц и возложении обязанности восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об Обществе с ограниченной ответственностью <данные изъяты> как действующем юридическом лице, удовлетворить.
Признать недействительной запись об исключении Общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц за № от ..., внесенной Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по г. Владикавказу восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения об Обществе с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (ОГРН №) как о действующем юридическом лице.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Валиева Л.Г.