ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3365/19 от 08.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-3365/2019(10RS0011-01-2019-002716-90)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании постановления администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 об установлении публичного сервитута,

у с т а н о в и л:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) оспаривании постановления администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 об установлении публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером , считают, что реализация целей публичного сервитута в виде размещения АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» линейного объекта - газораспределительной сети приведет к следующим нарушениям закона и прав административных истцов. Во-первых, участок, на котором установлен публичный сервитут займет 1/3 дворовой территории многоквартирного жилого дома, что значительно сократит площадь дворовой территории многоквартирного жилого дома, снизит уровень благоустройства, резко уменьшит жизненное пространство жильцов, уничтожит существующие места для парковки автомобилей жильцов, которые разместить в другом месте земельного участка не имеется возможности. Во-вторых, в месте, где установлен публичный сервитут, расположен линейный объект придомовая тепловая сеть, располагающаяся примерно на глубине прокладки газопровода, что может привести к повреждению теплосети. В-третьих, исходя из норм ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ и общеправового принципа справедливости получение права граждан на доступ к новому газопроводу не может ущемлять права иных граждан на безопасное и комфортное использование придомовой территории. Кроме того, проведение каких либо земляных, строительных работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ, жильцы лома никогда и никому такого разрешения не давали, такое согласование у них не испрашивалось. В связи с изложенным, административные истцы просят признать не действующим со дня вступления в силу решения суда оспариваемое Постановление администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511,аннулировать сведения ЕГРН об установленном публичном сервитута земельного участка с кадастровым номером .

Определением суда от 23.04.2019 года в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, АО «ПКС-Тепловые сети».

В судебном заседании ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 в присутствии своего представителя по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Просили признать незаконным Постановление администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 «Об установлении публичного сервитута на земельный участок по ул. Краснофлотской, д. 37», аннулировать сведения ЕГРН об установленном публичном сервитута земельного участка с кадастровым номером .

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, пояснила, что установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, осуществлено в соответствии с нормами действующего земельного законодательства.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что проект планировки территории в составе с проектом межевания территории линейного объекта в целях подготовки проектно-сметной документации на строительство распределительных сетей объекта «Газораспределительная сеть для газоснабжения в районе « Первомайский» в г.Петрозаводска (4-й пусковой комплекс)» был разработан в 2015году и утвержден Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 202 от 26.01.2016года ( внесение изменений № 2421 от 15.06.2016). До принятия указанного постановления Администрацией Петрозаводского городского округа были проведены публичные слушания 28.12.2015года, при проведении которых, от жильцом многоквартирного дома № 37 по ул. Краснофлотской в г.Петрозаводске не поступили возражения о временном занятии земельного участка для производства строительно- монтажных работ. Проектная документация на указанный объект и результаты инженерных изысканий, разработанные на основании утвержденного проекта планировки и межевания территории, прошли государственную экспертизу АУ РК «Карелгосэкспертиза» и было получено положительное заключение № 10-1-1-3-0008-16 от 22.03.2016года. Разрешение на строительство вышеуказанного объекта было выдано Администрацией Петрозаводского городского округа № 10-RU10301000-209/1 -2017 от 10 мая 2018года. Таким образом, на производство строительства вышеуказанного объекта АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» были получены все необходимые документы, предусмотренные градостроительным законодательством. Кроме этого, по результатом торгов, был определен подрядчик на производство строительно-монтажных работ, с которым 14.09.2018года заключен договор строительного подряда на строительство указанного объекта, сроки окончания строительства указанного объекта определены 01 сентября 2019года. В случае запрета на строительство указанного газопровода на земельном участке с кадастровым номером 10:01:0030136:18, не будут выполнены сроки окончания строительства вышеуказанного газопровода, а также не будут выполнены Мероприятия по Газификации Республики Карелия на 2013-2020 годы, утвержденные Распоряжением Правительства Республики Карелия от 16 января 2014года № 4р-П.

Представитель АО «ПКС» ФИО7 оставила решение рассматриваемого вопроса на усмотрение суда.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК своего представителя в суд не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено.

Заслушав участников процесса, заместителя генерального директора АО «Газпром газораспределение Петрозаводск», исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, что многоквартирный жилой дом 37 по ул. Краснофлотская в г. Петрозаводск расположен на земельном участке площадью 2935 кв.м. с кадастровым номером .

Постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 в целях размещения линейного объекта «Газораспределительная сеть для газоснабжения в районе «Первомайский» г. Петрозаводска (4-й пусковой комплекс) на часть земельного участка площадью 483 кв.м., образуемого из земельного участка площадью 2935 кв.м., имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: РК, <...> установлен публичный сервитут. Административные истцы не согласны с данным постановлением и оспорили его в суде.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или частично заявленных требований является признание оспариваемых решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административных истцов.

В соответствии с п.п. 2,4 ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Публичный сервитут может устанавливаться в том числе для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ.

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 39.37 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в том числе в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения); …

5) проведение инженерных -изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

На основании п. 1 ст. 39.39 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

28.01.2019 в Администрацию поступило ходатайство АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» об установлении публичного сервитута на часть земельного участка площадью 483 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, для размещения газораспределительной сети для газоснабжения в районе «Первомайский», 4-й пусковой комплекс. Требования по оформлению ходатайства об установлении публичного сервитута содержатся в ст. 39.41 Земельного кодекса РФ.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 26.01.2016 № 202 (в редакции постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 15.06.2016 № 2421) утвержден проект планировки и проект межевания территории для размещения линейного объекта: «Строительство распределительных сетей для газоснабжения в районе «Первомайский» г. Петрозаводска (4-й пусковой комплекс)» в составе частей 1, 2, расположенных в границах кадастровых кварталов в районе улиц Шотмана, Северной и в границах кадастровых кварталов в районе улиц Шотмана, Мурманской, ФИО8 и Краснофлотской.

Подготовка документации по планировке территории в соответствии с п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ была выполнена за счет средств заинтересованного лица - ЗАО «Газпром газораспределение Петрозаводск».

Согласно ответа АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» на обращение Администрации ПГО № 5.1-11-22-0 от 20.02.2019 строительство объекта: «Газораспределительная сеть для газоснабжения в районе "Первомайский" 4-й пусковой комплекс» осуществляется Обществом в рамках Мероприятий по газификации Республики Карелия на 2013-2020 гг., одобренных распоряжением Правительства РК от 16 января 2014 года за № 4р-П и распоряжением Правительства РК от 16 июля 2015 года за № 453р-П. Проектом предусмотрено строительство газопроводов протяженностью 1,6 км с обеспечением газификации 15 жилых многоквартирных домов. Проект выполнен в соответствии с требованиями законодательства и на основании проекта планировки и межевания территории (разработан по Постановлению Администрации ПГО № 4809 от 30.09.2015г.), утвержденного Постановлениями Администрации ПГО № 202 от 26.01.2016г., № 2421 от 15.06.2016.

Проектная документация по «строительству распределительных сетей для газоснабжения в районе «Первомайский» г. Петрозаводска (4-й пусковой комплекс)» получила положительное заключение государственной экспертизы проекта № 10-1-1-3-0008-16 от 22.03.2016 АУ РК «Карелгосэкспертиза».

В соответствии со ст. 39.42 Земельного кодекса РФ ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, в порядке их поступления.

В целях принятия решения об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута при отсутствии оснований для его возврата в соответствии с пунктом 9 статьи 39.41 настоящего Кодекса направляет в орган регистрации прав запрос о правообладателях земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута.

В случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков в порядке, предусмотренном пунктами 3-8 настоящей статьи.

Пунктом 3 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в срок не более чем семь рабочих дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, обеспечивает извещение правообладателей земельных участков путем:

опубликования сообщения о возможном установлении публичного сервитута в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) правовых актов поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и (или) земель, в отношении которых подано указанное ходатайство (муниципального района в случае, если такие земельный участок и (или) земли расположены на межселенной территории);

размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на официальном сайте органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, и официальном сайте муниципального образования, указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования;

размещения сообщения о возможном установлении публичного сервитута в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом) в случае, если публичный сервитут предлагается установить в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. При этом положения подпунктов 1 и 3 настоящего пункта не применяются, если публичный сервитут испрашивается только в отношении земельного участка, указанного в настоящем подпункте.

Фотоматериалами подтверждается, что на стенах у подъездов многоквартирного жилого дома по ул. Краснофлотской, д. 37 было осуществлено размещение сообщения о возможном установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером . На официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа 01.02.2019 осуществлена публикация сообщения о возможном установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>. К сообщению о возможном установлении публичного сервитута была приложена схема расположения границ публичного сервитута.

В силу п. 1 ст. 39.43 Земельного кодекса РФ орган, уполномоченный на установление публичного сервитута, принимает решение об установлении публичного сервитута или об. отказе в его установлении в течение сорока пяти дней со дня поступления ходатайства об установлении публичного сервитута и прилагаемых к ходатайству документов в целях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, но не ранее чем тридцать дней со дня опубликования сообщения о поступившем ходатайстве об установлении публичного сервитута, предусмотренного подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.42 настоящего Кодекса. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута. Сведения о границах публичного сервитута прилагаются к решению об установлении публичного сервитута.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 установлен публичный сервитут в целях размещения линейного объекта «Газораспределительная сеть для газоснабжения в районе «Первомайский» г. Петрозаводска (4-й пусковой комплекс) на часть земельного участка площадью 483 кв.м., образуемую из земельного участка площадью 2935 кв.м., имеющего кадастровый номер , расположенного по адресу: РК, <...>.

Во исполнение ст. 39.43 Земельного кодекса РФ указанное постановление было опубликовано на официальном сайте Администрации Петрозаводского городского округа (дата публикации 14.03.2019), а также в источнике официального опубликования «Петрозаводские торопкие страницы» № 10 (933) от 15.03.2019; копия постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 № 511 была направлена в адрес председателя ЖК «Железнодорожник» ФИО1 (копия письма от 19.03.2019 № 5.1-09-75-и), а также в адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия (копия письма от 19.03.2019 № 5.1-09-76-и ).

Письмом от 19.03.2019 № 5.1-09-74-и Администрация направила в адрес АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» копию постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 13.03.2019 №511, а также сведения о лицах, являющихся правообладателями земельного участка с кадастровым номером , сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на земельный участок с кадастровым номером и способах связи с ними.

Заместитель генерального директора АО «Газпром газораспределение Петрозаводск» ФИО9 по поводу опасения жильцов в судебном заседании пояснил, что проектной документацией предусмотрена полоса отвода под строительство газопровода от 6,5м от 9 м. Перемещение строительной техники предусмотрено вдоль оси газопровода, в рамках занимаемой полосы отвода. Проектные решения по прокладке газопровода принимаются с учетом исключения влияния внешних нагрузок. Расстояние от стены жилого дома до границы полосы отвода для производства работ составляет примерно 13-14 м, что обеспечивает беспрепятственный доступ для жильцов к жилому дому и проезду автомобильной техники. Прокладка газопровода запроектирована с учетом соблюдения нормативных расстояний от существующих коммуникаций. На этапе проектирования в обязательном порядке получены согласования от владельцев инженерных коммуникаций о размещении газопровода. Ремонт и обслуживание существующих сетей (теплотрасса и т.п.), а так же вновь построенных (газопровод низкого давления), будет осуществляться в дальнейшем согласно требованиям нормативных документов об эксплуатации конкретных инженерных коммуникаций.

Производство работ по конкретному участку будет производится в сжатые сроки, в течение 2 недель, а именно: отрывка траншеи, укладка трубопровода, обратная засыпка. По окончании земляных работ производится восстановление нарушенных при строительстве элементов благоустройства территории: выполнение рекультивации нарушенных газонов (укладка плодородного слоя почвы, посев трав) и восстановления асфальтных проездов и тротуаров, бортовых камней в соответствии с ПЗЗ ПГО (восстановление асфальтового покрытия автомобильных дорог по 5 м от оси газопровода, асфальтовых тротуаров - по 2 м от оси газопровода).

Таким образом, доводы административных истцов о том, что участок, на котором установлен публичный сервитут значительно сократит площадь дворовой территории многоквартирного жилого дома, снизит уровень благоустройства, резко уменьшит жизненное пространство жильцов, уничтожит существующие места для парковки автомобилей жильцов, а также то, что прокладка газопроводао может привести к повреждению теплосети не нашли своего подтверждения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что установление публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <...>, осуществлено в соответствии с нормами действующего земельного законодательства, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 218, 227 КАС РФ, суд,

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 15.05.2019