Дело № 2а-3365/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2019 года г. Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В.,
с участием представителя административного истца Е., представителей административных ответчиков С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е. к Мэрии г. Кызыла, заместителю Мэра г. Кызыла О. о признании незаконными уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности выдать уведомления о соответствии,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском к административным ответчикам о признании незаконным и отмене уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска указано, что уведомления носят шаблонный характер, не мотивированы и не обоснованы на законе. Мэрией города Кызыла нарушены положения части 2 статьи 40 Конституции РФ, которая предусматривает, что органы государственной власти и местного самоуправления поощряет жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, уведомления Мэрии г. Кызыла противоречат ст.ст.209, 263 ГК РФ, ст. 51.1 ГрК РФ. Законом Республики Тыва от 30 декабря 2016 года № 237-ЗРТ внесены изменения в Закон Республики Тыва от 24 декабря 2010 года № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва», которым границы города Кызыла изменены путем включения микрорайона «Вавилинский затон» Пий-Хемского кожууна в границы города Кызыла. С тех пор прошло более 2 лет, Мэрия города Кызыла не может разработать документацию и лишает возможности построить жилище. Просит признать незаконными уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельном участке, расположенного по адресу: <адрес>
Представитель административного истца ЕР. поддержал административный иск по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика С. просила в удовлетворении иска отказать.
Административный истец Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть без её участия.
Административный ответчик О. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях Мэрия города Кызыла просит отказать в удовлетворении заявленных требований поскольку, выдача Департаментом уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке является законным, так как выполняются работы по корректировке Правил землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 и 2 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что Е. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур, общая площадь1000 кв.м., адрес: <адрес>
Также Е. является собственником земельного участка категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур, общая площадь 1000 кв.м., адрес: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГЕ. обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г. Кызыла с уведомлениями о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1).
Частью 10 указанной статьи предусмотрено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки (часть 11).
На уведомление административного истца о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра города Кызыла по строительству О. заявитель уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по следующим основаниям: в данным момент на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что выполняются работы по корректировке Правил землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва». Однако при внесении границы муниципального образования «Городской округ город Кызыл» в Единый государственный реестр недвижимости выявлено, что конфигурация южной части г. Кызыла (смежная граница с Кызылским районом) отличается от документов территориального планирования и документов государственного фонда данных г. Кызыла, полученных в результате проведения землеустройства. Описание местоположения границ объектов землеустройства должен осуществляться с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки территорий, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Сведения об объекте землеустройства должны соответствовать утвержденному проекту генерального плана и застройки.
Уведомление с аналогичным содержанием выдано ДД.ММ.ГГГГ на уведомление о строительстве на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В подтверждение своих доводов Мэрия города Кызыла представила суду пояснительную записку начальника Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла, из содержания которого следует, что Законом Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в Закон Республики Тыва от 24 декабря 2010 года № 268 ВХ-1 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва», которым границы города Кызыла изменены путем включения микрорайона «Вавилинский затон» Пий-Хемского кожууна в границы города Кызыла. Однако при внесении границы муниципального образования «Городской округ город Кызыл» в Единый государственный реестр недвижимости выявлено, что конфигурация южной части г. Кызыла (смежная граница с Кызылским районом) отличается от документов территориального планирования и документов государственного фонда данных г. Кызыла, полученных в результате проведения землеустройства. Описание местоположения границ объектов землеустройства должен осуществляться с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки территорий, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений. Сведения об объекте землеустройства должны соответствовать утвержденному проекту генерального плана и застройки. В связи с чем, просит согласовать проект решения Хурала представителей г. Кызыла о внесении изменений в Закон Республики Тыва от 24.12.2010 «О статусе муниципальных образований Республики Тыва» в части изменения границ муниципального образования «Городской округ город Кызыл» согласно текстовому и графическому описанию местоположения границы.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии города Кызыла и ООО «Сибпроект» заключен муниципальный контракт № № с предметом контракта: исполнитель обязуется выполнить для заказчика работы: «Корректировка генерального плана городского округа город «Город Кызыл Республики Тыва» и «Корректировка правил землепользования и застройки городского округа «город Кызыл Республики Тыва» в объеме установленном техническим заданием, срок исполнения контракта: со дня заключения контракта в течение 60 календарных дней.
Пунктом 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уведомление недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Вопреки установленным требованиям административным ответчиком не представлено суду доказательств недопустимости размещения указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Из представленных документов следует, что видом разрешенного использования земельных участков указано: для жилищного строительства с сопутствующим строительством инженерной и социальной инфраструктур, доказательств обратного суду не представлено, каких-либо иных ограничений, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, в оспариваемых уведомлениях, не указывается.
При данных обстоятельствах, поскольку административный ответчик не привел доказательств недопустимости размещения указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, то уведомления Мэрии о недопустимости является преждевременным, не основан на нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Поэтому требования истца о признании незаконным уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Поскольку по заявлению истца требования части 7 статьи 51.1 ГрК РФ административным ответчиком выполнены ненадлежащим образом, проверка соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства административным ответчиком не проведена, то требование о возложении на ответчиков обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства - не подлежит удовлетворению, как заявленное преждевременно.
Исходя из положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство органом местного самоуправления является Мэрия г. Кызыла.
В связи с указанным, для восстановления права истца надлежит обязать мэрию г. Кызыла в течение 15 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Е. путем рассмотрения ее уведомлений о строительстве объекта индивидуального строительства в установленном порядке и сообщить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу об исполнении в Кызылский городской суд Республики Тыва и административному истцу.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в числе прочих, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи с указанным, требование о взыскании государственной пошлины с Мэрии города Кызыла не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Е. к Мэрии г. Кызыла, заместителю Мэра г. Кызыла О. о признании незаконными уведомлений о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и возложении обязанности выдать уведомления о соответствии, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства иди садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать административного ответчика Мэрию г. Кызыла рассмотреть уведомления Е. о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках по адресу: <адрес> установленном законом порядке и сообщить об исполнении решения в течение месяца со дня вступления решения в законную силу в Кызылский городской суд и административному истцу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 15 октября 2019 года.
Судья Монгуш Р.С.